Определение детский аутизм

Определение детский аутизм

Определение аутизма у детей. Аутизм в детстве как отдельный признак или в целом психическое расстройство признается специалистами большинства стран. Основными определяющими его признаками являются аутистические формы контактов, расстройство речи, ее коммуникативной функции, нарушение социальной адаптации, расстройства моторики, стереотипная деятельность, нарушения развития. Во взглядах на патологическую сущность, структуру, систематику аутизма до сих пор отмечаются противоречия.

Историческая справка. Выделяют несколько этапов в развитии учения об аутизме у детей. Первые упоминания о детях со стремлением к одиночеству и уходам приходятся на конец XIX — начало XX в. (I этап).

Так называемый доканнеровский период в развитии проблемы аутизма охватывает 20—40-е годы нашего столетия, когда формировалось понятие аутизма у детей (II этап).

Термин «аутизм» введен в психиатрию E. Bleuler (1911, 1922). Автор назвал аутизмом отрыв от реальности с наличием внутренней жизни, особого мира грез и фантазий при шизофрении. Значительно позже он признавал возможность присутствия аутизма в клинической картине таких болезней, как маниакально-депрессивный психоз (МДП), а также шизоидная психопатия, при истерических и аффективных расстройствах. По мнению автора, в основе аутизма лежат аффективные комплексы, как, несомненно, и нарушения мышления.

В определении E. Bleuler аутизм как феноменологический признак представлял достаточно сложную категорию, не укладывающуюся в один симптом, а определяемую скорее констелляцией симптомов, характерных для клиники шизофрении. Понятие «аутизм» быстро вошло в практику психиатрии и стало широко использоваться применительно не только к шизофрении, но и другим патологическим состояниям.

Многие клиницисты внесли свои дополнения в понятие аутизма. E. Kret schmer (1924) отмечал взаимосвязь аутизма с шизоидней; по мнению E. Minkowski (1927), аутизм является следствием нарушения «витального» инстинкта; этот автор описал «аутистическую активность» не только «богатого», но и «бедного» аутизма; J. Glatzel (1982) проанализировал аутизм в аспекте информационного нарушения между личностью и средой. Собственную трактовку аутизма предложил H. S. Sullivan (1953), отнеся его к следствиям регресса на ранние уровни психического онтогенеза. На взаимосвязь личностной дезадаптации и аутизма обращал внимание И. Т. Викторов (1980), а на связь между нарушением сознания «Я» и аутизмом — С. Ф. Семенов (1975) и др. Многие аспекты в понимании аутизма остаются дискутабельными до сих пор.

Наибольший интерес в этом плане представляет тот факт, что такие неравнозначные понятия, как «аутизм», «аутистическое расстройство», «аутистический синдром», «аутистическое мышление», «аутистическое поведение», нередко употребляются как синонимы; это ведет к серьезным квалификационным и диагностическим трудностям [Красильников Г. Т., 1996]. Не меньшие сложности встают перед клиницистами, сталкивающимися с проблемой аутизма в детстве.

В детской психиатрии понятие аутизма как симптома или синдрома стало впервые использоваться со времени выделения ранней детской шизофрении [Сухарева Г. Е., 1926, 1937; Гуревич М. О., Озерецкий Н. И., 1930; Bender L., 1933, 1956; Lutz J., 1938] и шизоидии [Симеон Т. П., 1929; Homburger A., 1926, и др.]. Впервые Т. П. Симеон проследила за формированием шизоидной психопатии у детей 3—5 лет, подчеркнув, что им свойственны аутизм и малая привязанность к объектам реального мира. J. Lutz (1938) назвал аутизм у детей «пустым», что сближало его с так называемым бедным аутизмом, по E. Minkowski (1927). Как видим, на том этапе перед клиницистами стояла проблема доказательства возможности формирования аутизма у незрелой личности ребенка. Уход от реальности, погружение в хотя и бедный, но собственный мир, нередко ограниченный только однообразной деятельностью, послужил основанием отнести этот вид расстройств у детей к аутизму, по E. Bleuler.

Третий этап в развитии проблемы аутизма в детстве принято называть каннеровским (40—80-е годы). Этот период ознаменован выходом в свет кардинальных работ по детскому аутизму, среди них первая принадлежала L. Kanner (1943). В ней автор особые состояния у детей, начинающиеся с первых лет жизни и определяемые крайней самоизоляцией, предложил назвать «ранним детским аутизмом». Концепция раннего детского аутизма L. Kanner отличалась от блейлеровской трактовки аутизма, несмотря на то что в ее истоках лежали крупнейшие исследования аутизма при шизофрении, шизоидии, проведенные в Европе, США [Bleuler E., 1911, 1922; Kraepelin Е., 1913; Kretschmer E., 1921].

Ранний детский аутизм L. Kanner отнес к особому расстройству шизофренического спектра, подчеркнув его отличие от шизофрении и шизоидии. В клиническое описание раннего детского аутизма L. Kanner внес не только собственно симптомы аутизма, но и расстройства речи, моторики, поведения, стереотипность деятельности, интересов. Сложные и разные психопатологические симптомы в клинике детского аутизма позволили автору отнести его к обособленному расстройству, но феноменологическое определение автор сохранил за ним прежнее — аутизм. С этого периода времени нередко возникает смешение понятий детского аутизма как расстройства и аутизма как симптома, по Е. Блейлеру. Поэтому мы считаем необходимым особо подчеркнуть еще раз, что, когда речь идет о раннем детском аутизме, имеется в виду не симптом аутизма в блейлеровском понимании, который свойствен как признак разным болезням и прежде всего шизофрении, а расстройство (болезнь), называемое ранним детским аутизмом Каннера, или синдромом Каннера.

Нам хотелось бы обратить внимание читателей и на тот факт, что ранний детский аутизм по своей структуре отличается от того, что в общепатологическом смысле принято называть болезнью, поскольку аутизм — это расстройство, которое с рождения определяется преимущественно симптомами нарушенного развития, и в клинической его картине практически отсутствуют явные психопатологические симптомы позитивного ряда.

Уместно вспомнить, что и на более ранних этапах изучения психозов у детей в классической психиатрии можно найти описания особых форм помешательства, которые, обнаруживаясь с рождения, определялись преимущественно дегенеративными признаками в виде отклонений в умственном развитии и поведении [Morel В., 1860]. Позже и другие исследователи высказывались в пользу существования с раннего детства непрогредиентных состояний, которым свойственна «неуравновешенность», или неравномерность в развитии [Magnan V., Legrand M., 1903]. Об особом развитии детей, которое могло представлять собой «предрасположение к слабоумию» либо быть уже болезнью, проявляясь только симптомами нарушения развития, высказывался и E. Kraepelin (1920).

Следовательно, если выделение раннего детского аутизма как расстройства не было неожиданностью и являлось результатом длительного изучения особого вида врожденных расстройств у детей, то феноменологическое определение его как ранний детский аутизм внесло путаницу, смешение понятий. С этого времени ранний детский аутизм как расстройство, обособленная болезненная единица стала смешиваться с узким аутистическим синдромом, аутизмом по E. Bleuler.

В 50—90-е годы (так называемые каннеровский и послеканнеровский этапы) изучение аутистических расстройств у детей шло разными путями. Прежде всего продолжалось уточнение клинико-психопатологических особенностей раннего детского аутизма. В результате работ многих авторов [Башина В. М., Пивоварова Г. Н., 1970; Башина В. М., 1980; Anthony E., 1958; Rimland В., 1964; Lutz J., 1968; Spiel W., 1968; Wing L., 1981; Rutter M., 1987; Gillberg Ch., 1992] в структуре раннего детского аутизма удалось выявить такие расстройства, как извращение аппетита, отсутствие адаптации к положению, особый характер двигательных маньеризмов, установить аффективные расстройства, уточнить сроки развернутого проявления (к 3—5 годам) клиники детского аутизма, как и возможность появления в его картине позитивных психопатологических расстройств наряду с симптомами нарушения развития всех сфер деятельности [Башина В. М., 1975, 1978, 1980; Eisenberg L., Kanner L., 1956, и др.].

Появились работы, в которых авторы стали доказывать неспецифичность раннего детского аутизма. Идею возможности фенокопирования раннего детского аутизма в связи с органическим поражением тех же структур, что и при шизофренически обусловленном раннем детском аутизме Каннера, выдвинул Arn. D. van Krevelen (1952) и вслед за ним другие авторы [Мнухин С. С., Исаев Д. Н., 1967; Bosch G., 1962; Rutter M., 1981, и др.]. Последователи психогенеза стали связывать формирование раннего детского аутизма с нарушением симбиоза между матерью и младенцем, расстройством адаптационных механизмов у незрелой личности, со слабостью интеграционных процессов в нервной системе ребенка, с влиянием таких внешних факторов, как роды, возрастные кризовые периоды, инфекции, травмы, отстаивая многофакторность РДА [Mahler M., 1959, 1972; Ruttenberg Z., 1970; Fisch В., 1978, и др.].

В круге особой болезни «sui generis» гередитарной природы ранний детский аутизм рассматривался В. Rim-land (1964), В. М. Башиной, Г. Н. Пивоваровой (1970), В. М. Башиной (1974, 1980).

При шизофрении и в постприступных ее периодах выявляли расстройство, похожее на ранний детский аутизм, многие детские психиатры [Юрьева О. П., 1971; Вроно М. Ш., Башина В. М., 1975]. Позже ряд исследователей [Bender L., Faretra G., 1972, и др.] отнесли раннюю детскую шизофрению к раннему детскому аутизму (РДА).

Наконец, к раннему детскому аутизму стали относить расстройства при обменных нарушениях, фенилпировиноградной олигофрении, синдроме Дауна, Х-ломкой хромосоме и других расстройствах. Крупные достижения в области изучения дифференцированных форм умственной отсталости привели к описанию аутистических симптомов в круге умственной отсталости, при фенилпировиноградной олигофрении, Х-ломкой хромосоме, туберозном склерозе, синдроме Дауна и других расстройствах [Маринчева Г. С., Гаврилов В. И., 1988; Gillberg Ch., 1995, и др.].

Из детской шизофрении был выделен и тщательно описан синдром Ретта, при котором отмечались аутистические симптомы в первой стадии его развития [Башина В. М. и др., 1993, 1995; Rett A., 1966; Gillberg Ch., 1985; Hagberg В., 1985].

Привлекало к себе внимание изучение парааутистических состояний, в особенности у детей-сирот в связи с ростом этих контингентов [Каган В. Е., 1981; Ермолина Л. А. и др., 1994; Шевченко Ю. С., 1994; Проселкова М. Е. и др., 1995; Проселкова М. Е., 1996; Nissen G., 1971, и др.].

Исследования проблемы вторичной профилактики детского аутизма, разработка лечебных и реабилитационных программ для детей с разными его видами имеют очень важное значение; к этому вопросу мы вернемся в отдельной главе [Башина В. М., Симашкова Н. В., 1989, 1990, 1993; Ohta M., 198 7; Schopler E., Mesibov G., 1988; Wing L., 1988, 1989, и др.]. В последнее время немалое место принадлежит изучению психологических и педагогических подходов к коррекции разных видов детского аутизма [Критская В. П. и др., 1991; Лебединская К. С., Никольская О. С., 1991; Schopler E., Mesibov G., 1988, и др.].

Таким образом, вопрос об аутистических расстройствах в детстве поднимается на протяжении более чем полувека. В зависимости от уровня развития психиатрии, научного направления, в аспекте которого рассматривается круг аутистических расстройств, их природа и клиника, они соответственно верифицируются как симптом, синдром, болезнь, патология развития. Это находит отражение и в международных классификациях болезней, в которых аутистические расстройства определяются в круге самых разных нарушений развития или психозов детского возраста. Отход от клинико-нозологического направления в международной психиатрии привел к смешению разных по течению и происхождению видов аутизма в детстве.

www.psychiatry.ru

Детский аутизм — определение, признаки и методы работы с аутичным ребенком

Семинар для педагогов

Содержание:

Цель семинара: формирование у педагогов психолого-педагогической компетенции для работы с детьми с расстройством аутистического спектра. Продолжительность: 2,5–3 часа.

Вступительное слово психолога

В настоящее время слово «аутизм» часто можно слышать из уст родителей и учителей. Впервые в России об аутизме заговорили в конце 1980-х годов. Тогда К.С. Лебединская предложила создать специальные образовательные учреждения для оказания квалифицированной помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС). К сожалению, в то время предложения не были реализованы. И до сих пор остается совершенно непонятным, где и как обучаться такому ребенку. В большинстве случаев дети учатся дома, не имея возможности посещать групповые занятия в соответствии со своим возрастом. А ведь аутизм и есть нарушение способности к общению, поэтому очень важно, чтобы коррекционная помощь детям и их родителям оказывалась своевременно.

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что каждое образовательное учреждение обязано создать условия для обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями. Но как эти условия создать — не сказано ни в законе, ни в каких-либо подзаконных актах.

Единственным нормативным документом, регламентирующим организацию работы с детьми-аутистами, является инструктивное письмо, которое разработано Лабораторией содержания и методов обучения детей с эмоциональными нарушениями Московского института коррекционной педагогики под руководством О.С. Никольской и Е.Р. Баенской. В письме изложены принципы работы с детьми-аутистами, проанализированы возможности их обучения в инклюзивных группах и классах, но не описана система интеграции таких классов в массовую школу. Данный процесс не обеспечен законодательной и правовой базой.

Между тем, по оценкам экспертов, в настоящее время особенности в развитии, называемые РАС, имеет один ребенок из тысячи. Несмотря на это, в России многие родители по-прежнему не имеют возможности получить адекватную помощь и поддержку, не понимают, где и как они могут обучать своих детей. А педагоги, в свою очередь, не имеют методик работы с такими детьми и в силу этого не могут оказать им должную помощь.

На семинаре мы попробуем разобраться, кто же такие дети-аутисты, в чем их особенность, а также рассмотрим методы терапии, почерпнутые из опыта зарубежных коллег, и определим, какие из этих методов можно применить в российской системе образования. И самое главное — попытаемся понять, как же взаимодействовать с такими детьми в условиях массовой школы.

Что такое аутизм?

Ведущий предлагает участникам семинара дать свои определения к слову «аутизм», свое понимание этого термина. Можно попросить педагогов продолжить предложение: «Я думаю, аутизм — это…» Ведущий может зафиксировать мысли участников на доске или ватмане. После этого он подводит общий итог, выбирая наиболее краткое толкование термина: «Аутизм — крайняя форма нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний» (Э. Блейлер).

Ведущий предлагает участникам семинара и другие определения термина «аутизм», позволяющие более глубоко осознать тему семинара.

«Аутизм — это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства».

«Аутизм — это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, который заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие».

В нашей стране аутизм является заболеванием и внесен в классификацию болезней МКБ-10 под шифром F84.0 — «Детский аутизм». Данный диагноз может быть поставлен детским психиатром ребенку после трех лет.

Особенности поведения ребенка-аутиста

Психолог предлагает участникам семинара представить себе ребенка с подобными особенностями. На доске схематически представлена фигура ребенка, рядом с доской ставится коробка с карточками, на которых написаны те или иные особенности поведения ребенка. Каждый педагог подходит к доске, вытягивает из коробки карточку, решает, соответствует ли предложенная на карточке характеристика поведению ребенка-аутиста, и в случае соответствия прикрепляет карточку на доску.

Во время выполнения задания психолог никак не комментирует ответы педагогов. Когда все участники сделали свой выбор, психолог проводит анализ коллективно составленного портрета, отмечая характерные признаки ребенка-аутиста. После того как комментарий завершен, психолог спрашивает: «Может быть, после нашего обсуждения кто-то хочет изменить свое мнение?» Если кто-то из педагогов понял, что его ответ неверен, он может его исправить и прикрепить карточку на доску (или снять с доски). При этом важно не акцентировать внимание на ошибках педагогов.

Признаки аутизма

Черты обычного ребенка

Черты ребенка-аутиста

— постоянно задает вопросы,
— залезает на горку, на верх дивана,
— любит играть на детской площадке, когда там много детей,
— активно привлекает детей в свою игру,
— любит кошек,
— разбирает вещи по частям,
— разговаривает в транспорте с незнакомыми людьми,
— любит разноцветные шерстяные свитера,
— любит громкую музыку,
— любит играть на барабанах или стучать,
— требует новых игрушек,
— постоянно переставляет, игрушки и вещи в комнате,
— пьет из разных чашек

— не смотрит в глаза,
— не играет со сверстниками,
— не испытывает радость,
— не нуждается в контакте с окружающими,
— не разговаривает с окружающими,
— повторяет одни и те же слова или предложения,
— выполняет одни и те же механические движения,
— играет только с определенными игрушками,
— использует постоянные ритуалы,
— играет с мелкими игрушками,
— выстраивает предметы в ряд,
— общается только с одним членом семьи,
— общается с одним выбранным взрослым,
— избирателен в еде,
— предпочитает еду одного цвета,
— не любит телесный контакт,
— избирателен в одежде,
— часто ходит босиком,
— плохо спит,
— играет один,
— фантазирует,
— делает бесцельные движения (взмахи руками, перебирание пальцами),
— постоянно намеренно соблюдает определенные правила,
— сопротивляется переменам,
— выполняет действия в определенном порядке,
— совершает действия, приносящие вред ему самому,
— боится громких звуков, закрывает уши руками,
— избегает яркого света,
— нюхает предметы, в том числе и несъедобные,
— избегает двигательной активности,
— не переносит прикосновения к себе,
— боится испачкаться,
— быстро утомляется,
— хаотично передвигается по помещению

По итогам упражнения можно показать или раздать участникам инфографику «Памятка для педагогов».

Этапы помощи аутичному ребенку

Конечно же, каждый ребенок индивидуален. В особенности дети-аутисты. Они могут обладать самыми разными чертами и особенностями. Важно понимать, что подобный ребенок нуждается в квалифицированной помощи. Есть некоторые этапы получения этой помощи:

  • посетить невролога (исключить проблемы, связанные с развитием головного мозга);
  • посетить детского психиатра (он и поставит диагноз);
  • пройти аппаратные обследование (ЭЭГ, МРТ, УЗИ головного мозга);
  • обратиться за консультацией к клиническому психологу, учителю-дефектологу;
  • начать работу с соответствующим специалистом.

Способы работы с детьми-аутистами

Ведущий-психолог предлагает участникам семинара разделиться на команды (число команд зависит от количества участников, в команде должно быть не более 4–5 человек). Каждой команде дается материал, посвященный существующим в настоящее время способам работы с детьми-аутистами (российский и зарубежный опыт). Задача команды — познакомившись с материалами, обсудить преимущества и недостатки метода, а по истечении заданного ведущим времени представить его другим командам и сформулировать практические советы для родителей и учителей, использующих данный вид терапии при работе с ребенком-аутистом.

Если позволяет время, можно раздать командам ватман и фломастеры и предложить проиллюстрировать свой рассказ схемами, картинками, высказываниями.

Методы работы с детьми-аутистами

1. Арт-терапия (музыка, живопись, движение, театр)

2. Дельфинотерапия, пет-терапия, иппотерапия

3. Концепция ТЕАССН

4. Холдинг-терапия

5.Сенсорная интеграция

6. Поведенческая терапия для аутистов (АВА-терапия)

Подведение итогов семинара

Педагоги продолжают работать в тех же командах. Каждая команда получает перечень рекомендаций по работе с детьми-аутистами.

Список нужно обсудить в группах и разделить рекомендации на три части. Обвести те способы, которые педагоги уже используют (возможно, это какие-то установленные правила или навыки, которыми педагоги уже обладают).

Затем обвести те рекомендации, которые педагоги могли бы использовать в своей работе, и зачеркнуть те рекомендации, которые, по мнению педагогов, на данном этапе практически невозможно реализовать.

По завершении обсуждения каждая группа озвучивает результаты своей работы.

Рекомендации по работе с детьми-аутистами

  • Что делать, если такой ребенок уже есть в детском коллективе:
  • Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.
  • Принимайте его таким, какой он есть.
  • Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность.
  • Придерживайтесь определенного режима дня.
  • Соблюдайте ежедневные ритуалы.
  • Не трогайте ребенка.
  • Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.
  • Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.
  • Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.
  • Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай».
  • Совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.
  • Все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка.
  • Во что играть с маленьким ребенком-аутистом:

    • хороводные игры,
    • игры с правилами,
    • пускать мыльные пузыри,
    • игры с водой,
    • игры, направленные на развитие мелкой моторики. Как учить ребенка-аутиста:
    • доносить информацию через схемы, наглядные картинки;
    • избегать переутомления;
    • четко организовывать пространство;
    • использовать подписанные системы хранения;
    • подписывать предметы, которыми пользуется ребенок;
    • обращаться к ребенку по имени;
    • обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки;
    • осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое;
    • использовать подкрепление правильного действия (вкусным поощрением, объятием, стимулом);
    • постоянно развивать крупную и мелкую моторику.
    • В конце семинара психолог еще раз озвучивает основные рекомендации, которые педагоги сочли реалистичными, и благодарит педагогов за участие в нем.

      Детские аутизм — особенности поведения и методы работы с аутичными детьми. Семинар для педагогов.

      5psy.ru

      Ранний Детский Аутизм

      Психологический словарь . 2000 .

      Смотреть что такое «Ранний Детский Аутизм» в других словарях:

      Ранний детский аутизм — Редкий синдром, который в большинстве случаев присутствует с рождения или начинается в первые 30 месяцев. Реакции на слуховые и иногда на зрительные раздражители нарушены; понимание речи обычно значительно затруднено. Развитие речи задерживается… … Большая психологическая энциклопедия

      ранний детский аутизм — (РДА) , синдром Каннера аномалия психического развития, состоящая главным образом в субъективной изолированности ребенка от внешнего мира. Под названием «синдром РДА» впервые описан Л. Каннером в 1943 г. Независимо от Каннера синдром был… … Дефектология. Словарь-справочник

      Детский аутизм — (см. также Аутизм) ранний детский аутизм (англ. infantile autism), впервые выделен как отдельный клинический синдром Л. Каннером (1943). В настоящее время рассматривается как первазивное (общее, многостороннее) нарушение, искажение психического… … Словарь по психогенетике

      аутизм ранний детский — см. Аутизм детский … Большой медицинский словарь

      аутизм — Термин, введенный Блейлером для обозначения формы мышления, характеризующейся ослаблением или потерей контакта с реальной действительностью, отсутствием стремления к общению и чрезмерным фантазированием. Глубокий аутизм, согласно Блейлеру,… … Большая психологическая энциклопедия

      АУТИЗМ — (ранний детский аутизм), тяжелая аномалия психического развития ребенка, характеризующееся главным образом нарушением контакта с окружающими, эмоциональной холодностью, перверсией интересов, стереотипностью деятельности. Один из определяющих и… … Энциклопедия Кольера

      Аутизм — Детский аутизм … Википедия

      Детский церебральный паралич — Детские церебральные параличи (лат. paralysis infantilis cerebralis) МКБ 10 G … Википедия

      Аутизм — (от греч. autos сам) болезненное состояние психики, характеризующееся сосредоточенностью человека на своих переживаниях, уходом от реального инешнего мира. При А. часто нарушается ориентировка во времени, события настоящего смешиваются с… … Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь

      аутизм — (от греч. autos сам) состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими. Термин «А.» ввел в 1912 г. Э. Блейлер для обозначения особого вида… … Дефектология. Словарь-справочник

      dic.academic.ru

      Детский аутизм: как распознать

      Наталья Абрамова, директор фонда «Дети Радуги» в Северодонецке, рассказала о том, каких результатов можно добиться, если заниматься по специальным развивающим программам.

      – Наташа, почему ты решила организовать консультационный центр?

      – Моему сыну Антону сейчас 12 лет, у него тяжелая форма эпилепсии и аутизм. С трех лет мы с ним посещали городской реабилитационный центр. Четыре года я смотрела на невнятные прихлопывания и притопывания – было видно, что люди абсолютно не знают, что делать с детьми-аутистами. Потом попалась статья о частном центре в Киеве, затем судьба свела меня в интернете с директором этого центра, и я, будучи в Киеве с ребенком в больнице, поехала туда в гости. Тогда я поняла, что это единственный выход – сделать центр, который будет таким, каким мы сами захотим: там будут заниматься с детьми с душой и по последним мировым методикам.

      Меня поддержала Антошина крестная, чудесный человек, предприниматель – Ирина Буданская. Она внушила в меня веру в себя, и на обратном пути, когда мы уже сидели в поезде, возникло понимание всего, что нужно сделать, название фонда и наш девиз: «Каждый ребенок – ларец с сокровищами, и наша задача его открыть!» Дома я с этой идеей пошла к своим подругам, и все началось. Соболева Татьяна – мама аутиста Ванюши, он лишь на год младше моего сына, Скаженник Галина – профессионал в своем деле, директор нашего центра. Мы втроем создали центр «Дети Радуги», который существует с 25 мая 2010 года.

      Центр Дети Радуги

      – Кто еще кроме логопеда занимается с детьми в центре?

      – У нас комплексный подход к обучению. Поскольку аутизм сопровождается рядом сенсорных и моторных нарушений у ребенка, трудностями социальной адаптации в обществе, то нужно полное воздействие на все его сферы жизни. С детьми занимаются: сенсорный терапевт, дефектолог, детский психолог и музыкальный работник, ну и, конечно, логопед.

      – Cложно было искать специалистов?

      – Очень трудно найти людей, которых примут наши дети, а они в тысячу раз чувствительнее к любым нюансам, они кожей буквально чувствуют фальшь или негативное отношение к ним. К нам приходят десятки людей, и некоторые уходят через день, через неделю, а другие остаются навсегда, просто полюбив наших деток, полюбив работу, в которой нет места обыденности, а есть только постоянный поиск ключа к особому ребенку. Педагогов с такими навыками нет не только в Северодонецке, но и в области.

      работа с детьми с аутизмом

      – Власти и обычные люди вас как-то поддержали в этом большом деле?

      – Государственные структуры никак не отреагировали, просто дали спокойно зарегистрировать фонд. Потом, через пару месяцев, к нам в центр приехал мэр и сказал, что это пустая затея, и мы не продержимся и трех месяцев. Фонду и центру уже больше четырех лет, а мэра того давно уж нет на своей должности (улыбается). Государство за все это время абсолютно ничем нам не помогло, даже простой рекламой. Нет, нас знают, считают нас очень хорошим центром, но есть городской центр, и вся помощь распределяется туда.

      Что такое аутизм и как его обнаружить

      – Аутизм – это системное сенсорное нарушение в развитии ребенка. Оно имеет явную генетическую основу, но при этом нельзя сказать, что это «поломка» одного какого-то гена. Нет, это действие десятков различных участков генетического кода. За аутизм отвечают так называемые спящие гены. И что служит пробуждением их – неизвестно. Это может быть и возраст родителей, и экологические факторы, и стрессовые ситуации. Пока единой теории нет, как нет и волшебной таблетки. Десятки институтов во всем мире бьются над этой проблемой. Пока единственный путь к облегчению жизни аутиста и его социализации – многочасовые занятия по специальным программам на протяжении долгих лет.

      – Как распознать в ребенке аутиста? На что родителям нужно обратить внимание, когда встревожиться?

      – Есть несколько пунктов, на которые нужно обращать внимание:

      1. Если в младенчестве ребенок не идет на контакт глазами, не улыбается знакомым лицам, не может и не хочет поиграть с взрослым в игры типа «ку-ку», «ладушки».
      2. Если ребенок, достигнув двух лет, не говорит, не показывает пальцем на то, что хочет, а использует для этого руку мамы, если у ребенка истерики, которые вы не можете объяснить.
      3. Если ребенок плохо взаимодействует с окружающими, не идет на контакт, не откликается на имя, не может играть в ролевые игры сам или с окружающими. Если основные игры – манипулирование предметами, например, выстраивание их в ряды по размеру и цвету, построение башен из кастрюлек.
      4. Если у ребенка повышенная тревожность, и он придерживается ритуалов, не может от них уйти. Например, ходит по одному и тому же маршруту, привязчив к одному и тому же продукту питания, и всякая замена привычного приводит к истерикам.
      5. Если у ребенка есть стимулы – он все время раскачивается, крутится на одном месте, постоянно делает пальцами непонятные движения и т.д.

      Все это не указывает на то, что ваш ребенок аутист, но должно заставить вас внимательнее отнестись и понаблюдать. И лучше повести ребенка к специалисту – логопеду, психологу, психиатру. Не бойтесь, что о вас скажут знакомые, бабушки, тетушки. Судьба вашего ребенка будет зависеть от того, насколько быстро вы начнете с ним заниматься.

      Мировая статистика четко дает градацию: если с ребенком начинать заниматься не позже 3 лет, то есть 60% надежды на успех, до 4-5 лет только 30%, у шестилеток шансов почти нет, такие детки, скорее всего, остаются с тяжелой инвалидностью. И в этом самая большая беда нашего общества: нелепые легенды о том, что дедушка, тетя, папа заговорили поздно, что это почти норма, приводят к тому, что родители не показывают неговорящих детей специалисту. В норме в 2 года, ребенок должен говорить простыми фразами. Если этого нет, нужно обязательно найти причину. Сейчас в США разработали методику определения аутизма у детей с 7-8 месяцев, это дает их детям шанс на повышение успешности занятий.

      letidor.ru

      Еще по теме:

      • Германия великая депрессия Последствия великой депрессии Главная > Реферат >Экономика Содержание. 2.Великая депрессия в США. 3 3.Великая депрессия в Англии. 6 3.1.Антикризисные меры 7 4.Великая депрессия в Германии. 10 5.Особенности мирового экономического кризиса во Франции. 15 6.Индекс промышленного производства […]
      • Разрушающие последствия стресса Влияние стресса на организм человека Редкий человек хотя бы раз в своей жизни не испытывал стресс. Состояние это, безусловно, далеко не самое приятное. Однако, как оказывается, стресс имеет как отрицательные, так и положительные стороны. Давайте попробуем разобраться, какое влияние […]
      • Диплом неврозы Курсовая работа "Взаимосвязь социально-психологических факторов и формирования неврозов" Содержание Глава 1 Теоретические аспекты изучения неврозов 1.1 Определения понятия невроза и невротических расстройств 1.2 Психологические подходы к пониманию неврозов Глава 2 Взаимосвязь […]
      • Грегори бейтсон шизофрения Бейтсон Грегори. Книги онлайн Грегори Бейтсон (Gregory Bateson) - британский, затем американский философ, антрополог и психолог, методолог биологии и человекознания. Перенося идеи из одних дисциплин в другие и связывая данные разных наук в логически стройные объяснительные модели, […]
      • Шизофрения идея Шизофрения и эндогенные заболевания шизофренического спектра. Часть 1 (Информация для пациентов и членов их семей) ВВЕДЕНИЕ Большинство людей не только слышало, но и нередко использовало в повседневной речи понятие «шизофрения», однако, далеко не всем известно, что за болезнь скрывается […]
      • Бихевиоризм депрессия Бихевиоризм депрессия Ценные бонусы + Скайп-консультация в подарок. Что значит стать "слабой" для мужчины? Статистика Статей на сайте: 605 "На тренинг Дмитрия Науменко "Путь Женственности" попала случайно. " "Появилась четкая картинка почему раньше в отношениях у меня были проблемы и […]