Психологическое консультирование в ситуации стресса

6.1. Консультирование клиентов с признаками посттравматического стрессового расстройства

6.1. Консультирование клиентов с признаками посттравматического стрессового расстройства

Чрезвычайные ситуации получают в современных социально-политических условиях все более широкое распространение. Все чаще дети и взрослые попадают в условия техногенных катастроф, стихийных бедствий, становятся заложниками других чрезвычайных обстоятельств. Психологические феномены, возникающие в условиях воздействия чрезвычайных факторов, описываются в литературе под названием посттравматического стрессового синдрома, или посттравматического стрессового расстройства. Эти феномены оказываются в центре внимания как врачей-психиатров и психотерапевтов, так и психологов, оказывающих психологическую помощь лицам, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

6.1.1. Посттравматический стрессовый синдром

Психологические последствия травматического стресса в своем крайнем проявлении выражаются в посттравматическом стрессовом расстройстве, или посттравматическом стрессовом синдроме. До 1994 года диагноз посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) в Международной классификации болезней девятого пересмотра (МКБ-9) отсутствовал. В МКБ-10 ПТСР впервые было выделено в качестве самостоятельного расстройства. ПТСР возникает как затяжная или отсроченная реакция на ситуации, сопряженные с серьезной угрозой жизни или здоровью человека. Психологические аспекты переживания травматического стресса и его последствия изучаются, как правило, в контексте общих проблем деятельности человека в экстремальных условиях.

Интенсивность стрессогенного воздействия в ситуациях, связанных с угрозой существованию индивида, бывает столь велика, что личностные особенности или предшествующие невротические состояния уже не играют решающей роли в генезе ПТСР. Их наличие может лишь способствовать развитию стрессового расстройства, отражаться в его течении или клинической картине. Однако в катастрофических обстоятельствах ПТСР может развиться практически у каждого человека даже при полном отсутствии явной личностной предрасположенности, какой-либо невротической или неврозоподобной симптоматики. При этом следует подчеркнуть, что ПТСР – лишь одно из возможных психологических последствий переживания травматического стресса. По данным статистики, ПТСР возникает приблизительно у 20 процентов лиц, переживших ситуации травматического стресса.

Больные ПТСР могут попасть в поле зрения врачей самого различного профиля, поскольку его проявления, как правило, сопровождаются как другими психическими расстройствами (депрессия, алкоголизм, наркомания), так и психосоматическими нарушениями. Общие закономерности возникновения и развития ПТСР не зависят от того, какие конкретные травматические события послужили причиной психологических или психосоматических нарушений, хотя в психологической картине ПТСР специфика травматического стрессора (военные действия, насилие), несомненно, находит свое специфическое отражение. Главной причиной возникновения ПТСР являются события экстремального характера, выходящие за пределы обычных человеческих переживаний и вызывающие интенсивный страх за свою жизнь, ужас и ощущение беспомощности.

Согласно современным воззрениям, стресс становится травматическим, когда результатом воздействия стрессора является нарушение в психической сфере (по аналогии с физическими нарушениями). При этом нарушаются структура «самости», когнитивная модель мира, аффективная сфера, неврологические механизмы, управляющие процессами научения, система памяти, эмоциональные пути научения. В качестве стрессора в таких случаях выступают травматические события – экстремальные кризисные ситуации, обладающие мощным негативным последствием, ситуации угрозы жизни для себя или значимых близких. Такие события коренным образом нарушают чувство безопасности индивида, вызывая переживания травматического стресса, психологические последствия которого разнообразны. Факт переживания травматического стресса для некоторых людей становится причиной появления у них в будущем посттравматического стрессового расстройства.

Посттравматическое стрессовое расстройство определяется как непсихотическая отсроченная реакция на травматический стресс (такой как природные и техногенные катастрофы, боевые действия, пытки, изнасилования), способный вызвать психические нарушения практически у любого человека.

Изучение ПТСР имеет давнюю историю, связанную, прежде всего, с опытом переживания войны. В частности, после Первой мировой войны осталась обширная документация неврологических и психологических последствий военной травмы. Отдельные описания последствий пережитого солдатами военного стресса были опубликованы, в них говорилось о таких симптомах, как навязчивое воспроизведение угрожающих жизни ситуаций, а также повышенная раздражительность, преувеличенная реакция на громкие звуки, трудности с концентрацией внимания.

В монографии «Человек в условиях стресса» Гринкер и Шпигель (1945) перечислили симптомы, совокупность которых авторы обозначили как «военный невроз», от которых страдали так называемые «возвращенцы» – побывавшие в плену солдаты. К этим симптомам относились: повышенная утомляемость, агрессия, депрессия, ослабление памяти, гиперактивность симпатической нервной системы, ослабление способности к концентрации внимания, алкоголизм, ночные кошмары, подозрительность и фобии.

В середине 70-х годов прошлого века американское общество вплотную столкнулось с проблемами, порожденными социально-дезадаптивным поведением ветеранов Вьетнама. Так, примерно у 25 процентов воевавших во Вьетнаме солдат опыт участия в боевых действиях послужил причиной развития неблагоприятных изменений личности под воздействием психической травмы. По данным статистики к началу 1990-х годов около 100 000 вьетнамских ветеранов совершили самоубийство. Около 40 000 ветеранов в настоящее время ведут замкнутый образ жизни и почти не общаются с внешним миром. Отмечен также высокий уровень актов насилия, неблагополучие в сфере семейных отношений и социальных контактов данного контингента лиц. Процент ПТСР среди раненых и калек значительно выше (до 42%), чем среди физически здоровых ветеранов (от 10 до 20%). Кроме того, отмечено, что воздействие боевых стрессоров предсказывает более раннюю смерть, независимо от наличия ПТСР: 56 процентов людей, которые пережили тяжелые боевые действия, умерли или были хронически больны в возрасте до 65 лет. Отсроченные эффекты травмы, как показывает опыт, могут проявиться в пожилом возрасте, когда возрастает риск соматических заболеваний. Отечественные исследования ветеранов войны в Афганистане (физически здоровых) подтверждают результаты американских исследований (процент ПТСР среди них такой же). Выявленные в процессе исследования рост актов насилия, совершаемых этими лицами, повышенный процент самоубийств среди них, неблагополучие в сфере семейных и производственных отношений заставили принять необходимые меры по их реабилитации. В рамках государственной программы была создана специальная система исследовательских центров социальной помощи ветеранам Вьетнама.

Начало систематических исследований постстрессовых состояний, вызванных переживанием природных и индустриальных катастроф (ядерные катастрофы, пожары, газовые атаки, землетрясения, наводнения, ураганы) можно отнести к 50–60-м годам прошедшего века. Например, Блоч, Силбер и Перри взяли психологическое интервью у 88 детей, переживших ураган в 1953 г. Результаты их исследований ясно продемонстрировали, что травмированные дети, во многом подобно травмированным взрослым, переживают вызванные травмой ночные кошмары, демонстрируют избегающее поведение, реакции испуга, раздражительность и повышенную чувствительность к травматическим стимулам. Было проведено социально-психологическое исследование ПТСР у жертв преступлений, в частности, у жертв сексуального насилия. Описан стресс радиационной угрозы. Так, лица, принимавшие участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, обращаясь за психологической помощью, чаще всего предъявляли жалобы на состояние соматического здоровья: постоянные головные боли, потерю веса, боли в суставах и мышцах и т.д. Их беспокоила также повышенная возбудимость и раздражительность, часто возникающие вспышки гнева, снижение работоспособности и настроения, конфликты в семье и на работе и т.д. Как правило, ухудшение соматического и психического самочувствия они связывали с участием в ликвидационных работах, причем это ухудшение они начинали испытывать спустя 2–3 года после возвращения из Чернобыля.

Суицидальное поведение и ПТСР . Актуальность изучения взаимосвязи между признаками ПТСР и суицидальным поведением обусловлена прежде всего статистикой суицидов среди лиц, подвергшихся травматическому воздействию. Так, в исследованиях Килпатрик, Бест и Веронен показано, что жертвы сексуального насилия совершают суицид в восемь раз чаще по сравнению с контрольной группой, не подвергавшейся насилию. С момента окончания боевых действий и по 1990 г. покончили жизнь самоубийством более 50 000 ветеранов войны во Вьетнаме. Среди ветеранов, боевой опыт которых был связан с повышенным риском для жизни, наблюдается выраженная тенденция любым способом (в основном, с помощью алкоголя и наркотиков) уйти от переживаний, связанных с войной. При этом чувство вины для них – наиболее значимый фактор суицидального риска. Участие в экстремальных формах насилия во время сражения может выступать в роли предиктора как суицидальных попыток, так и развития тяжелых форм ПТСР. Взаимосвязь ПТСР и суицидального поведения обнаружена не только среди ветеранов войн и узников плена, но и среди гражданского населения.

Миграционные процессы во всем мире имеют тенденцию к резкому увеличению. Изучение психологических последствий вынужденного изменения мест проживания стало одной из актуальных проблем как для психологов, так и для клиницистов. Психической травматизации особенно сильно подвержены беженцы из «горячих точек», многие из которых побывали в заложниках, находились в зоне военных действий, потеряли своих близких, т.е. переживали травматический стресс. В разных исследованиях показано, сколь значительна распространенность суицидального поведения и суицидальных попыток среди беженцев, подвергшихся психической травматизации. У части беженцев возникает чувство «вины выжившего». Почти у всех нарушаются социальные связи, которые зачастую приводят к полной социальной изоляции; у многих обостряется соматическая патология – все это относится к факторам суицидального риска. Другие ведущие симптомы в группе ПТСР включают ряд клинических параметров, связанных со склонностью к суицидальному поведению: болезненное содержание кошмаров, сокращение или пренебрежение социальными контактами, пессимизм по отношению к будущему и возросшая агрессивность. Перечисленные симптомы, сопряженные с показателями суицидов, определены в литературе как «факторы содействия». Данные симптомы включают: возвращающуюся депрессию, чувство потери, сильное чувство безнадежности или чувство злости. Данные суицидологии указывают на высокую корреляционную связь между «чувством безнадежности», «невозможностью заглянуть в будущее» и будущим суицидом. «Утрата жизненной перспективы», являющаяся одним из ключевых признаков депрессии, относится к числу диагностических симптомов ПТСР.

Для оценки выраженности последствий травматического стресса важно учитывать отношение общества к травматическим событиям и их участникам. Отношение общества к каким-либо чрезвычайным ситуациям может выступать в качестве самостоятельного социального стрессора. Выделены, в частности, следующие стрессоры, связанные с социальным окружением и демонстрирующие отношение общества к войне: ненужность обществу человека с боевым опытом, непопулярность войны и ее участников; взаимное непонимание между теми, кто был на войне, и теми, кто не был; комплекс вины, формируемый обществом. Столкновение с этими, уже вторичными по отношению к экстремальному опыту, полученному на войне, стрессорами, достаточно часто приводит к ухудшению состояния ветеранов войн как Вьетнама, так и Афганистана. Это свидетельствует об огромной роли социальных факторов как в помощи по преодолению травматических стрессовых состояний, так и в формировании ПТСР в случае отсутствия поддержки и понимания со стороны окружающих людей.

6.1.2. Диагностические критерии ПТСР

Критерии ПТСР в МКБ-10 определены следующим образом:

А. Больной должен быть подвержен воздействию стрессорного события или ситуации (как краткому, так и длительному) исключительно угрожающего или катастрофического характера, что способно вызвать общий дистресс почти у любого индивидуума.

Б. Стойкие воспоминания или «оживление» стрессора в навязчивых реминисценциях, ярких воспоминаниях или повторяющихся снах, либо повторное переживание горя при воздействии ситуаций, напоминающих или ассоциирующихся со стрессором.

В. Больной должен обнаруживать фактическое избегание или стремление избежать обстоятельств, напоминающих либо ассоциирующихся со стрессором.

Г. Любое из двух:

• психогенная амнезия, либо частичная, либо полная, в отношении важных аспектов периода воздействия стрессора;

• стойкие симптомы повышения психологической чувствительности или возбудимости (не наблюдавшиеся до действия стрессора), представленные любыми двумя из следующих:

• затруднения засыпания или сохранения сна;

• раздражительность или вспышки гнева;

• затруднения концентрации внимания;

• повышение уровня бодрствования;

• усиленный рефлекс четверохолмия.

Д. Критерии Б, В и Г возникают в течение шести месяцев стрессогенной ситуации или в конце периода стресса.

Критерии посттравматического стрессового расстройства по DSM-IV:

А. Индивид находится под воздействием травмирующего события, причем должны выполняться оба приведенных ниже пункта:

• Индивид был участником, свидетелем либо столкнулся с событием (событиями), которые включают смерть или угрозу смерти, или угрозу серьезных повреждений, или угрозу физической целостности других людей (либо собственной).

• Реакция индивида включает интенсивный страх, беспомощность или ужас.

Примечание: у детей реакция может замещаться ажитирующим или дезорганизованным поведением.

Б. Травматическое событие настойчиво повторяется в переживании одним (или более) из следующих способов:

• Повторяющееся и навязчивое воспроизведение события, соответствующих образов, мыслей и восприятий, вызывающее тяжелые эмоциональные переживания.

Примечание: у маленьких детей может появиться постоянно повторяющаяся игра, в которой проявляются темы или аспекты травмы.

• Повторяющиеся тяжелые сны о событии.

Примечание: у детей могут возникать ночные кошмары, содержание которых не сохраняется.

• Такие действия или ощущения, как если бы травматическое событие происходило вновь (включает ощущение «оживания» опыта, иллюзии, галлюцинации и диссоциативные эпизоды – «флэшбэк»-эффекты, в том числе те, которые появляются в состоянии интоксикации или в просоночном состоянии).

Примечание: у детей может появляться специфическое для травмы повторяющееся поведение.

• Интенсивные тяжелые переживания, которые были вызваны внешней или внутренней ситуацией, напоминающей о травматических событиях или символизирующей их.

• Физиологическая реактивность в ситуациях, которые внешне или внутренне символизируют аспекты травматического события.

В. Постоянное избегание стимулов, связанных с травмой, и numbing-блокировка эмоциональных реакций, оцепенение (не наблюдалось до травмы). Определяется по наличию трех (или более) из перечисленных ниже особенностей:

• усилия по избеганию мыслей, чувств или разговоров, связанных с травмой;

• усилия по избеганию действий, мест или людей, которые пробуждают воспоминания о травме;

• неспособность вспомнить о важных аспектах травмы (психогенная амнезия);

• заметно сниженный интерес или участие в ранее значимых видах деятельности;

• чувство отстраненности или отделенности от остальных людей;

• сниженная выраженность аффекта (неспособность любить);

• чувство отсутствия перспективы в будущем (например, отсутствие ожиданий по поводу карьеры, женитьбы, детей или пожелания долгой жизни).

Г. Постоянные симптомы возрастающего возбуждения (которые не наблюдались до травмы). Определяются по наличию, по крайней мере, двух из нижеперечисленных симптомов:

• трудности засыпания или плохой сон (ранние пробуждения);

• затруднения с сосредоточением внимания;

• повышенный уровень настороженности, гипербдительность, состояние постоянного ожидания угрозы;

• гипертрофированная реакция испуга.

Д. Длительность протекания расстройства (симп-томы в критериях В, С и D) более чем 1 месяц.

Е. Расстройство вызывает клинически значимое тяжелое эмоциональное состояние или нарушения в социальной, профессиональной или других важных сферах жизнедеятельности.

Определение травматического события относится к числу первостепенных при диагностике ПТСР. Травматическая ситуация – это такие экстремальные критические события, которые обладают мощным негативным воздействием, ситуации угрозы, требующие от индивида экстраординарных усилий по совладанию с последствиями воздействия. Типы травматических ситуаций:

Тип 1. Краткосрочное, неожиданное травматическое событие. Основные признаки:

• единичное воздействие, несущее угрозу и требующее превосходящих возможности индивида механизмов совладания;

• изолированное, довольно редкое травматическое переживание;

неожиданное, внезапное событие;

• событие оставляет неизгладимый след в психике индивида (индивид часто видит сны, в которых присутствуют те или иные аспекты события), следы в памяти носят более яркий и конкретный характер, чем воспоминания о событиях, относящихся к типу 2;

• с большой степенью вероятности приводят к возникновению типичных симптомов ПТСР: навязчивой мыслительной деятельности, связанной с этим событием, симптомам избегания и высокой физиологической реактивности;

• с большой степенью вероятности проявляется классическое повторное переживание травматического опыта;

• быстрое восстановление нормального функционирования редко и маловероятно.

Примеры: сексуальное насилие, естественные природные катастрофы, ДТП, снайперская стрельба.

Тип 2. Постоянное и повторяющееся воздействие травматического стрессора – серийная травматизация или пролонгированное травматическое событие. Основные признаки:

• вариативность, множественность, пролонгированность, повторяемость травматического события или ситуации, предсказуемость;

• наиболее вероятно, ситуация создается по умыслу;

• сначала переживается как травма типа 1, но по мере того, как травматическое событие повторяется, жертва переживает страх повторения травмы;

• чувство беспомощности в предотвращении травмы;

• для воспоминаний о такого рода событии характерна их неясность и неоднородность в силу диссоциативного процесса; со временем диссоциация может стать одним из основных способов совладания с травматической ситуацией;

• результатом воздействия травмы типа 2 может стать изменение «Я-концепции» и образа мира индивида, что может сопровождаться чувствами вины, стыда и снижением самооценки;

• высокая вероятность возникновения долгосрочных проблем личностного и интерперсонального характера, что проявляется в отстраненности от других, в сужении и нарушении лабильности и модуляции аффекта;

• диссоциация, отрицание, намбинг, отстраненность, злоупотребление алкоголем и другими психоактивными веществами может иметь место в качестве попытки защиты от непереносимых переживаний;

• приводит к тому, что иногда обозначают как комплексный ПТСР, или расстройство, обусловленное воздействием экстремального стрессора.

Примеры: повторяющееся физическое или сексуальное насилие, боевые действия.

6.1.3. Эпидемиология ПТСР

Широкое эпидемиологическое обследование населения обнаружило, что процент распространенности ПТСР колеблется в диапазоне от 1 до 14 с вариативностью, связанной с методами обследования и особенностями популяции. Обследование индивидов из группы риска (например, ветеранов Вьетнама, лиц, пострадавших от извержения вулкана или криминального насилия) дало очевидное повышение распространенности диагноза: от 3 до 58 процентов. Интенсивность психотравмирующей ситуации является важным фактором риска возникновения ПТСР.

Другими факторами риска являются: низкий уровень образования, социальное положение; предшествующие травматическому событию психиатрические проблемы; наличие близких родственников, страдающих психиатрическими расстройствами; хронический стресс. Довольно часто индивиды с ПТСР переживают вторичную травматизацию, которая возникает, как правило, в результате негативных реакций других людей, медицинского персонала и работников социальной сферы на проблемы, с которыми сталкиваются лица, перенесшие травму. Негативные реакции проявляются в отрицании самого факта травмы, связи между травмой и страданиями индивида, обвинении и даже поношении жертв, отказе в оказании помощи.

В некоторых случаях повторная травматизация может возникнуть в результате гиперопеки пострадавших, вокруг которых окружающие создают «травматическую мембрану», которая отгораживает их от внешнего мира, выводя из-под влияния стрессоров обыденной жизни. Подобная отгороженность сокращает и упрощает эмоциональные аспекты взаимодействия с окружающими людьми, превращая межличностные контакты в формальное регламентированное общение.

psy.wikireading.ru

Стресс и психологическое консультирование

Определение и причины возникновения стрессов. Методы его профилактики. Первая помощь при остром стрессе. Признаки и причины стрессового напряжения. Аутоанализ личного стресса. Методы управления стрессом в организации и особенности стресс-менеджмента.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования Российской Федерации

Дальневосточный государственный университет

Открытый университет ДВГУ

Специальность: Менеджмент организаций

Учебный предмет: Организационное поведение

Тема: Стресс и психологическое консультирование

Студент: Фролова Татьяна Юрьевна

Представительство: п. Лучегорск

Дата сдачи контрольной работы на проверку: 25 мая 2009г.

Дата регистрации работы в учебном отделе ОУ ДВГУ

Дата передачи работы на проверку преподавателю

Отметка о зачете

1. Определение и причины возникновения стрессов

1.1. Организационные причины возникновения стресса

1.2. Личностные факторы стресса.

2. Стрессовое напряжение

2.1. Признаки стрессового напряжения

2.2. Причины стрессового напряжения

3. Методы профилактики стресса

3.1. Противострессовая “переделка” дня

3.2. Первая помощь при остром стрессе

3.3. Аутоанализ личного стресса

5. Методы управления стрессом в организации

Наука об организационном поведении изучает психологические закономерности поведения, общения и взаимоотношений между людьми в организации.

Основными объектами исследования являются индивиды и группы, включенные в организацию. 90-95% всего времени менеджер взаимодействует с людьми и, следовательно, активно влияет на поведение личности в организации

Личность — это человек как носитель социальных качеств, субъект социальной деятельности и отношений.

Понятием индивид обозначается человек как представитель вида.

Индивидуальность — уникальное, неповторимое сочетание социально-психологических особенностей человека как личности и как индивида.

Основными задачами науки об организационном поведении являются:

— Ознакомление менеджера с закономерностями внутреннего мира, психики и поведения людей

— Обучение, умение разбираться в их индивидуальных особенностях в практике управления организацией.

Основными направлениями практической психологической работы в организации являются:

— психодиагностика (профессиональное изучение психологических особенностей личности и группы)

— психологическое консультирование (оказание психологической помощи работникам организации)

— психологическая подготовка и обучение персонала организации.

Данная работа посвящена анализу стресса, причин его возникновения, влияния его на организм человека, а также психологическому консультированию как методу профилактики и борьбы со стрессами в организации

Стресс — это неизбежность, о которой мы должны знать и всегда помнить. Стресс можно предвидеть. Нужно обязательно подготовиться к его приходу и постараться справиться с ним как можно лучше. Некоторых стрессов можно избежать вообще. Нельзя допускать победы стресса над собой. Надо терпеливо, с желанием готовить себя к сложным жизненным ситуациям, которые обязательно нам встретятся и на работе, и в личной жизни.

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРЕССОВ

Наиболее широкоупотребимым определением стресса является следующее:” Стресс — это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое.” Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности несомненно. Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес для нас представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье — одно из условий достижения успеха в любой деятельности. Поэтому в работе рассматриваются и личностные факторы, вызывающие стресс. Кроме причин появления стрессов, в первой главе анализируется стрессовое состояние организма — стрессовое напряжение, его основные признаки и причины.

Стресс- обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его — может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.

Тот тип стресса, который мы будем рассматривать в данной работе, определяется как чрезмерное психологическое или физиологическое напряжение. Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличным и сексуальным отношениям и др.

Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный cтресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся.

Причинами возникновения стресса могут стать факторы, связанные с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека.

1.1 Организационные причины возникновения стресса

Рассмотрим те факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс.

1. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени.

Работнику просто поручили непомерное количество заданий или необоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным.

2. Конфликт ролей.

Конфликт ролей возникает тогда, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Например, продавец может получить задание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром.

Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в иерархии могут дать работнику противоречивые указания. Например, директор завода может потребовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции, в то время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества.

Конфликт ролей может также возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства — с другой.

3. Неопределенность ролей.

Неопределенность ролей возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но и уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства — что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать.. Неопределенность — самый сильный источник стрессового напряжения. Сотрудник, сталкиваясь с неопределенностью, не знает, к чему быть готовым и на что настраиваться. Например, только он сконцентрирует свои силы на решении задачи «А», ему подают «В». Как только он перестроится на задачу «В», говорят, что нужно все-таки «А». В такой ситуации сотрудник теряет силы в результате напряженного ожидания информации, несущей ясность. Невозможность контролировать ситуацию провоцирует повышенную утомляемость: большая часть энергии расходуется на контроль эмоционального состояния с целью сохранения спокойствия.

4. Дискомфорт в общении. Дискомфорт в общении, как правило, связан с боязнью негативной реакции со стороны начальства, коллег и подчиненных. Это ситуации, когда внезапное совещание ассоциируется с выяснением отношений и публичным наказанием, когда жесткие требования руководства воспринимаются как угроза самооценке сотрудников, а невыполнение указаний подчиненными провоцирует ощущение беспомощности и одиночества их начальника. Страх совершить ошибку ухудшает настроение каждый раз, когда человек думает о деловой встрече. Эти ситуации типичны для организаций, в которых существует смешение личностного и профессионального стилей в деловом общении. Поэтому сотрудники не могут спокойно общаться — они постоянно ожидают подвоха или интриги, находятся в постоянной готовности «отразить нападение», то есть в стрессовом напряжении.

5. Физическое переутомление. Сверхнагрузки являются источником стресса в той степени, в которой они поглощают силы сотрудника, необходимые ему в других областях профессиональной и личной деятельности. Одно дело — работать с понедельника по пятницу в установленное время, и совсем другое — постоянно задерживаться после окончания рабочего дня да еще трудиться в выходные. Постоянное перенапряжение провоцирует состояние хронической усталости, а также защитной лени: чтобы сэкономить силы для тяжелой и долгой работы, сотрудник избегает активности и лишнего напоминания о себе.

6. Неинтересная работа.

Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие “интересная” работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим.

Стресс также может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума. Неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могут вызвать стресс.

1.2 Личностные факторы стресса

На жизненном пути нас поджидает множество событий и потрясений, способных вызвать стресс. В большинстве своем они являются неотъемлемой частью нашей жизни, поэтому избежать их или обойти просто невозможно. Важно знать, какие события и в каких случаях особо стрессогенны, — это поможет смягчить негативные последствия.

Полученные в результате многочисленных исследований данные свидетельствуют об определенной связи между вызывающими стресс жизненными ситуациями и началом развития различных заболеваний. Они позволяют сделать вывод, что вызывающее стресс событие или явление может быть одним из многочисленных факторов нашей повседневной жизни, способствующих возникновению различных психических отклонений и психосоматических заболеваний.

Если мы просмотрим перечень жизненных ситуаций и событий, способных вызвать стресс, то увидим, что некоторые из них являются положительными и благоприятно влияют на нашу жизнь (свадьба, личный успех, рождение ребенка, успешная сдача экзаменов). Кроме того, в течение жизни мы испытываем и другие положительные ощущения: к примеру, радость (окончание школы, института, встреча с друзьями и родными, победа любимой команды), любовь, творческий подъем (вдохновение), достижение выдающегося спортивного результата и т.п. Однако стрессовое напряжение способны вызвать как положительные, так и отрицательные ситуации. Чтобы как-то различать источники стрессов, да и сами стрессы, положительные получили название эвстресс, отрицательные — дистресс, или просто стресс.

Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть. Например, смену фаз развития и становления семьи или же биологически обусловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют еще ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий (развод, смена места работы или места жительства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт.

В этой связи человеку необходимы хорошие адаптационные способности, которые помогут пережить самые тяжелые жизненные ситуации, выстоять в самых жестких жизненных испытаниях. Эти адаптационные способности мы и сами можем в себе воспитать, и совершенствовать с помощью различных упражнений. Приведем несколько выводов, отвечающих на вопрос, как можно своевременно подготовиться к стрессогенному событию или жизненной ситуации и ослабить их негативное воздействие на организм.

1. Прежде всего необходима достаточная информация о возможности наступления подобны ситуаций.

2. Продумайте, как предупредить конкретные жизненные опасности, чтобы не возникла ожидаемая критическая ситуация, или попытайтесь найти способы ее смягчения.

3. Не спешите делать преждевременные скоропалительные выводы, не принимайте решений сгоряча, в состоянии нервозности или истерии, до того как ожидаемые события начались. Не пытайтесь в преддверии самого события, исходя из своих предположений, делать поспешные умозаключения — ведь в ваших мыслях и воображении уже имеется достаточное количество материала, способного продиктовать далеко не всегда правильное решение.

4. Помните, что большую часть вызывающих стресс ситуаций вы способны решить сами, не прибегая к помощи специалистов.

5. Очень важно иметь достаточный запас энергии и силы воли для решения сложных ситуаций — это одно из главных условий активной сопротивляемости стрессу. По возможности не поддавайтесь панике, не впадайте в беспомощность. Нет ничего хуже, чем, опустив руки, покориться событиям. Наоборот, стремитесь активно вмешиваться в ситуацию, вызывающую стресс.

6. Вам необходимо понять и принять, что серьезные перемены, в том и числе негативные, — неотъемлемая часть жизни.

7. Помните, что стрессогенными жизненными ситуациями быстрее и лучше овладевают те, кто умеет использовать методы релаксации. Это самый надежный способ подготовки борьбы с ними.

8. Активный образ жизни способствует созданию в организме защитного фона против стресса, улучшая тем самым деятельность адаптационных организмов. Кроме того, создаются благоприятные возможности для развития способности к контролю своего поведения, своих реакций и для самостоятельного овладения стрессом.

9. Для ослабления негативного воздействия стрессовой ситуации необходимы надежные эмоциональные тылы, помогающие обрести чувство уверенности в себе и обеспечивающие вам эмоциональную и моральную поддержку.

10. Преодолеть стрессогенные жизненные ситуации могут помочь некоторые общественные институты: например, дошкольные учреждения, курсы будущих матерей, консультации для молодых супругов и т.д.

2. СТРЕССОВОЕ НАПРЯЖЕНИЕ

Итак, стресс — это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование ( стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Рассмотрим различные состояния человека, которые могут сигнализировать о наличии в организме внутреннего напряжения.

Сознательная оценка способна перевести эти сигналы из сферы эмоциональной ( чувства ) в сферу рациональную ( разум ) и тем самым ликвидировать нежелательное состояние.

2.1 Признаки стрессового напряжения

1. Невозможность сосредоточиться на чем-то.

2. Слишком частые ошибки в работе.

3. Ухудшается память.

4. Слишком часто возникает чувство усталости.

5. Очень быстрая речь.

6. Мысли часто улетучиваются.

7. Довольно часто появляются боли ( голова, спина, область желудка ).

8. Повышенная возбудимость.

9. Работа не доставляет прежней радости.

10. Потеря чувства юмора.

11. Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.

12. Пристрастие к алкогольным напиткам.

13. Постоянное ощущение недоедания.

14. Пропадает аппетит — вообще потерян вкус к еде.

15. Невозможность вовремя закончить работу.

Если мы обнаружили у себя признаки стрессового напряжения организма, то необходимо внимательно изучить его причины.

2.2 Причины стрессового напряжения

1. Гораздо чаще вам приходится делать не то, что хотелось бы, а то, что нужно, что входит в ваши обязанности.

2. Вам постоянно не хватает времени — не успеваете ничего сделать.

3. Вас что-то или кто-то подгоняет, вы постоянно куда-то спешите.

4. Вам начинает казаться, что все окружающие зажаты в тисках какого-то внутреннего напряжения.

5. Вам постоянно хочется спать — никак не можете выспаться.

6. Вы видите чересчур много снов, особенно когда очень устали за день.

7. Вы очень много курите.

8. Потребляете алкоголя больше, чем обычно.

9. Вам почти ничего не нравится.

10. Дома, в семье, у вас постоянные конфликты.

11. Постоянно ощущаете неудовлетворенность жизнью.

12. Влезаете в долги, даже не зная, как с ними расплатиться.

13. У вас появляется комплекс неполноценности.

14. Вам не с кем поговорить о своих проблемах, да и нет особого желания.

15. Вы не чувствуете уважения к себе — ни дома, ни на работе.

Здесь приведены не все причины стрессового напряжения. Каждый человек должен сам проводить анализ своего состояния и выявлять причины стрессового напряжения, возможно характерные только для его организма (с точки зрения его личных ощущений).

Предрасположенность к стрессовому напряжению можно определить также с помощью различных тестов. Ответив на приведенные ниже вопросы (возможные варианты ответов: “никогда”, “изредка”, “время от времени”, “часто”, “очень часто”), можно также определить, предрасположены вы к стрессу или нет.

1. Часто ли вы переедаете? Сколько потребляете алкоголя? Много ли курите?

2. Спрашиваете ли вы себя (по крайней мере, иногда), стоит ли вообще жить?

3. Считаете ли вы, что ведете неправильный образ жизни?

4. Чувствуете ли вы себя виноватым, когда ничего не делаете дома — только отдыхаете, спите, смотрите телевизор?

5. Кажется ли вам порой предстоящее изменение в жизни непреодолимым препятствием?

6. Считаете ли вы себя пессимистом?

7. Не кажется ли вам, что вы потеряли контроль над своей жизнью?

8. Ощущаете ли вы напряжение в конфликтных ситуациях на работе или дома?

9. Испытываете ли вы ощущение безнадежности, если у вас что-то не получается?

10. Чувствуете ли вы сильное напряжение при возникновении непредвиденных ситуаций?

11. Защищаете ли вы свою точку зрения от нападок других людей?

12. Считаете ли вы причиной неудачи других людей или какие-либо, не зависящие от вас обстоятельства?

13. Берете ли вы на себя ответственность за успехи или неуспехи в своей жизни?

14. Часто ли у вас бывает плохое настроение?

Правильные, честные ответы на эти вопросы позволят взглянуть на себя со стороны, по-новому оценить свои мысли, ощущения и некоторые элементы своего поведения.

И если вдруг окажется, что на большинство ответов вы ответили “часто” или “очень часто”, значит, надо быть предельно внимательным к себе, ибо до стресса, что называется, рукой подать.

3. МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ СТРЕССА

Образ жизни — это наша повседневная жизнь с раннего утра до позднего вечера, каждую неделю, каждый месяц, каждый год. Составными частями активного и релаксационного образа жизни являются и начало трудового дня, и режим питания, и двигательная активность, и качество отдыха си сна, и взаимоотношения с окружающими, и реакция на стресс, и многое другое. Именно от нас зависит, каким будет наш образ жизни — здоровым, активным или же нездоровым, пассивным.

Если нам удастся положительно повлиять на свои основные жизненные принципы, добиться того, чтобы релаксация и концентрация стали составной частью нашего образа жизни, то мы станем уравновешеннее и будем более спокойно реагировать на стрессогенные факторы. Необходимо знать, что мы в состоянии сознательно воздействовать на те или иные процессы, происходящие в организме, т.е. обладаем способностью ауторегуляции.

Можно выделить четыре основных метода профилактики стресса с помощью ауторегуляции: релаксация, противострессовая “переделка”дня, оказание первой помощи при остром стрессе и аутоанализ личного стресса. Использование этих методов при необходимости доступно каждому. О релаксации мы уже говорили, поэтому рассмотрим три других метода.

3.1 Противострессовая “переделка” дня

Очень часто люди при возвращении домой переносят свою рабочую активность, возбужденность в семью. Что же нужно, чтобы избавиться от своих дневных впечатлений и, переступив порог дома, не вымещать на домашних свое плохое настроение? Ведь таким образом мы приносим домой стресс, а виной всему — наше неумение отрешиться от накопившихся за день впечатлений. Прежде всего, нужно установить хорошую традицию: возратившись домой с работы или учебы , сразу же проводить релаксацию.

Вот несколько рекомендуемых способов релаксации за 10 минут.

1. Сядьте в кресло, расслабьтесь и спокойно отдохните. Или же сядьте поудобнее на стул и примите релаксационную “позу кучера”.

2. Заварите себе крепкого чая или сварите кофе. Растяните их на 10 минут, старайтесь в этот отрезок времени ни о чем серьезном не думать.

3. Включите магнитофон и послушайте свою любимую музыку. Наслаждайтесь этими чудесными мгновениями. Постарайтесь полностью погрузиться в музыку, отключившись от ваших мыслей.

4. Если ваши близкие дома, выпейте чай или кофе вместе с ними и спокойно побеседуйте о чем-нибудь. Не решайте свои проблемы сразу же по возвращении домой: в состоянии усталости, разбитости это очень трудно, а порой невозможно. Выход из тупикового положения вы сможете найти после того, как пройдет немного времени и спадет напряжение трудового дня.

5. Наполните ванну не очень горячей водой и полежите в ней. В ванне проделайте успокаивающие дыхательные упражнения. Сделайте глубокий вдох через сомкнутые губы, опустите нижнюю часть лица и нос в воду и сделайте очень медленный выдох. Постарайтесь выдыхать как можно дольше (выдох с сопротивлением). Представьте себе, что с каждым выдохом общее напряжение, накопившееся за день, постепенно спадает.

6. Погуляйте на свежем воздухе.

7. Наденьте спортивный костюм, кроссовки и побегайте 10 минут.

Очень важно, чтобы инициатива таких “переделок” дня исходила от нас самих. Необходимо предупредить своих близких, что в это короткий период времени мы забываем о своих домашних обязанностях и попробовать провести эти 10 минут вместе с ними. На свежую голову на решение всех проблем потребуется гораздо меньше нервной и физической энергии.

3.2 Первая помощь при остром стрессе

Если мы неожиданно оказываемся в стрессовой ситуации (нас кто-то разозлил, обругал начальник или кто-то из домашних заставил понервничать) — у нас начинается острый стресс. Для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе “СТОП!”, чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь из состояния острого стресса, чтобы успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи. И тогда в критической ситуации, которая может возникнуть каждую минуту, мы сможем быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе.

Перечислим некоторые советы, которые могут помочь вам выйти из состояния острого стресса.

1. Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе. Что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

2. Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить “язык лица и тела” путем расслабления мышц и глубокого дыхания.

3. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь, мысленно “переберите” все предметы один за другим в определенной последовательности. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой “инвентаризации”. Говорите мысленно самому себе: ”Коричневый письменный стол, белые занавески, красная ваза для цветов” и т.д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения, направляя свое внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.

4. Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс. Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями. Разберите мысленно это помещение (если вы вышли на улицу, то окружающие дома, природу) ”по косточкам”, как описано в пункте 3.

5. Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь. Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойно. Фиксируйте это положение 1-2 минуты, после чего очень медленно поднимайте голову (так, чтобы она не закружилась).

6. Займитесь какой-нибудь деятельностью — все равно какой: начните стирать белье, мыть посуду или делать уборку. Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода — помогает отвлечься от внутреннего напряжения.

7. Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрация на чем-то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.

8. Возьмите калькулятор или бумагу и карандаш и постарайтесь подсчитать, сколько дней вы живете на свете (число полных лет умножьте на 365, добавляя по одному дню на каждый високосный год, и прибавьте количество дней, прошедшее с последнего дня рождения). Такая рациональная деятельность позволит вам переключить вам свое внимание. Постарайтесь вспомнить какой-нибудь особенно примечательный день вашей жизни. Вспомните его в мельчайших деталях, ничего не упуская. Попробуйте подсчитать, каким по счету был этот день вашей жизни.

9. Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по работе. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется “здесь и сейчас” и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом.

10. Проделайте несколько противострессовых дыхательных упражнений.

Теперь, взяв себя в руки, вы спокойно можете продолжить прерванную деятельность.

3.3 Аутоанализ личного стресса

Теперь рассмотрим, как можно обнаружить и объяснить реакции своего организма на стрессовые ситуации. То есть как можно определить свой личный стресс. Понять свою собственную стрессовую ситуацию чрезвычайно важно: во-первых, проявление стресса у каждого человека индивидуально; во-вторых, у стресса, как правило, не может быть единственной причины — таких причин всегда множество; в-третьих, вы сможете найти наиболее приемлемый для себя выход из создавшейся ситуации.

Наиболее оправдавшим себя методом аутоанализа личного стресса является дневник стрессов. Метод этот несложный, однако требующий терпения. В течение нескольких недель — по возможности ежедневно — необходимо делать в дневнике простые пометки: когда и при каких обстоятельствах были обнаружены признаки стресса. Лучше записывать свои наблюдения и ощущения вечером после работы или перед сном, когда легче припомнить мельчайшие подробности и детали. Если в конце дня пометок не сделать, то на следующий день, в житейских заботах и суете забудется, когда и что произошло.

Анализ записей в дневнике помогает просто и быстро определять, какие события или жизненные ситуации способствуют возникновению стресса. Именно регулярно повторяющиеся ситуации, описанные в дневнике, могут быть причиной возникновения стресса.

Полезно записывать свои ощущения сразу при наступлении острого стресса, чтобы потом в спокойном и уравновешенном состоянии проанализировать их.

Если мы пролистаем собственные записи и попробуем их систематизировать, то обнаружим, что некоторые основные признаки стресса повторяются: раздражительность, невозможность сосредоточиться, забывчивость, частые вздохи, ощущение бегающих по телу мурашек, мышечное напряжение, “неуспокаивающиеся ноги”(не сидится на месте) ощущение внутренней тяжести, сухость во рту, беспокойный сон, быстрая утомляемость, необъяснимое чувство страха, плохое настроение, состояние депрессии, частые головные боли (особенно в затылочной части), боли в суставах, отсутствие аппетита или, наоборот, переедание, запоры, учащенное сердцебиение.

Проанализировав записи, можно определить, в какое время дня чаще всего наступает недомогание, происходит это на работе или же по возвращении домой. С помощью ведения дневника стрессов можно выяснить для себя, что нам мешает в жизни, что вызывает наш личный стресс.

Состояние повышенного психологического напряжения, в котором могут находиться сотрудники, например, из-за большого объема работы или множества срочных поручений, противоречивых требований руководства или периодически вспыхивающих конфликтов, принято называть состоянием стресса.

В подобном состоянии люди способны мобилизоваться, собрать все силы для решения многих проблем. И это можно расценивать как положительную сторону стресса. Однако в условиях постоянной мобилизации человек может находиться лишь ограниченное время, потому что внутреннее напряжение сжигает психофизиологические ресурсы. Постоянные стрессовые нагрузки приводят к энергетическому истощению (сотрудник полностью теряет интерес к работе) и провоцируют состояние хронической усталости (человек быстро утомляется, на выполнение стандартных действий у него уходит гораздо больше времени, снижается производительность труда).

Конечно, можно считать, что если у специалиста Сидорова возникает раздражение, усталость или тревога после совещания у директора — это личная проблема самого Сидорова. Не сможет работать, наймем Петрова. Однако при этом не стоит упускать из виду, что невнимательное отношение к человеческим ресурсам компании порождает и материальные издержки.

Качество работы сотрудника, который пытается прийти в себя после стрессовой ситуации и одновременно выполнить свои обязанности, временно падает, а риск принятия неверного решения существенно возрастает. Например, если сотрудник примется за оценку инвестиционной привлекательности проекта, рассчитанного на пять лет, в состоянии перенапряжения, его ошибка может принести компании серьезные убытки. Кроме того, подбор и адаптация нового сотрудника — затратное мероприятие. Поэтому необходимо ценить тех специалистов, которые уже есть (чем они уникальнее, тем труднее будет найти им замену).

Как же управлять, чтобы повысить производительность и понизить уровень стресса?

Люди, страдающие от чрезмерного стресса на работе могут попытаться применить следующие методы.

1. Разработайте систему приоритетов в своей работе. Оцените свою работу следующим образом: “должен сделать сегодня”, “сделать позднее на этой неделе” и “сделать, когда будет время”.

2. Научитесь говорить “нет”, когда достигнете предела, после которого вы уже не можете взять на себя больше работы. Объясните своему начальнику, что понимаете важность задания. Затем опишите конкретные приоритетные работы, над которыми в настоящее время работаете. Если он настаивает на выполнении нового задания, спросите, какую работу вы должны отложить до завершения нового задания.

3. Наладьте особенно эффективные и надежные отношения с вашим начальником. Поймите его проблемы и помогите ему понять ваши. Научите вашего начальника уважать ваши приоритеты, вашу рабочую нагрузку и давать обоснованные поручения.

4. Не соглашайтесь с вашим руководителем или кем-либо, кто начинает выставлять противоречивые требования (конфликт ролей). Объясните, что эти требования тянут вас в противоположных направлениях. Попросите устроить совещание со всеми заинтересованными сторонами, чтобы выяснить вопрос. Не занимайте обвинительно-агрессивной позиции; просто объясните, какие конкретные проблемы создают для вас противоречивые требования.

5. Сообщите своему руководителю или сотрудникам, когда вы почувствуете, что ожидания или стандарты оценки вашего задания не ясны (неопределенность ролей). Скажите им, что вы несколько не уверены относительно ряда конкретных, связанных с заданием вопросов и хотели бы иметь возможность обсудить эти вопросы с ними.

6. Обсудите чувство скуки или отсутствие интереса к работе со своим руководителем. Еще раз учтите, не следует становиться в положение жалующегося. Объясните, что вы сторонник требующей отдачи сил работы и хотели бы иметь возможность принять участие в других видах деятельности.

7. Найдите каждый день время для отключения и отдыха. Закройте на пять минут дверь каждое утро, поднимите и обоприте на что-нибудь ноги, полностью расслабьтесь и выбросьте работу из головы. Обратитесь к приятным мыслям или образам, чтобы освежить мозг. Уходите время от времени из конторы, чтобы сменить обстановку или ход мыслей.

Не обедайте там и не задерживайтесь подолгу после того, как вам следовало бы уже идти домой или заняться другой работой.

К другим факторам, связанным с понижением вероятности стресса, относятся соблюдение надлежащего питания, поддержание себя в форме с помощью физических упражнений и достижение общего равновесия в жизни.

5. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ СТРЕССОМ В ОРГАНИЗАЦИИ

К основным методам управления стрессом в организации можно отнести: коучинг руководства, антистрессовые корпоративные тренинги, организационное поведение.

Коучинг руководства. Наиболее подходящим инструментом управления стрессом для первых лиц компании является коучинг, то есть личное сопровождение, наставничество, индивидуальное тренерство. Роль коуча-консультанта заключается в том, чтобы помочь руководителю увидеть плюсы и минусы необходимых управленческих решений, активизировать жизненные стратегии, которые помогали добиться успеха в прошлом, отбросить или скорректировать стратегии, неэффективные в сложившейся стрессовой ситуации.

Корпоративные тренинги. Это наиболее распространенный способ управления стрессом в рамках отдела или компании. Чтобы провести антистрессовый тренинг, сначала нужно проанализировать ситуацию, выявить основные проблемы и определить результаты, которые предполагается достичь в ходе тренинга. Затем составляется и согласовывается с руководством программа тренинга.

Например, если принято решение провести антистрессовый тренинг среди сотрудников отдела продаж или сотрудников call-центра, в программу включают упражнения, позволяющие противостоять эмоциональному давлению со стороны недовольных собеседников и находить выход из сложных ситуаций, возникающих в ходе общения. Сталкиваясь с «трудными» клиентами, очень сложно избежать, например, чувства гнева, обиды, беспомощности, но научиться управлять ими вполне возможно. Нужно стремиться акцентировать внимание не на негативных эмоциях в процессе разговора, а на тех результатах, которые будут достигнуты после выполнения работы, — заключении выгодной сделки, увеличении прибыли, создании положительного имиджа компании в глазах клиентов, партнеров.

Организационное поведение. Это еще один действенный способ управления стрессом, позволяющий повысить жизнеспособность организации в неблагоприятных условиях. Основной задачей организационного поведения является предотвращение потерь психологических ресурсов и использование стрессовых ситуаций для развития и обучения сотрудников. Суть этого метода заключается в том, что в состоянии стрессового напряжения человек способен обучаться через наглядный пример.

Для сотрудников наглядным примером может стать поведение их руководителя. Допустим, проводится совещание, посвященное выводу компании из кризиса. Если генеральный директор буквально на глазах уверенно превращает неопределенную проблему в решаемую задачу, эффективно общается с присутствующими и рационально управляет временем совещания, то он тем самым показывает, демонстрирует, передает сотрудникам формы организационного поведения, которые работают и создают реальный план действий. Итак, организационное поведение — это поведение-пример, поведение-тип, которое передается от руководителя к подчиненным преимущественно в ситуациях неопределенности, личностного дискомфорта и перегрузок. Позитивные примеры организационного поведения помогают сотрудникам выйти из изматывающего режима стресса. Рассмотрим несколько типов организационного поведения руководителя в стрессовой ситуации:

Управление неопределенностью. Демонстрируя пример организационного поведения, позволяющего управлять неопределенностью, руководитель должен показать, что он отвечает за свои слова, а его деятельность и деятельность его подчиненных имеет смысл. Что он может организовать работу таким образом, чтобы любую проблему превратить в решаемую задачу. При управлении неопределенностью главное — не перекрывать каналы достоверной информации и давать сотрудникам обратную связь, возможность проконсультироваться по любому рабочему вопросу.

Например: крупная компания проводила реорганизацию одного из направлений, в ходе которой изменилось количество отделов и раннее не знакомые друг с другом сотрудники стали работать вместе. При этом сотрудники находились в состоянии повышенного напряжения: им не были известны причины реорганизации и они опасались сокращения. Кроме того, они не знали, как вести себя с «чужаками», и готовились к возможным конфликтам.

Руководство компании решило провести тренинг командообразования. В тренинге приняли участие не только рядовые сотрудники и начальники отделов, но и сам руководитель направления. Он открыто рассказал о причинах реорганизации, признал важность усилий каждого сотрудника в изменившейся ситуации, активно участвовал в тренинге, уделял особое внимание обратной связи. В результате энергия сотрудников направилась в конструктивное русло: они быстро познакомились и нашли общий язык. Неопределенность исчезла, они идентифицировали друг друга как членов единой команды.

Управление отношениями. При управлении отношениями руководителю необходимо развивать культуру общения, которая будет концентрировать эмоции сотрудников не на личностных разногласиях, а на общей цели. Чтобы эффективно влиять на создание благоприятного психологического климата в коллективе, нужно наладить систему коммуникаций. В частности, этому может способствовать развитие корпоративных традиций, проведение корпоративных праздников.

Управление нагрузками. При управлении нагрузками руководителю следует пересмотреть режим работы сотрудников или выстроить новый, грамотно управлять своим временем и временем подчиненных, а также предоставлять возможность восстанавливать силы после трудной и напряженной работы — например, включить в социальный пакет абонемент в спортзал, фитнес-клуб, бассейн.

Таким образом чтобы достичь положения, когда производительность труда в организации находится на возможно более высоком уровне, а стресс — на возможно более низком, руководители и другие сотрудники организации должны научиться прежде всего справляться со стрессом в самих себе.

Чтобы управлять другими, достигая при этом высокой производительности труда и низкого уровня стресса, руководители могут выполнять следующие рекомендации:

1. Оцените способности, потребности и склонности ваших работников и попытайтесь выбрать объем и тип работы для них, соответствующие этим факторам. Как только они продемонстрируют успешные результаты при выполнении этих задач, повысьте им рабочую нагрузку, если они того желают. В подходящих случаях делегируйте полномочия и ответственность.

2. Разрешайте вашим работникам отказываться от выполнения какого- либо задания, если у них есть для этого достаточные основания. Если необходимо, чтобы они выполнили это задание, объясните, почему это нужно, и установите приоритеты в их работе, чтобы дать необходимое время и ресурсы для выполнения дополнительного задания.

3. Четко опишите конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных ожиданий. Используйте двустороннюю коммуникацию и информацию своих подчиненных ( обратную связь ).

4. Используйте стиль лидерства, соответствующий требованиям данной ситуации.

5. Обеспечьте надлежащее вознаграждение за эффективную работу.

6. Выступайте в роли наставника по отношению к вашим подчиненным, развивая их способности и обсуждая с ними сложные вопросы.

1. Аверин В. А. Психология личности. Учебное пособие. — СПб., 1999

2. Весенин В.Г. Основы менеджмента. — М.: Институт межд. права и экономики им. А.С. Грибоедова, 1999.

3. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. — М., 1990

4. Вудкок М., Д.Фрэнсис. Раскрепощенный менеджер. — М.: Дело, 1993

5. Горшкова М.Т. Организационное поведение. — М.: ЮНИТИ, 1999

6. Грейсон Дж., К.Оделл. Американский менеджмент на пороге ХХ1 века. — М.: Экономика, 1991.

7. Зазыкин В.Г. Менеджмент: психологические секреты профессии. — М., 1992.

8. Карпов А.В. Психология менеджмента. — М.: ЮНИТИ, 1999.

9. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Поведение в организации. Учебник. — М.: ИНФРА-М, 1999.

10. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. — М., 1988

11. Кочетков А.И. Основы управления персоналом. — ТЕИС, 1999.

12. Кочеткова А.И.. Введение в организационное поведение. Учебно-методическое пособие. Москва, ЗАО «Бизнес-школа «Интал-Синтез», 2001

13. Ксенчук Е. В., Киянова М. К. Технология успеха. — М., 1993

14. Лилеева З.А. Менеджмент в малом бизнесе. Персонал: как руководить организацией. — М.: Статистика, 1997.

15. Липсиц И.В. Кроссворды для руководителей.- М.: Дрофа, 1999

16. Маркова А. К. Психология труда учителя. — М., 1993.

17. Мескон М., Альберг М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. — М.: Дело ЛТД, 1994. — 702 с.

18. Мильнер Б.З. Теория организации. — М., Инфра — М 1999

19. Ньюстром Джон В., Кейт Дэвис. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте. — СПб.: Питер, 2000.

20. Психологические тесты в 2-х томах. — М.: Владос, 1999.

21. Реан А. А., Баранов А. А. Факторы стрессоустойчивости учителей. — М., 2000.

22. Рюттингер Р. Культура предпринимательства. — М.: Экономика, 1992.

23. Страхова О.А. Управление персоналом и эффективность предприятий. — М.: Наука, 1996.

24. Стресс жизни: Сборник. / Составители: Л. М. Попова, И. В. Соколов. (О. Грегор. Как противостоять стрессу. Г. Селье. Стресс без болезней.). — Спб.: ТОО «Лейла», 1994.

25. Фенько А. Работа и стрессы // Коммерсантъ-Власть, 2001, №4.

Подобные документы

Роль психогигиены в сфере управления. Причины стресса на рабочем места, способы его предупреждения. Методы психогигиены стресса: релаксация, концентрация, ауторегуляция дыхания. Противострессовая «переделка» дня. Первая помощь при остром стрессе.

курсовая работа [157,4 K], добавлен 08.01.2011

Понятие и виды стресса, его факторы (причины) и симптомы (проявления). Признаки синдрома профессионального выгорания. Диагностика стрессового состояния и методы управления им. Разработка программы психологической защиты сотрудников от стрессов на работе.

курсовая работа [951,1 K], добавлен 17.02.2013

Понятие стресс-менеджмента. Способы борьбы со стрессом в профессиональной деятельности: реорганизация трудового процесса, фармакотерапия. Изучение причин возникновения и наиболее эффективных методов профилактики стрессов на материалах Шебкинского райпо.

курсовая работа [59,0 K], добавлен 03.11.2013

Теоретические аспекты стрессового состояния, его основные виды, причины и провоцирующие факторы. Методы борьбы со стрессом в работе руководителя. Основные способы преодоления кризиса эмоциональных состояний. Минимизация влияния стресса на организм.

курсовая работа [46,8 K], добавлен 20.09.2011

Причины, положительные и отрицательные результаты стресса. Способы преодоления отрицательных последствий стресса. Последствия влияния стресса на поведение и здоровье работников. Стратегии стресс-менеджмента. Анализ результатов анкетирования сотрудников.

курсовая работа [646,1 K], добавлен 15.03.2015

Понятие и виды стресса, причины его возникновения и негативные последствия для жизни человека. Рекомендации для минимизации уровня стрессов в рабочем коллективе. Методы и принципы восстановления психического равновесия в условиях кризисной ситуации.

курсовая работа [1,6 M], добавлен 29.04.2012

Понятие стресса. Причины стресса на рабочем месте. Факторы стресса вне организации Групповые факторы стресса. Факторы стресса, связанные с организацией. Факторы, влияющие на стресссоустойчивость. Преодоление стресса начинающего агента страховой компании.

курсовая работа [43,2 K], добавлен 05.01.2009

Понятие стресса, его признаки, последствия, стадии проявления. Причины, источники и факторы его возникновения в процессе труда. Психологические проблемы, вызывающие стресс в профессиональной деятельности менеджеров по продажам и бухгалтерских работников.

дипломная работа [232,5 K], добавлен 01.06.2013

Анализ кадрового состава и организационной культуры предприятия. Диагностика стрессоустойчивости персонала. Причины возникновения стрессовых ситуаций и методы управления ими. Рекомендации по снижению стресса и конструктивному разрешению конфликтов.

курсовая работа [105,0 K], добавлен 06.03.2014

Понятие конфликта и способы управления им. Стресс и его профилактика. Оценка роли и значения руководителя предприятия в данных процессах. Выявленные проблемы в управлении конфликтами и профилактики стрессов со стороны руководителя компании «Мегафон».

курсовая работа [81,4 K], добавлен 29.09.2014

otherreferats.allbest.ru

Еще по теме:

  • Кроссворд по теме стресс Кроссворд Самый главный стресс По горизонтали: 3. Окончание срока срочной службы. 7. Число центов в евро + шаг танцора. 9. Недавно в Америке была обнародована "шкала стрессов". Согласно ей, такое испытание, как экзамены на аттестат зрелости и поступление в университет стоят лишь на 26 […]
  • Депрессии у пожилых лечение Депрессии в позднем возрасте Для цитирования: Михайлова Н.М. Депрессии в позднем возрасте // РМЖ. 2004. №14. С. 835 Понятие депрессии позднего возраста используется для обозначения болезненных состояний, впервые развивающихся в период старения. Но, кроме того, этот термин отражает […]
  • Состояние стресса механизм развития влияние на деятельность Механизмы эмоционального стресса пути преодоления Главная > Курсовая работа >Психология 1. Учение о психологическом стрессе………………………..………………. 5 2. Причины возникновения и компоненты эмоционального стресса……………………………………………………………….………………….15 3. Практические рекомендации по преодолению […]
  • Похудеть после стресса Резкий набор веса после стресса и гормонального фона Добрый день! Всю жизнь была полной (при росте 157 вес 62), но летом взяла себя в руки и довела до 52. А осенью случился стресс, благодаря чему вес ушел еще в минус и достиг 47. Выглядела как скилет, кожа посинела, осунулась. Два месяца […]
  • Беременный психоз Беременный психоз и послеродовые психозы у женщин: как научиться радоваться каждому моменту? Увидев две заветные полосочки на тесте, 9 из 10 женщин испытывают ни с чем не сравнимое чувство радости и счастья. И, едва ли, в этом состоянии хоть одна из них задумывается над […]
  • Невроз список литературы Список литературы :: Неврозы список литературы На русском языке На иностранных языках На русском языке 1. Александров А. А. Патогенетическая психотерапия: современное состояние и перспективы // Психотерапия. 2003. № 1. С. 8–12. 2. Александров А. А. Проблемы интегративной […]