Психоз в 2 года

Ребенку 1,8 года — психозы и истерики.

у меня 2 истерички… и это похоже у меня только начало.

и у моего так постоянно было! когда был спокойный то подруги и соседки говорили что мой такой тихий а их дети постоянно психуют! это видимость))

У меня мальчишки тройняшки такие((( до сих пор истерят, единственное что на руках не кусались и не царапались.

ничего подобного не было… ну копризничал немного

у нас в полтара было, садился на улице и орал… но прошло уже=)а про ручки так же стал делать недавно, буквально 2 недели назад сам ходил спокойно, мы с развивалки пешком ходили, всю дорогу сам шел… а тут, я его не узнаю,5 шагов сделал и на ручки, а он не легкий у меня=)и попробй не возьми, за ноги хватает, идти не дает, орет… надеюсь пройдет=)

у меня такая же, по дороге домой из Доминиканы, не выдержала (сидела писала 9сорри за подробности), а эта милюзга дверь открыть решила, я ее потянула за футболку со словами «дай мамм пописает и откроешь», так она со всеху маху как вьехала по лицу и по очкам, очки аж в стенку полетели, я не выдержала такой поджоник ей отвесила, что она от обиды еще минут 20 орала- ведь мама никогда не шлепала, а тут на тебе!

и у нас второй такой, скоро ему год и 10 мес., тоже Артемка)) я уже боюсь с ним на улицу выходить, потому что чуть что, сразу падает и рыдает! то кто то игрушку ему не дал, то не стали с ним играть, то еще что-нить( домой заходить-это вообще трындец-ор стоит на весь двор, я его тащу, а он вырывается, бьет меня и орет! и ата-та по попе не помогает(( тоже уже не выдерживаю иногда и шлепаю, а потом жалко(( раньше думала, что всё буду терпеть, пока не пройдет, но не выдерживают нервы(( скоро пойдем к врачу, спрошу про истерики, может что посоветует))

мне тогда напишите что врач скажет)

хорошо)) хочу еще к неврологу сходить, но боюсь она опять ему капли успокоительные выпишет или глицин((

ну тогда я мимо пошла. глицин… никто не знает что это. )))

да ладно, Лен, как раз глицин знают все)) это аминокислота, назначают даже грудничкам, в нете много по нему инфы)) просто он не дает быстрого результата, надо пить курс, 3 раза в день, а я часто про него забываю(( таблетки кисло-сладкие и детям нравятся))) назначают при нервозности и плохом сне, но я хочу сначала к педиатру пойти, может методы борьбы подскажет))

вот кое-что нашла:

Одним из популярнейших лекарственных препаратов, которые отечественные невропатологи сейчас выписывают своим пациентам самого разного возраста, в том числе, и маленьким детям, является глицин.

Данный препарат относится к группе аминокислот, которые, поступая в человеческий организм, регулируют соотношение естественных процессов возбуждения и торможения центральной нервной системы, улучшая обмен веществ в мозге. Как следствие, нормализуется сон, улучшается внимание и обучаемость, уменьшаются проявления гиперактивности.
Такие свойства глицина оказались очень полезными применительно к педиатрии, что и обусловило его широкое применение для лечения детей, начиная практически с рождения.

m.baby.ru

Психозы ребенка в 2 года

Признаки, причины и лечение психоза у ребенка

Психоз относится к сложным заболеваниям психического характера, которым присуще нарушение способности отличать фантазию от реальности и сообразно рассматривать происходящее. Психоз любого типа значительно затрудняет жизнь ребенка. Он является проблемой при организации мышления, контроле действий, верном применении языка, построении отношений соответственно общественных норм. Детские психозы редкое явление. Они делятся на ранний психоз (дети грудного и школьного возраста) и поздний психоз (дети предподросткового и подросткового возраста).

Признаки психоза у ребенка

Проявление психотического поведения может иметь разнообразные формы. К наиболее очевидным признакам можно отнести галлюцинации. Это возможность ребенка видеть, ощущать, слышать и осязать то, чего нет в действительности. Ещё один признак расстройства психики можно определить как бред – неверное толкование смысла того, что действительно существует. Возникает поведение, которое включает в себя сочинение слов, смех над неприятными вещами, раздражение без наличия повода.

Присутствие состояний бреда и галлюцинаций, являются отличительными признаками для констатации психоза у детей. К примеру, сказка о Золушке у здорового ребенка вызовет мечту стать Золушкой и неприязнь к злой мачехе, а ребенок с наличием психоза будет верить, что она на самом деле Золушка и мачеха живет с ней в квартире. Эксперты сходятся во мнении, что точно поставить диагноз специфического психоза в предподростковом возрасте можно лишь, когда ребенок начинает говорить, хотя указывать на это заболевание также может нарушенное поведение.

Причины психоза у ребенка

Причинами для возникновения психоза могут являться кратковременные либо длительные состояния физического вида. К ним относятся приём лекарств, высокая температура, гормональный дисбаланс, менингит. Обычно приступ психоза, источником которого выступает физическая проблема, прекращается с её решением. В некоторых случаях требуется пару недель после лечения основного заболевания, чтоб дать организму время на выздоровление и адаптацию к реальности.

Наблюдаются случаи развития психозов у детей без наличия сопутствующих болезней. Существует экспертное предположение, что источником таких состояний служит отклонение биохимического характера. Данные отклонения считаются полученными при родах или приобретенными после злостного приема лекарств или алкоголя. Биохимические отклонения, спровоцированные факторами внешнего воздействия, вызывают приступы временного психоза. Таким фактором может послужить сильный стресс, например, переезд на другую квартиру, поступление в гимназию и другие.

Дети, рожденные с тяжелыми отклонениями конституционного типа, страдают психозами, спонтанно проявленными ещё в раннем возрасте. Как правило, они сохраняют инвалидность на протяжении всей жизни. Многие медики не считают внешние факторы убедительными для психоза, если он проявлен симптоматически в раннем детстве. Исследования проверяют теорию генетического фактора, как источника болезни.

Диагностика психоза у ребенка

Диагностические мероприятия при подозрении у ребенка психоза занимают несколько недель или месяцев. Его должны тщательно осмотреть следующие врачи: специалист по болезням развития, отоларинголог, логопед, невропатолог. Проводят обследование физической и психологической направленности – длительно наблюдается поведение ребенка, тестируются способности ума, проверяется слух и речь. Возможна госпитализация для разного рода исследований нервной системы.

Если определяется, что психоз ребенка имеет в основе физическое заболевание, диагностика переключается на поиск его причины. Родители всегда имеют право на сомнения в правильном диагнозе и могут получить консультацию других специалистов.

Лечение психоза у ребенка

Эпизодические припадки психоза, связанные с физическим состоянием, проходят с исчезновением основной болезни. Дети, перенесшие тяжелые приступы психоза, должны наблюдаться экспертом по вопросам психики (психиатром, социальным работником либо психологом) для разбора эпизодов психотического вида. В некоторых случаях детям требуется длительная терапевтическая помощь. Предупреждение подобных случаев зависит от профилактических мероприятий в отношении основных причин.

Ребенок, переживший срыв психотического характера, источником которого стала стрессовая ситуация, требует краткой либо длительной психотерапевтической помощи (индивидуальная, семейная психотерапия, модификация поведения). В сложных ситуациях возможно использование лечения с применением медикаментов, компенсирующие нарушения биохимического типа. Лечение ранних психозов, является малоэффективным. Транквилизаторы назначаются исключительно при агрессивном поведении.

Этиология психоза. Основной причиной психоза считают поражение перивентрикулярно расположенных таламо-гипоталамических, лимбико-ретикулярных образований в результате черепно-мозговой травмы, мозговых инфекций и нейроинтоксикаций. Психотические приступы появляются через 2 года — 12 лет после завершения первичного болезненного процесса.

Патогенез психоза состоит в дисфункции пораженных образований мозга, нарушении ликвородинамики. Играют роль сосудисто-аллергический фактор, наличие у ряда больных сердечно-сосудистой недостаточности, способствующей гипоксии мозга, на фоне эндокринной перестройки периода полового созревания. Под влиянием неспецифического экзогенного фактора возникает психотическая декомпенсация. Степень экзогенных вредностей не соответствует остроте и тяжести картины психоза (аденовирусная инфекция, перегревание, гиперинсоляция, переутомление, легкая черепно-мозговая травма, психогении). У девочек первый приступ часто совпадает с началом менструального цикла.

Клиника психоза. В продромальный период продолжительностью 1— 5 дней доминирует бессонница, сопровождающаяся головной болью, утомляемостью, головокружением, нарушением аппетита, эмоциональной неустойчивостью.

При эпизодических психозах (МКБ-10—F06.7) независимо от характера вредности, предшествовавшей развитию психоза, выделяют общие характерные симптомокомплексы. Двигательные расстройства — ступор и субступор (больные с застывшим страдальческим выражением лица, широко раскрытыми глазами, немигающим взглядом и полным мутизмом). Отмечается частая смена ступора двигательным и речевым возбуждением с кататоноподобными чертами, а нередко с агрессией в отношении окружающих. Аффективные нарушения проявляются в форме дисфории, страха, депрессии или эйфории, иногда сопровождаются иллюзорными расстройствами, галлюцинациями.

Особенностью депрессий является незначительная выраженность аффекта тоски. Чаще возникают дисфорические состояния с озлобленностью или плачем, рыданием без слез, монотонным причитанием. Псевдоманиакальные состояния проявляются двигательным возбуждением. Больные склонны к грубым однообразным шалостям, часто наблюдаются сенестопатии, ипохондрические высказывания, иногда зрительные галлюцинации, нестойкие несистематизированные бредовые идеи отношения, преследования или ущерба. Больные жалуются на бессонницу ночью, сонливость днем, утомляемость, головную боль.

Перечисленные симптомокомплексы не всегда наблюдаются одновременно, но могут переходить друг в друга.

Соматические нарушения напоминают таковые у лихорадящих больных: бледное с заостренными чертами или лихорадочным румянцем лицо, блестящие, с расширенными зрачками глаза, сухие запекшиеся губы, обложенный язык. Кожа влажная, нередко выявляются петехии. Отмечаются неустойчивость артериального давления, учащение и лабильность пульса, сердцебиение, головная боль, одышка. Аппетит изменчив: от немотивированного отказа от приема пищи до прожорливости; жажда, высокий диурез. У большинства больных имеются признаки церебрально-эндокринной недостаточности.

Продолжительность повторных приступов нередко уменьшается под влиянием терапии. У девочек повторные приступы могут быть связаны с менструальным циклом. В дальнейшем ритмичность приступов нарушается. Выход из состояния психоза сопровождается выраженной астенией, истощаемостью, нередко гиперсомнией, в дальнейшем — церебрастеническим синдромом различной продолжительности. В острый период психоза отмечается частичная амнезия.

Диагноз ставят на основании данных анамнеза (перенесенные перинатальные и постнатальные черепно-мозговые травмы, инфекции, интоксикации, церебрастенические проявления в течение ряда лет до психоза), провоцирующего воздействия экзогенных вредностей, церебрально-эндокринной и вегетативно-сосудистой недостаточности, усиливающейся во время приступа. В отличие от периодически протекающей шизофрении для П. п. наиболее характерны: однотипность клинических проявлений у одного и того же больного, наличие в психопатологической картине симптомов органического психосиндрома — нарушений сенсорного синтеза, паркинсоноподобного характера двигательных расстройств; отсутствие негативизма, диссоциативного дефекта личности после серии приступов; экзогенно-органические формы нарушения сознания.

При периодических психозах, в отличие от маниакально-депрессивного психоза, наблюдаются непродуктивность маниакальных состояний, неловкость, несоразмерность, угловатость движений, черты органического психосиндрома. Отсутствует ощущение радости, бодрости, «внутреннего подъема и повышенного здоровья». Во время депрессии преобладают заторможенность, персеверативность с монотонными причитаниями, относительно хороший аппетит. От острых инфекционных и интоксикационных психозов эпизодические психозы и периодические психозы отличаются отсутствием связи между временем воздействия экзогенной вредности и развитием психоза, менее выраженным помрачением сознания.

Как побороть детский психоз или умение держать себя «В руках»

[QUOTE=Ирина Агеева;190653]Моему ребёнку 3,2 г. И наступил у нас кризис 3-х лет. Ребёнок не понимает слово»нельзя», не слушает, убегает на улице. В саду тихий спокойный и играет один, воспитателей слушает. Дома делает всё наоборот. ЧТо не так , то падает на пол и начинае «биться головой» о пол.

Ирин, повторю вопрос. Расскажите о сыне, что значит один играет в саду?

Sherylin сказал(-а): 01.12.2011 15:44

Ирина, вот вам ссылка, довольно хорошая книга по психологии. Она, конечно, сложная и написана профессиональным языком, но там разные полезные советы есть, как можно ребенка приучить к хорошему или отучить от плохого, примеры приводятся про других детей, и страшные истории про неблагополучных малышей, из которых выросли преступники. Я для себя кое-что вычитала очень полезное.

А вообще когда ребенок капризничает, не слушается, истерики закатывает, по-моему, ставить его в угол или бить — толку мало. Надо выравнивать отношения, успокаивать, отвлекать, надо совместную деятельность организовывать, чтобы ему с вами было хорошо, приятно, интересно. Тогда можно будет сказать, например, ты ии почисти зубы сейчас, и ложись в кровать, а я с тобой долго-долго буду сидеть, ты мне покажешь по каталогу лего всех своих биониклов, мы вместе пофантазируем, придумаем историю. Это спокойнее намного, и не так ужасно, как гоняться за ним по квартире с зубной щеткой и потом в ванную комнату загонять силком, тащить за руку, или кричать на него. А потом, когда уже ребенок привык, что надо, так он и утром встанет рано, и зубы согласится почистить, и в школу оденется, даже если ему очень не хочется, привычка — великое дело.

А.Сент-Экзюпери написал шикарную книгу «Маленький принц», там был король, который всем давал только такие приказания, которые подданные точно выполняли, потому что они сами хотели это сделать. Я вот думаю, если ребенку объяснять спокойно, чтобы он понял, почему это надо, то он и головой об пол биться не будет. А слепо слушаться папу и маму — так ведь не каждая собака беспрекословно выполняет команды, а то человек, это же личность, он растет, характер проявляет. Можно иной раз и подкупить, обещать игрушку купить, иной раз отвлечь, почитать книжку. Если спать не идет — искупать, хотя бы теплый душ, чтобы успокоился, посидеть, поговорить, а там и глазки закроет, и уснет. Я вообще против битья и драки, я считаю, это сильно уродует ребенка. И психиатры вот тоже так считают, вы там почитайте по ссылке, там хорошие есть статьи, посмотрите оглавление, в том числе про энкопрез и энурез (когда какается и писается ребенок), приучение к туалету, послушание, синдром гиперактивности с дефицитом внимания, в общем, хорошая энциклопедия.

Виды и лечение неврозов у детей дошкольного возраста и подростков, профилактика психических расстройств

Статистические данные последних лет свидетельствуют о том, что количество детей, которым диагностирован невроз, неуклонно растет. Основными причинами развития неврозов у детей являются биологические — например, наследственность, но в то же время нельзя сбрасывать со счетов обстоятельства, в которых растет и развивается маленькая личность. Неврозы у детей и подростков — это пограничные нарушения психики, на которые не оказывает влияние психотическое состояние. Болезнь относится к единой группе, но вот проявляться может совершенно по-разному. Кроме того, есть и особенности, способные повлиять на ход терапии и динамику заболевания.

Невроз у ребенка — распространенное заболевание, которое может иметь очень неприятные последствия. Важно выявить его на ранней стадии и обратиться к специалисту

Причины развития неврозов

Что же может стать причиной детского невроза вне зависимости от возраста? Чаще всего толчком к развитию невроза у малышей до года и детей дошкольного возраста становятся проблемы в семье — например, если у родителей есть личные проблемы, они придерживаются жестких правил воспитания, и при этом не учитывают индивидуальные особенности ребенка. Эмоциональное расстройство у малыша в этом случае будет прогрессировать, однако проблемы в семье — далеко не единственное, что может стать причиной детского невроза.

Значительно усугубить состояние ребенка могут:

  • изменение ситуации в семье в худшую сторону, к примеру, длительная разлука с мамой;
  • сильный испуг (рекомендуем прочитать: признаки испуга у грудничка );
  • наряду с тяжелой ситуацией в семье ребенку пришлось пережить дополнительный стресс (он стал свидетелем преступления или несчастного случая с тяжелыми последствиями);
  • родовая травма, а также серьезные стрессы у матери во время беременности.

Если приведенные выше ситуации наблюдаются в комплексе, это вполне может сработать как спусковой крючок для возникновения невроза у детишек любого возраста.

Неблагоприятное развитие беременности может быть компенсировано спокойной семейной обстановкой, а вот тяжелый семейный климат способен только углубить психические расстройства. В случае когда налицо все признаки невроза, особое значение имеет профилактика, однако очень часто родители не обращают внимания на явную невротическую реакцию ребенка. Разумеется, о лечении ребенка в таком случае речь не ведется — в результате неврозы у детей достигают такой стадии, что меняется сам психологический склад личности.

Стрессы при беременности влияют не только на ее течение, но и на характер, склонности самого будущего ребенка

Симптомы заболевания

Исследования говорят, что главными показателями психического здоровья ребенка является поддержка родителей. Если ребенок растет в неблагополучной семье, у него развивается подозрительность и недоверие к людям, реакции перестают соответствовать ситуациям, становятся неадекватными.

Для малышей в возрасте 2–3 трех лет важно становление самостоятельности. Для ребенка дошкольного возраста — формирование адекватной самооценки и признания самого себя. Все чаще отмечается, что неврозы у детей формируются как результат неверной манеры воспитания — так, эгоцентрическое воспитание может сформировать у ребенка истерию, а отвержение станет причиной неврастении.

Симптомы невротического расстройства не обязательно будут выразительными, однако могут прослеживаться по возрастным критериям. Чаще они указывают на то, что нарушаются функции психики, развивающиеся именно в этом возрасте:

  • от нуля до трех лет нарушения происходят в сомато-вегетативных функциях;
  • от четырех до десяти лет – в психомоторных;
  • от семи до двенадцати лет – разрушаются аффективные функции;
  • от двенадцати до шестнадцати лет – эмоциональные.

    Неврозы у детей 7-ми летнего возраста и младших школьников могут выражаться еще и такими симптомами, как потеря аппетита, потливость, нервозность, апатия, вспыльчивость. Также при детском неврозе могут наблюдаться тики, другие виды подергиваний, заикание, энурез и недержание кала. Дополнительно фиксируются отклонения в поведении (застенчивость, болезненное самолюбие или патологическое фантазирование).

    Виды невротических состояний

    Всего различают пять основных видов невротических состояний:

    Истерия или истерические неврозы у детей прежде всего характеризует изменчивость настроения и эгоцентризм. У маленьких детей могут наблюдаться такие симптомы, как аффективно-респираторные приступы (судорожные задержки дыхания), при этом получаются такие истерические припадки у маленького артиста довольно правдоподобно. Подобная ситуация часто возникает, когда из ребенка делают «кумира семьи». Для припадков задержки дыхания характерны театральность и эмоциональные перепады. У ребенка дошкольного и младшего школьного возраста истерия может проявляться в виде соматического заболевания. Ребенок может жаловаться на головную боль или спазмы желудка.

    Неврастения

    Не может быть спутана с истерией, поскольку симптомы заболевания отличаются кардинально. Неврастения проявляется признаками депрессии. У трехлетнего малыша это может вылиться в необходимость спать намного дольше положенного, ребенка не интересуют игрушки, а подарки не приносят ему радости. У подростка 13–14 лет неврастения может выражаться частыми жалобами на боли в сердце или желудке. Ребенок думает, что он смертельно болен. Основными же признаками неврастении у детей всех возрастов являются нарушения сна.

    Неврозы навязчивого состояния

    Основная отличительная черта неврозов навязчивых состояний у детей — беспричинный страх. Например, ребенок 4–5 лет боится жуков, при этом речь идет обо всех без исключения представителях этого вида. Для подростка основаниями для страха могут быть уже вещи посложнее, вроде предсказанного в очередной раз конца света или потопа.

    Проявляется невроз навязчивых состояний чаще всего в виде разных повторяющихся движений, которые у каждого ребенка могут различаться. Может наблюдаться частое потирание рук или пальцев, непрекращающееся чесание носа или затылка, покашливание, притопывание ногой и т. д. Ребенок не способен контролировать навязчивые движения, даже если кто-либо из взрослых обратит на них его внимание (рекомендуем прочитать: лечение навязчивых движений у ребенка по Комаровскому). Пока не устранена причина навязчивости, не повторять подобные движения очень сложно — если даже усилием воли ребенок отучится, например, передергивать плечами, навязчивость перерастет в другое действие. При этом каждое волнение или тревога могут усугубить навязчивые движения. Заикание и нервный тик также входят в группу навязчивых проявлений.

    Зачастую энурез может быть единственным признаком и проявлением невроза. Он относится к заболеванию в случае, когда имеют место травмирующие ситуации и их последствия. При отсутствии надлежащего лечения у подростка, переживающего эту проблему, может наблюдаться озлобленность, замкнутость или излишняя ранимость.

    Пищевой невроз

    Пищевой поведенческий невроз проявляется нежеланием есть, ребенка часто рвет. Такое заболевание может возникнуть у ребенка в любом возрасте — как у грудничка, так и у подростка. Отсутствие лечения для здоровья ребенка выльется в такие проблемы, как авитаминоз и анорексия. Виноваты в подобном состоянии чаще всего сами родители, поскольку основной причиной возникновения подобного поведенческого невроза является насильственное кормление, которое постепенно формирует у ребенка отвращение к продуктам питания и к самому ритуалу еды. Отсутствие же аппетита у ребенка может свидетельствовать о каких-то внутренних переживаниях.

    Что входит в лечение?

    В случае, когда невротическое заболевание уже диагностировано, целесообразно обсудить с врачом дальнейшие действия. Сделать это просто необходимо, в противном случае дальнейшее развитие личности ребенка будет идти по невротическому пути. Основой лечения является психотерапия, направленная на исправление обстановки в семье и коррекцию воспитательного процесса.

    Виды и задачи психотерапии при детских неврозах

    Психотерапия может быть трех видов: индивидуальная, семейная и групповая. Врач должен изучить ситуацию в семье. С маленьким ребенком актуальны будут ролевые игры, хорошие результаты в борьбе с неврозами дают арт-терапия и аутогенные тренировки. Поскольку лечение детского невроза может растянуться во времени, особенное значение имеет активное участие родителей, однако без коррекции ситуации дома психотерапия может иметь только временный эффект.

    Так, в одной из статей доктора Комаровского неврозы у детей определяются именно как обратимые расстройства психической деятельности. В отличие от маниакально-депрессивных психозов и шизофрений детский невроз имеет своей причиной психотравмирующий фактор. Основной задачей врача в данной ситуации как раз и является определение такого фактора. Будет устранен психотравмирующий фактор — наступит выздоровление. Самим же родителям определить причину детского невроза бывает крайне тяжело, а подчас и невозможно.

    Проводить комплексную терапию невротических состояний у детей разных возрастов могут:

    Обследование ребенка у специалиста поможет выявить тип неврологической проблемы и степень ее развития

    Профилактика

    Для предотвращения возникновения невроза необходимо понимать особенности его появления. Огромное значение имеет обеспечение благоприятного климата в семье и выбор правильной линии воспитания. Прибегать к лечению у психотерапевтов и неврологов не придется, если у ребенка с самого раннего возраста отрегулирован режим и обеспечены умеренные физические нагрузки.

    Основное лечение для детишек до года — это родительская ласка. Только с ее помощью у ребенка формируется фундамент доверия к окружающему миру. Основной стержень для нормального психического состояния ребенка — это поток любви и терпения со стороны родных людей, без этого процесс лечения и профилактики невротических состояний не может быть успешным. Кроме того, далеко не последнюю роль играет обеспечение достаточного и сбалансированного питания, а также формирование благоприятных условий сна, поскольку нарушения сна могут стать причиной формирования астенического состояния.


    vseprorebenka.ru

    Проявление и лечение разных форм психозов у детей

    В обиходе «детским психозом» молодые мамы называют детские истерики и кризисы роста. С медицинской точки зрения все гораздо сложнее и серьезнее: психозы у детей встречаются нечасто, поставить диагноз не так просто, но, в то же время, это заболевание нуждается в обязательном лечении и наблюдении.
    Детский психоз – это не истошные крики и валяния по полу, которые случаются практически у каждого ребенка. Психотическое расстройство имеет определенную клиническую картину, а чтобы поставить правильный диагноз в детском возрасте, обычно нужна консультация не одного специалиста.

    Трудности диагностики психозов у детей

    Одним из главных показателей помрачения рассудка у человека чаще всего служит его речь. В психозе человек не способен связно мыслить, и поток его речи ярко демонстрирует спутанность, хаотичность больного сознания.
    Можно ли наверняка диагностировать психогению у малыша до трех лет, еще не посещающего детский сад, да и не умеющего толком говорить? Зачастую в этом затрудняется большее количество медицинских экспертов. В таком случае психоз у ребенка можно заметить только по его поведению. Также будет сложно определить, когда и по какой причине психика так серьезно пострадала.
    Предметом спора врачей также являются помрачения рассудка, поражающие детей в предподростковом возрасте. Медицина классифицировала детские и взрослые психотические расстройства, однако большинство врачей считают, что и в предподростковом возрасте психика способна пострадать до состояния психогении. Клиническая картина при этом имеет разную симптоматику, отделяя подростковый, с рядом своих отличий, психоз от аналогичной патологии в раннем или взрослом периодах жизни.
    Патологию важно отличать и от других расстройств психики в раннем возрасте, таких как неврозы и истеричность. При многих схожих симптомах именно психозы у детей ведут к разрушению адекватного сознания и потере реальной картины мира.

    Симптоматика детских психозов

    Психоз у детей проявляется по-разному, симптомы в разных формах патологии неоднородны. Однако чаще всего проявляется определенный набор признаков, таких как:

    1. Галлюцинации. Ребенок видит предметы, существ, события, которых не существует в действительности. Слышит голоса, ощущает запахи, испытывает тактильные ощущения ложного происхождения.
    2. Бред. Сознание больного спутано, что ярко проявляется в его речи. В ней нет смысла, связанности, последовательности.
    3. Неадекватное поведение, например, неуместное веселье, неконтролируемые проказы. Ребенок вдруг на ровном месте становится крайне раздражительным, начинает ломать игрушки, вещи, причиняет боль животным.
    4. Агрессия, злость. При посещении школы или садика разговаривает грубо и зло с другими детьми, способен обозвать или ударить, часто агрессивен и со взрослыми. На ничтожные поводы реагирует резким раздражением.
    5. Аппетит нестабилен: от сильной жадности к еде до полного отказа от нее.
    6. Ступор. Надолго застывает в одной позе, положение его тела и мимика не меняются, взгляд застывает, лицо выражает страдание, не реагирует на внешние раздражители.
    7. Резкая смена состояний. Ступор вдруг сменяется крайней возбудимостью, высокой двигательной активностью в сочетании с агрессивным настроем к окружающим.
    8. Аффекты. Эйфория, страх, частые приступы тоски, обиды, слезы вплоть до истерических рыданий.
    9. Плохо спит по ночам, но постоянно хочет спать днем. Головные боли, высокая утомляемость без внешних причин.
    10. Состояние, похожее на лихорадочное (в сочетании с симптомами нарушения сознания). У ребенка холодная кожа, сильная потливость, губы сухие, зрачки расширены.

    Признаки разрушения сознания должны сразу вызвать тревогу у родителей. Ребенок в острой стадии заболевания не может посещать школу либо детский сад, нуждается в срочной госпитализации.

    Но можно ли обычному человеку без медицинского образования отличить детские игры и фантазии от галлюцинаций и бреда? Ведь маленький мальчик, играя, представляет себя рыцарем, спасающим царевну от злого дракона. Помните, что в случае психопатии будет заметен ряд симптомов, указывающих на помрачение рассудка. Так психически больной будет в реальности видеть злое чудовище и вести себя соответствующе – выказывать сильный страх, агрессию и другие признаки искаженного восприятия мира.

    У малышей симптомы психоза имеют ряд возрастных особенностей. К году у такого ребенка может быть частичное или полное отсутствие проявления эмоций, свойственного грудниковому возрасту. В 2, 4, даже в 6 месяцев малютка не улыбается, не «агукает». На фоне здоровых 8-9 месячных малышей больной выделяется тем, что не узнает семью, не проявляет интерес к окружающему миру, у него могут наблюдаться навязчивые однообразные движения.

    В два года подверженный психотическому расстройству ребенок будет заметно демонстрировать отставание в развитии. У малыша 3 лет неадекватное восприятие реальности будет уже более очевидным.

    У детей младшего возраста выделяют атипичный детский психоз. По симптоматике он сходен с аутизмом (одна из его разновидностей даже носит схожее название — «инфантильный психоз»). Может возникать даже у интеллектуально развитых ребят (хотя чаще все-таки встречается у умственно отсталых).

    Заболевший будет плохо контактировать с людьми, демонстрировать задержку речевого развития. Для него могут быть характерными навязчивые одинаковые движения или неконтролируемое повторение чужих слов (эхолалия). Посещая детский сад, такие малыши резко не вписываются в общую группу, так как не понимают окружающих и с трудом адаптируются к малейшим изменениям.

    Причины возникновения патологии

    К физиологическим причинам возникновения психотических расстройств в раннем возрасте относятся:

  • Дисфункции щитовидной железы.
  • Последствия гормонального сбоя, период полового созревания.
  • Высокая температура, вызванная иными заболеваниями.
  • Побочные эффекты при химиотерапии, приеме лекарств.
  • Менингит.
  • Алкоголь, принимаемый беременной женщиной (внутриутробный алкоголизм плода) или при кормлении грудью.
  • Генетическая наследственность.

    У подростков часто срывы психики случаются как следствие попадания в стрессовую ситуацию. Серьезной психотравмой для них может стать смерть близкого человека, конфликтные ситуации в семье или с друзьями, резкая смена жизненных обстоятельств.


    Психоз, возникший на фоне психотравмы у подростка, как и подобные проявления болезни у взрослых людей, может длиться недолго и исчезает с устранением стрессового фактора.
    Но стоит помнить, что склонность к психотическим расстройствам может передаваться по наследству, и тогда течение заболевания бывает более тяжелым. Иногда дисфункция сознания достигает инвалидности, сохраняясь всю жизнь.

    Психолог рассказывает о том, как поведение родителей может спровоцировать развитие психоза у ребенка

    Разнообразие форм болезни

    В зависимости от многих факторов, заболевание может протекать по-разному:

  • быстро и стремительно, с ярким проявлением симптомов;
  • долго, но с острыми периодическими всплесками;
  • быстро, но с невыраженными симптомами;
  • симптоматика развивается в течение длительного периода, проявляется неярко, вяло.
  • В зависимости от возраста пациентов выделяют также ранние (до подросткового возраста) и поздние (у подростков) формы патологии.

    Психотические состояния, вызванные внешними временными факторами, обычно легче диагностируются и поддаются лечению. Острая фаза проходит, когда проблемы-провокаторы прекращаются, хотя для полного восстановления истощенной психики всегда требуется дополнительное время.

    В случае долгого пребывания человека в травмирующей ситуации либо мозговых повреждений, вызванных биохимическим отклонениями (как врожденными, так и спровоцированными приемом лекарственных препаратов, болезнями и другими факторами) острое психотическое расстройство перерастает в хроническое. Затяжное помрачение рассудка крайне опасно для маленького человека. От дисфункции мозговой деятельности страдает интеллектуальное развитие, ребенок не может адаптироваться в социуме, общаться со сверстниками, заниматься любимыми делами.

    Медикаментозное лечение и коррекционный психотерапевтический курс при тяжелых формах психических заболеваний обязательны. Особенно опасен острый психоз, когда все симптомы проявляются очень сильно и ярко, а нарастание патологических процессов идет стремительно.

    Диагностика заболевания

    Детальную диагностику психических отклонений лучше проводить в стационаре под постоянным наблюдением врачей. Для назначения эффективной терапии необходимо четко определить причину возникновения психотической реакции.

    В осмотре, помимо психиатра, обязательно принимают участие отоларинголог, невропатолог, психолог, логопед. Кроме общего обследования организма, ребенок также проходит специальное тестирование умственного развития (например, компьютерный или письменный тест на уровень развития мышления в соответствии с возрастной группой, связанность речи, тесты в картинках и т.д.).

    Терапия и профилактика психотических расстройств в раннем возрасте

    Маленьким пациентам назначается курс медикаментов в сочетании с сеансами психологической коррекции.

    Проявляемые симптомы и лечение, назначаемое ребенку, напрямую связаны, так как препараты необходимы лишь в тех случаях, когда болезнь привела к биохимическим нарушениям в организме. «Тяжелые» формы психотропных лекарств, такие как транквилизаторы, назначают только при наличии агрессивных состояний.

    В случаях, когда болезнь носит затяжной, а не эпизодический характер, лечить юного больного необходимо под постоянным наблюдением психиатра.

    Коррекционный эффект психотерапии особенно заметен, когда эмоциональный срыв произошел в результате пережитого стресса. Тогда при устранении фактора, вызвавшего дебют заболевания, и работая с внутренними установками и реакциями маленького пациента, психолог помогает ему справиться со стрессом и выработать адекватные реакции на негативные события в жизни.
    Родителям необходимо помочь сыну или дочке соблюдать правила здоровой жизни.

  • Ребенку необходим размеренный распорядок дня, отсутствие сильных потрясений и неожиданностей.
  • Недопустимо проявлять к детям грубость и физическое насилие, а меры поощрения и наказания должны быть им понятны.
  • Доброжелательная и позитивная атмосфера в семье, любовь и терпение между всеми ее членами помогают больному быстрее вернуться к нормальной жизни.
  • Если стрессовая ситуация была связана с посещением образовательного учреждения, то есть смысл сменить школу или детский сад.
  • Всё это крайне важно для окончательного и устойчивого восстановления психики маленького больного.

    Возникает вопрос, можно ли детям, перенесшим временное помрачение рассудка, надеяться на полное излечение и полноценную взрослую жизнь? Смогут ли они вырасти в адекватных членов общества, создать свои семьи, иметь детей? К счастью, да. При своевременной медицинской помощи и качественной терапии многие случаи ранней психогении излечиваются полностью.

    psycentr-algis.ru

    Еще по теме:

    • Витамин b1 при депрессии Витамин B1 Витамин В1 – серосодержащее водорастворимое соединение, быстро разрушаемое в щелочной среде и при тепловой обработке. Химическая формула вещества – С12Н18ON4S. Впервые витамин В1 синтезирован в 1911 году из рисовых отрубей польским биохимиком Казимиром Функом. Полученное, в […]
    • Осенняя депрессия подростки Какие симптомы помогут распознать депрессию у детей и подростков Депрессия у детей и подростков — не просто плохое настроение, это серьезное эмоциональное расстройство, накладывающее отпечаток на развитие ребенка или подростка, его самочувствие, качество жизни. В среднем депрессия […]
    • Боязнь падения с высоты Симптомы и причины боязни высоты. Советы и лечение фобии Любой человек хоть раз в жизни сталкивался с таким состоянием, как боязнь высоты. В какой-то мере страх является одним из древних чувств, благодаря которым человек всегда выживал. Мы с опаской относимся ко всему неизвестному, не […]
    • Невроз тревога страх Тревога без причин: как избавиться от тревожного невроза Разумный уровень тревоги является необходимым проявлением реакции человека на потенциально опасные для него ситуации. Но если тревога возникает безосновательно, или проявляется слишком длительно и интенсивно, такое состояние […]
    • Лечение заикания в магнитогорске Логопед Магнитогорск Информация Занятия проводятся по предварительной записи индивидуально Продолжительность занятия – от 30 до 45 минут. Перечень услуг: Диагностика состояния речевого и познавательного развития (с 1, 5 лет) Коррекция детей с ЗПР, УО, ДЦП Показать полностью… Коррекция […]
    • Энтони перкинс психоз герой ЭНТОНИ ПЕРКИНС (Anthony Perkins) 1. Аттикус Финч (Грегори Пек, «Убить пересмешника») 2. Индиана Джонс (Харрисон Форд, «Искатели затерянного ковчега») 3. Джеймс Бонд (Шон Коннери, «Доктор Но») 4. Рик Блэйни (Хамфри Богарт, «Касабланка») 5. Уилл Кейн (Гари Купер, «Ровно в полдень») 6. […]