Синдром профессионального стресса

Синдром профессионального выгорания

Чем сильнее у медицинского работника выражен синдром эмоционального выгорания, тем выше вероятность допустить серьезную медицинскую ошибку, несмотря на все принятые меры безопасности.

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. В 1981 г. Э. Moppoy (A. Morrow) предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».

Врачи-онкологи и средний медицинский персонал отделений онкологии – люди в высокой степени подверженные этому синдрому. Основанием для такого заключения являются как общие причины, свойственные появлению «профессионального выгорания» у всех категорий работников, так и специфичные особенности, связанные с характером их деятельности.

К общим причинам относятся:

  • интенсивное общение с разными людьми, в том числе негативно настроенными;
  • работа в меняющихся условиях, столкновение с непредсказуемыми обстоятельствами;
  • особенности жизни в мегаполисах, в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах, отсутствие времени и средств на специальные действия по улучшению собственного здоровья.
  • К специфичным причинам можно отнести:

  • проблемы профессионального характера (карьерного роста) и условий труда (недостаточный уровень з\п, состояние рабочих мест, отсутствие необходимого оборудования или препаратов для качественного и успешного выполнения своей работы);
  • невозможность оказать помощь больному в некоторых случаях;
  • более высокая летальность, чем в большинстве других отделений;
  • воздействие пациентов и их близких, стремящихся решить свои психологические проблемы за счет общения с врачом;
  • тенденция последнего времени – угроза обращений родственников больных в случае летального исхода с юридическими претензиями, исками, жалобами.
  • Профессиональное выгорание меньше касается людей, имеющих опыт успешного преодоления профессионального стресса и способных конструктивно меняться в напряженных условиях. Также ему более стойко противостоят люди, имеющие высокую самооценку и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

    По данным Н.В. Самоукиной, ведущего научного сотрудника Психологического института РАО, симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания, условно можно разделить на три группы: психофизические, социально-психологические и поведенческие.

    К психофизическим симптомам профессионального выгорания относятся такие как:

  • чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
  • ощущение эмоционального и физического истощения;
  • снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
  • общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
  • частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • резкая потеря или резкое увеличение веса;
  • полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная с 4 час. утра или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 час. ночи и «тяжелое» пробуждение утром, когда нужно вставать на работу);
  • постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
  • одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
  • заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
  • К социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относятся такие неприятные ощущения и реакции как:

  • безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
  • повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
  • частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»);
  • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);
  • чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
  • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или человек «не справится»;
  • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «Как ни старайся, все равно ничего не получится»).
  • К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения работника:

  • ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее – все труднее и труднее;
  • сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит);
  • вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;
  • руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим;
  • чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
  • невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий.
  • Если вы замечаете эти симптомы у себя и своих коллег, необходимо выполнить ряд действий, защищающих вашу психику от вредного влияния синдрома. В первую очередь, вам нужен отдых. Подумайте об этом сами и объясните это своему руководителю – без такой возможности вы не сможете полноценно выполнять вашу работу.

    Попробуйте отнестись сознательно к ситуации «границы»: ведь вы в это время переходите незримый рубеж между вашей частной жизнью и жизнью профессиональной. Постарайтесь осознать этот момент по пути на службу и заново вернитесь к этой мысли, возвращаясь домой. Скажите себе, что работа – это не вся ваша жизнь, и там вы выполняете определенные обязанности и решаете важные задачи, но уходя с работы, вы не должны нести с собой в душе весь груз тех же проблем.

    Во время рабочего дня факторами повышения работоспособности могут стать:

    • фотографии близких, памятных вам мест, красивые пейзажи, которые нужно не просто размещать на рабочем месте, но иногда несколько секунд смотреть на них, как бы «уходя» в более комфортную и приятную обстановку;
    • возможность в течение рабочего дня хотя бы 2 раза выйти на 5-10 минут на свежий воздух;
    • запах цитрусовых (он может быть от саше или другого ароматизатора, а может – просто от мандарина, апельсина или стакана сока, который вы не забыли взять на работу);
    • прием «белого листа»: сядьте, закройте глаза и представьте белый лист, на котором ничего не написано, постарайтесь удержать перед мысленным взглядом эту картину так долго, как сможете, ни о чем не думая и не представляя других образов;
    • глубокое дыхание, во время которого на несколько секунд перед новым вдохом вы задерживаете следующее движение мышц (лучше, если вы при этом дышите «животом»).
    • Также важное значение в профилактике синдрома выгорания имеют следующие методы:

    • использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
    • определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей – успех, который повышает степень самовоспитания);
    • овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);
    • профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от синдрома выгорания является обмен профессиональной информацией с коллегами, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы – курсы повышения квалификации, конференции и пр.);
    • уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению синдрома выгорания);
    • эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным), кроме этого важно иметь друзей из других профессиональных сфер, чтобы иметь возможность отвлекаться от своей работы ;
    • поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком усугубляют проявления синдрома выгорания).
    • Эти методы помогают снять сиюминутное напряжение, общий же психологический фон вашего мироощущения во многом связан для врача-онколога с его философским отношением к жизни, пониманием того, что человек может – и того, чего не может изменить.

      Конечно, каждая ситуация уникальна, и ощущение стресса, усталости, недовольства собой и своей работой основаны на уникальном комплексе проблем, особенных у каждого человека. По этой причине мы предлагаем вам обратиться на нашу горячую линию – 8–800–100–0191, чтобы иметь возможность обсудить свою ситуацию с квалифицированным психологом.

      Цитируется по: Самоукина Н.В. (ПИ РАО) Синдром профессионального выгорания, «Медицинская газета» №43 – 8 июня 2005 г. «Синдром эмоционального выгорания»

      Copyright © 2008 | E-mail: | Конфиденциальность

      www.help-patient.ru

      Симптомы (проявления) профессионального стресса

      Для изучения симптоматики стресса используют классификацию реакций человека и выделяют поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления. (Такой типологии придерживаются не все специалисты, большинство предпочитает давать смешанные общие характеристики, однако для полноценного анализа состояния работника следует рассматривать признаки стресса все же по отдельности — такого мнения придерживается Щербатых Ю. В., что можно оценить по его тесту комплексной оценки проявлений стресса в приложении 1)

      Интересную особенность имеют симптомы синдрома профессионального выгорания — они могут быть «инфекционными» и проявляться не только у отдельных работников, а у целых организаций: у подавляющего большинства сотрудников может присутствовать внутреннее физическое или эмоциональное состояние с одними и теми же симптомами, а также одна и те же форма поведения. В таких случаях заметно «стираются» индивидуальные различия между работниками, они становятся неестественно похожими и одинаковыми, как бы «на одно лицо». Люди становятся пессимистами, у которых нет веры в позитивные изменения на работе и возможность что-то изменить собственными усилиями.

      — проявляется синдром «хронической усталости» — чувство постоянной усталости, которое начинается с утра и преследует человека в течение всего дня. Отдельным, специфическим проявлением также может стать обратная форма утомляемости — трудоголизм — полная «зацикленность» на работе, чрезмерная значимость работы, сконцентрированность ведущих целей только или преимущественно в области карьеры, сниженная мотивация в частной, личной сфере.

      Рис. 3. Поведенческие признаки стресса

      — свойственна дезорганизованность — потеря концентрации внимания, рассеянность, забывчивость, повышенная суетливость, принятие ошибочных решений, снижение чувства ответственности.

      Рис. 4. Интеллектуальные признаки стресса

      — это общее ухудшение физического здоровья: головные боли, головокружение, мышечные спазмы, боли в спине или грудной клетке, тошнота, аллергические реакции, нарушение артериального давления (повышение и понижение), расстройства сна и пищеварения.

      Рис. 5. Физиологические признаки стресса

      — наблюдается негативное изменение внутреннего состояния на сверхвозбужденное или депрессию. Работник чувствует, что теряет контроль над собой и профессиональной ситуацией, испытывает внутренний дискомфорт и напряжение. Холерики и сангвиники склонны перевозбуждаться, становятся раздражительными и конфликтными. Флегматики и меланхолики чаще становятся пассивными, вялыми и подавленными, заметно уменьшают контакты с коллегами.

      www.imanagment.ru

      Профессиональный стресс, или профессиональные поражения эмоциональной сферы

      Автор: Бабанов С.А. (ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России, Самара)

      Для цитирования: Бабанов С.А. Профессиональный стресс, или профессиональные поражения эмоциональной сферы // РМЖ. 2014. №4. С. 266

      На Европейской конференции ВОЗ (2005 г.) отмечено, что стресс, связанный с работой, является важной проблемой примерно для одной трети трудящихся в странах Европейского союза. Стоимость решения проблем, связанных с психическим здоровьем вследствие воздействия профессиональных стрессов, составляет в среднем 3–4% валового национального дохода.

      На Европейской конференции ВОЗ (2005 г.) отмечено, что стресс, связанный с работой, является важной проблемой примерно для одной трети трудящихся в странах Европейского союза. Стоимость решения проблем, связанных с психическим здоровьем вследствие воздействия профессиональных стрессов, составляет в среднем 3–4% валового национального дохода.
      Состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе, называют синдромом эмоционального выгорания (СЭВ). В литературе встречаются и другие определения этого состояния: «синдром психического выгорания», «информационный невроз», «синдром менеджера». Развитие СЭВ в первую очередь характерно для профессий, связанных с оказанием помощи людям (медицинские работники, учителя, психологи, социальные работники, работники правоохранительных органов и МЧС). Значительные стрессовые нагрузки и их последствия испытывают руководящие работники, включая руководителей в сфере здравоохранения [1].
      Первые работы по этой проблеме появились в 1970–е гг. в США. Американский психолог и психиатр H.J. Freudenberger, работавший в альтернативной службе медицинской помощи, в 1974 г. описал феномен, который наблюдал у себя и своих коллег (истощение, потеря мотиваций и ответственности), и назвал его «burnout» (выгорание) [2].
      Социальный психолог C. Maslach определила СЭВ как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам [3]. Позднее К. Кондо определяет «burnout» как «состояние дезадаптированности к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений» [4]. Р. Кочюнас дает определение «синдрома сгорания» как «сложного психофизиологического феномена, сопровождающегося эмоциональным, умственным и физическим истощением из-за продолжительной эмоциональной нагрузки» [5].
      По В.В. Бойко, «эмоциональное выгорание» – «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия» [6]. Он указывает на отличие профессионального выгорания от различных форм эмоциональной ригидности, которая определяется органическими причинами: свойствами нервной системы, степенью подвижности эмоций, психосоматическими нарушениями. По Т.В. Форманюк, «синдром эмоционального выгорания» – «специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми» [7]. При этом для уточнения списка подверженных профессиональному выгоранию автор использует исследования А.С. Шафрановой по классификации профессий на основе «преобладания присутствия творческого начала» [8]. В Международной классификации болезней (МКБ-10) СЭВ отнесен к рубрике Z73 – «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни».
      Согласно перечню профессиональных заболеваний, утвержденному приказом № 417н Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.04.2012 «Об утверждении перечня профессиональных заболеваний»), в отечественной профпатологии рассматриваются профессиональные неврозы медицинских работников, определяющиеся как психогенные функциональные расстройства психических (преимущественно эмоционально-волевых) и нейровегетативных функций при сохранении у больного достаточно правильного понимания и критической оценки симптоматики, себя и окружающего с негрубым нарушением социальной адаптации [6], что, по нашему мнению, идентично синдрому профессионального выгорания.
      Эпидемиология и факторы риска
      Основной причиной СЭВ считается психологическое, душевное переутомление. Профессиональные факторы риска имеются прежде всего у представителей «помогающих», альтруистических профессий, таких как врачи, особенно оказывающие психиатрическую, ургентную или паллиативную помощь (онкологи, врачи хосписов), работающие с тяжелыми, агрессивными или суицидальными больными, пациентами с наркотической или алкогольной зависимостью, учителя, психологи, священнослужители, социальные работники, пожарные и спасатели, сотрудники правоохранительных органов и уголовно-исполнительной системы.
      Среди медицинских работников наиболее подверженными СЭВ оказываются прежде всего те специалисты, которых в наибольшей степени отличают такие личностные качества, как повышенное чувство ответственности, готовность всегда прийти на помощь больному, стремление быть нужным, желание оказать психологическую поддержку, высокая степень нравственного долга перед пациентом и желание соответствовать определенным этико-деонтологическим требованиям, переживания по поводу своей профессиональной компетентности и др. [9, 10].
      По современным данным [11], СЭВ (или крайняя степень эмоционального выгорания) выявляется у 13,1%, а высокая степень эмоционального выгорания – у 49,7% врачей первичного звена. Проявления субоптимальной медицинской практики 1 раз в месяц или чаще наблюдаются у 24,2% врачей первичного звена, и наиболее часто (в 17,7% случаев) это выражается в виде ненадлежащего отношения к пациентам и их проблемам, связанным с заболеванием.
      Выделяют 3 основных фактора, играющих существенную роль в развитии СЭВ: личностный, ролевой и организационный.
      Личностный фактор. Психолог H.J. Freudenberger описывает «сгорающих» как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся идеалистов, ориентированных на людей, и одновременно неустойчивых, интравертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичные), «пламенных» и легко солидаризирующихся [2].
      Ролевой фактор. Установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и эмоциональным выгоранием. Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие СЭВ, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия значимость этого фактора резко возрастает даже при существенно более низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию эмоционального выгорания те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий.
      Организационный фактор. К основным организационным факторам, способствующим выгоранию, относятся: высокая рабочая нагрузка; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства; недостаточное вознаграждение за работу; высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы; невозможность влияния на принятие решений; двусмысленные, неоднозначные требования к работе; постоянный риск штрафных санкций; однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям; отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы. Другие факторы развития эмоционального выгорания: дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера в коллективе.
      C.L. Cooper, J. Marshall исследовали источники стресса у работников интеллектуального труда и выявили следующие их группы [12].
      1. Факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью.
      1.1. Чрезмерная загруженность работой или недостаточная загруженность работой. Чрезмерная загруженность работой ставит человека перед проблемой, может ли он справиться с заданием. В этом случае обычно возникают беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным.
      1.2. Плохие физические условия труда: например, отклонение в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум.
      1.3. Дефицит времени (когда все время что-то не успеваешь).
      1.4. Необходимость самостоятельного принятия решения.
      2. Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации.
      2.1. Ролевая неопределенность, например, недостаточная информированность о профессиональных обязанностях и соответствующих ожиданиях со стороны коллег и начальства. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства: что и как они должны делать, как их после этого будут оценивать.
      2.2. Ролевой конфликт, когда субъект считает, что он делает то, чего не должен или не желает делать. Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в иерархии могут дать работнику противоречивые указания.
      2.3. Ответственность за других людей и материальные ценности (оборудование, бюджет и т.д.). Ответственность за людей является более стрессогенной.
      2.4. Слишком низкая ответственность, больно бьющая по самолюбию, приводящая к расхолаживанию.
      2.5. Малая степень участия в принятии решений в организации.
      3. Факторы стресса, связанные с взаимоотношениями на работе.
      3.1. Взаимоотношения с руководством, подчиненными, коллегами. Интересно, что для руководителей с научной и технической ориентацией отношения с другими людьми менее значимы, чем для руководителей, ориентированных на человеческие контакты.
      3.2. Трудности в делегировании полномочий (например, отказ подчиненных выполнять распоряжения руководителя).
      4. Факторы, связанные с деловой карьерой.
      4.1. Два основных стрессогенных фактора: профессиональная «неуспешность», боязнь ранней отставки.
      4.2. Статус несоответствия, медленное или слишком быстрое продвижение, фрустрация из-за достижения «предела» своей карьеры.
      4.3. Отсутствие гарантированной работы (постоянное ожидание каких-то изменений, нестабильность).
      4.4. Несоответствие уровня притязаний профессиональному статусу.
      5. Факторы, связанные с организационной структурой и психологическим климатом.
      5.1. Неэффективное консультирование (невозможность получить своевременную квалифицированную помощь по ряду важных вопросов).
      5.2. Ограничение свободы поведения, интриги и т. д.
      6. Внеорганизационные источники стрессов.
      6.1. Основные проблемы работника, возникающие в семейной жизни: распределение времени (работник мечется между семьей и работой, таким образом, сам он «нуждается в социальной поддержке для борьбы с «подводными камнями» семейной жизни»); перенесение кризисов из одной ситуации в другую.
      6.2. Мобильность работника ведет к обострению конфликтов в семье.
      6.3. Различия по психометрическим данным: экстерналы более адаптивны к различным ситуациям, чем интерналы; «ригидные» больше реагируют на неожиданности, идущие «сверху», от начальства; «подвижные» чаще оказываются перегруженными работой, ориентированные на достижение цели показывают большую независимость и включенность в работу, чем ориентированные на безопасность и спокойствие.
      Обращает на себя внимание тот факт, что в последнее время синдром выгорания выявляется и у специалистов, для которых контакт с людьми вообще не характерен (компьютерные специалисты: программисты, системные администраторы).

      Психосоматический статус и диагностика
      В настоящее время выделяют более 100 психосоматических симптомов и феноменов, так или иначе связанных с СЭВ. Прежде всего следует отметить, что условия профессиональной деятельности порой могут явиться и причиной синдрома хронической усталости, который довольно часто сопутствует СЭВ. При синдроме хронической усталости пациентов беспокоят прогрессирующая усталость, снижение работоспособности, плохая переносимость ранее привычных нагрузок, мышечная слабость, боль в мышцах, расстройства сна, головные боли, забывчивость, раздражительность, снижение мыслительной активности и способности к концентрации внимания, могут отмечаться длительный субфебрилитет, боли в горле.
      Известно, что развитию СЭВ предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, забывает о собственных потребностях, нуждах, с ней не связанных. Затем отмечается первый признак СЭВ – истощение, определяющееся как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна.
      Второй признак СЭВ – личностная отстраненность, которую профессионалы, испытывающие выгорание, используют как попытку справиться с эмоциональными стрессовыми агентами на работе. При крайних проявлениях СЭВ работающего человека почти ничто, связанное с профессиональной деятельностью, не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к профессиональным контактам, к больным, студентам, ученикам, они воспринимаются как неодушевленные предметы, само присутствие которых порой неприятно.
      Третий признак СЭВ – ощущение утраты собственной эффективности или падение самооценки в рамках выгорания. Люди не видят дальнейших перспектив своей профессиональной деятельности, уменьшается удовлетворенность работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.
      Выделяют 5 ключевых групп симптомов, характерных для синдрома выгорания.
      1. Физические симптомы: усталость, физическое утомление, истощение, недостаточный сон, бессонница, затрудненное дыхание, одышка, тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание.
      2. Эмоциональные симптомы: недостаток эмоций, пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, безразличие, усталость, ощущения фрустрации, беспомощности, безнадежности, раздражительность, агрессивность, тревожность, неспособность сосредоточиться, депрессия, чувство вины, потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив, появление деперсонализации своей или других (люди становятся безликими, как манекены), преобладание чувства одиночества.
      3. Поведенческие симптомы: рабочее время – больше 45 ч/нед., во время рабочего дня появляются усталость и желание прерваться, отдохнуть, безразличие к еде, малая физическая нагрузка, употребление табака, алкоголя, лекарств, импульсивное эмоциональное поведение.
      4. Интеллектуальное состояние: уменьшение интереса к новым теориям и идеям, имеющим отношение к работе, появление скуки, тоски, апатии, недостаток интереса к жизни, следование заведенному шаблону, безразличие к новшествам, нововведениям, отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовательных семинарах), формальное выполнение работы.
      5. Социальные симптомы: отсутствие времени или энергии для социальной активности, снижение активности и уменьшение интереса к досугу, ограничение социальных контактов работой, скудные взаимоотношения с другими людьми как дома, так и на работе, ощущение изоляции, непонимания других и другими, недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.
      Особо выделяется группа самых разнообразных психосоматических расстройств – от возникновения артериальной гипертензии до инфарктов и инсультов. E. Maher в своем перечне указывает на различные симптомы, которые могут быть объединены в одну группу: аддиктивное поведение (злоупотребление чаем, кофе, табаком, алкоголем, наркотиками, а также переедание или голодание) [13]. А.Р. Назмутдинов расширяет список вариантов аддикции, прежде всего среди нефармакологических: при синдроме эмоционального сгорания – азартное поведение, работоголизм; реже – другие формы аддикций (уход в религию) [14].

      Особенности синдрома выгорания у представителей некоторых профессий
      Согласно концепции возникновения и развития стресса, разработанной канадским физиологом H.A. Selye, работа в стрессовой обстановке приводит к мобилизации внутренних ресурсов и может вызвать как острые нарушения, так и отсроченные последствия [15]. На протяжении первых 3-х лет воздействия стресс-факторов возрастает число острых состояний и реакций, а затем начинают преобладать хронические болезни. Количество стресс-реакций возрастает по принципу «ускорения», когда уже развившаяся стресс-реакция приводит к изменениям в жизни и новым стрессам, и по принципу «заразительности», весьма выраженному в производственных коллективах.
      Негативные последствия межличностных коммуникаций в процессе профессиональной деятельности обозначаются понятием «профессиональное выгорание», имеющим прямое отношение к сохранению здоровья, психической устойчивости, надежности и профессиональному долголетию указанных специалистов.
      Существует тесная взаимосвязь между профессиональным выгоранием и мотивацией деятельности. Выгорание может приводить к снижению профессиональной мотивации: напряженная работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, появляются апатия и даже негативизм по отношению к своим обязанностям, которые сводятся к минимуму. Профессиональному выгоранию в большей степени подвержены трудоголики – те, кто работает с высокой самоотдачей, ответственностью, установкой на постоянный рабочий процесс.
      Возникновению СЭВ способствуют молодой возраст, отсутствие жизненного и практического опыта. Провоцировать синдром выгорания могут болезни, ослабленность после болезни, переживание тяжелого стресса, психологические травмы (развод, смерть близкого).
      Более всего риску возникновения профессионального выгорания подвержены медицинские работники, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. Так, настоящий медицинский работник в их представлении – это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и частной жизнью. Сложный морально-психологический климат в коллективе, несоблюдение этических и деонтологических норм, особенно со стороны администрации, а также ревность коллег и даже вполне законные и справедливые нарекания руководства заставляют специалиста тратить слишком много сил на сдерживание негативных эмоций.
      Выделяют 3 типа медицинских работников, которым угрожает развитие профессионального выгорания:
      – «педантичный», характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе);
      – «демонстративный», стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной, рутинной работы;
      – «эмоциональный», к которому относятся впечатлительные и чувствительные люди. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничат с саморазрушением. Так, согласно исследованиям русского физиолога И.П. Павлова, неврозы возникают на основе преимущественно слабого и отчасти сильного безудержного типа высшей нервной деятельности [16].
      Профессиональная деятельность в сфере охраны психического здоровья несет в себе потенциальную угрозу развития СЭВ, т. к. является публичной, подразумевает необходимость работы с большим количеством людей и предполагает оказание медицинских услуг пациентам, отличающимся психической неуравновешенностью и девиантным поведением. Личностные черты эмоциональной неустойчивости, робости, подозрительности, склонности к чувству вины, консерватизма, импульсивности, напряженности, интраверсии имеют определенное значение в формировании профессионального выгорания. В картине синдрома у работников этой сферы преобладают симптомы фазы «резистенции». Это проявляется неадекватным эмоциональным реагированием на пациентов, отсутствием эмоциональной вовлеченности и контакта с клиентами, утратой способности к сопереживанию пациентам, усталостью, ведущей к редукции профессиональных обязанностей и негативному влиянию работы на личную жизнь.
      Подвержены формированию профессионального выгорания и другие категории медицинских работников, прежде всего те, кто осуществляет уход за тяжелыми больными с онкологическими заболеваниями, ВИЧ/СПИДом, в ожоговых и реанимационных отделениях.
      Сотрудники «тяжелых» отделений постоянно испытывают состояние хронического стресса в связи с негативными психическими переживаниями, интенсивными межличностными взаимодействиями, напряженностью и сложностью труда и др. А в результате постепенно формирующегося профессионального выгорания возникают психическая и физическая усталость, безразличие к работе, снижается качество оказания медицинской помощи, порождается негативное и даже циничное отношение к пациентам.
      Так, Д.Л. Васин при исследовании состояния здоровья и психологического статуса работников скорой медицинской помощи (СМП) по танатопраксии указывает: результаты социологического опроса врачей и фельдшеров показали, что из 100 респондентов 88,9 отметили в своей работе наличие чрезмерной психофизической нагрузки, 55,9 считали, что условия труда «неудовлетворительные», 21,9 – «удовлетворительные» и только 6,2 – «хорошие» [17]. Исследование режима трудовой деятельности медицинского персонала, характеризующегося интенсивной производственной активностью, показало, что 83,7 респондентов имеют ненормированный рабочий день, у 83,9 обследованных практически постоянно бывает сверхурочная работа, связанная с совмещением должностей или дополнительной профессиональной нагрузкой по выполнению платных медицинских услуг. Из-за больших производственных перегрузок 66,2 из 100 опрошенных ежегодно обращались за медицинской помощью по поводу обострения заболеваний; 64,7 из 100 – указали на наличие хронических заболеваний (около трети состояли на диспансерном учете).
      Выявлено, что 40% обследованного контингента имели симптом переживания психотравмирующих обстоятельств, а 37,01% ощущали себя «загнанными в клетку», 11,4% испытывали тревогу и депрессию. Выраженность симптомов фазы резистенции свидетельствовала о том, что среди респондентов у 35,1% наблюдалось избирательное неадекватное эмоциональное реагирование, 30,1% имели сформировавшийся симптом эмоционально-нравственной дезориентации, у 34,3% происходило расширение сферы экономии эмоций, а 27,1% производили редукцию профессиональных обязанностей. Среди симптомов фазы истощения 5,7% изучаемого контингента испытывали эмоциональный дефицит, 28,6% были эмоционально отстранены, 20% испытывали личную отстраненность и 22,9% отмечали психосоматические и психовегетативные нарушения.
      По данным А.Р. Карчаа [18], при исследовании уровня профессионального стресса у врачей-хирургов установлено, что различий по уровню стресса между врачами-мужчинами и врачами-женщинами выявлено не было. Наряду с этим проведенный корреляционный анализ показал наличие значимой корреляционной связи между уровнем профессионального стресса и возрастом (r=0,71), а также между уровнем профессионального стресса и стажем работы (r=0,82).
      По данным Ж.Р. Гардановой и соавт., высок уровень эмоционального выгорания среди нейрохирургов и неврологов [19]. Результаты исследования показали, что уровень эмоционального выгорания у нейрохирургов проявлялся следующим образом: 32,5% респондентов демонстрировали высокий уровень эмоционального выгорания, 41% – средний уровень эмоционального выгорания и 26,5% – низкий уровень эмоционального выгорания. Авторами было выявлено, что фаза тревожного напряжения у нейрохирургов выглядела следующим образом: напряжение на стадии формирования – у 26,5%, сформированное напряжение – у 33,5% респондентов, отсутствие тревоги – у 41%. Согласно полученным результатам, фаза резистенции находится на стадии формирования у 44% обследуемых, а сформированная резистенция отмечена у 19%. Изучение симптомов эмоционального выгорания показало, что истощение у нейрохирургов проявлялось следующим образом: истощение на стадии формирования отмечалось у 12,5% респондентов, сформированное истощение – у 34,5%.
      В группе неврологов отсутствие тревоги отмечалось в 85,75% случаев, тревога на стадии формироваия – в 14,3%. Фаза резистенции находилась на стадии формирования у 36,0% обследуемых, а сформированная резистенция отмечалась у 7,05%. Авторами было выявлено, что истощение в группе неврологов проявлялось следующим образом: истощение на стадии формирования отмечалось в 13,05% случаев, отсутствие истощения – в 87%.
      В.Я. Сазоновым, В.Н. Клименко выявлен значительный уровень выраженности СЭВ у врачей-онкологов (160 человек) [20]. При исследовании с помощью теста MBI была установлена значительная выраженность профессионального выгорания. В общей группе онкологов по шкале «эмоциональное истощение» высокие показатели продемонстрировали 50 (31,3%) испытуемых, средние – 65 (40,6%), низкие – 45 (28,1%). Только у незначительного количества респондентов отмечались низкие показатели: по шкале «эмоциональное истощение» – у 45 (28,1%) из 16 (0–16 баллов), по шкале «деперсонализация» – у 34 (21,3%) из 160 (0–6 баллов), по шкале «редукция личных достижений» – у 26 (16,3%) из 160 (39 и более баллов).
      По данным Л.В. Золотухиной, при оценке выраженности с использованием опросника «Эмоциональное выгорание» [В.В. Бойко, 2004] СЭВ среди психиатров и терапевтов установлено, что в целом в группе психиатров (n=123, I группа) степень выраженности синдрома профессионального выгорания составила 144,60±55,3 балла в сравнении с врачами, работающими в ЛПУ соматического профиля (n=114, II группа), у которых этот показатель составил 107,75±51,49 балла (p 04.02.2014 План мероприятий по педиатрии на 2014 г.

      План мероприятий по педиатрии на 2014 г. • Конференция «Современные технологии .

      Введение Эректильная дисфункция (ЭД) представляет собой постоянную неспособность к достиже.

      www.rmj.ru

      Еще по теме:

      • Сколько длится выпадение волос после стресса Стресс как причина выпадения волос: что делать, чтобы прекратить облысение? А если тело часто подвергается стрессовым влияниям, возможны неприятные последствия для здоровья. Стресс является одной из психологических причин выпадения волос. Чтобы освободиться от этой проблемы, необходимо […]
      • Мантэк чиа трансформация стресса в жизненную энергию Трансформация стресса в жизненную энергию. Мантэк Чиа С точки зрения даосизма тело, ум и дух составляют единое целое. Стресс и отрицательные эмоции вроде гнева, злости, страха или обиды способны вызывать повреждение внутренних органов и разнообразные заболевания. Для здоровья также […]
      • Анализ крови аст при стрессе Узнаем нормы АЛТ и АСТ в крови Во всех клетках живых организмов присутствуют аминотрансферазы, каждый из которых имеет свою функцию по переносу аминокислот. AСТ отвечает за перенос аспарагиновой кислоты, АЛТ отвечает за перенос молекул аланина. Оба компонента являются белками и […]
      • Депрессия оживление подъем Оживление, подъем Новый англо-русский словарь-справочник. Экономика. — М.: Флинта, Наукa . О.В. Сиполс . 2010 . Смотреть что такое "Оживление, подъем" в других словарях: ВОССТАНОВЛЕНИЕ, ОЖИВЛЕНИЕ, ПОДЪЕМ — (recovery) Фаза торгово промышленного цикла (trade cycle), при которой объем […]
      • Стрессы холестерин Мозг, стресс и холестерин За уровень холестерина отвечает мозгАлексей Тимошенко, GZT.RU Уровень холестерина в крови определяется, в том числе, нейропептидом под названием грелин, который, как показали более ранние работы, связан с реакцией на стресс. Таким образом, не исключено, что […]
      • Шкала депрессии цунга Шкала Цунга для самооценки депрессии (The Zung self-rating depression scale) была опубликована в 1965 г. в Великобритании и в последующем получила международное признание (пере­ведена на 30 языков). Она разработана на основе диагностических критериев депрессии и результатов опроса […]