Личко ае Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков

Акцентуации характера. Классификация акцентуаций характера по А.Е. Личко.

Акцентуация – черезмерная выраженность отдельных черт характера, крайне выраженные нормы граничат с психопатией. Могут переходить друг в друга под воздействием различных факторов. Формируются в подростковом и юнешеском возрасте, с возрастом большинство сглаживается.

Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил А. Е. Личко, выглядит следующим образом: 1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. 2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. 3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными, например кем-то случайно оброненное слово, чей- то неприветливый взгляд. 4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы. 5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. 6. Психастенический тип. Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. 7. Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа – замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. 8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. 9. Истероидный тип. Главная черта этого типа – эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. 10. Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. 11. Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, а часто просто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе.

studopedia.ru

Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета

СКЛОННОСТЬ ПОДРОСТКОВ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В КОНТЕКСТЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА

Аннотация. В статье рассмотрена научная проблема взаимосвязи девиантного поведения и акцентуаций характера подростков. В эмпирическом исследовании выявлены взаимосвязи между склонностями к определенному виду девиантного поведения и типами акцентуаций характера: склонность к преодолению норм и правил у подростков связана с демонстративностью, склонность к насилию связана с гипертимностью, склонность к аддиктивному поведению связана с возбудимостью, склонность к саморазрушающему поведению связана с ригидностью.

Ключевые слова

Полный текст:

Литература

Григорьева Л. А. Взаимосвязь акцентуаций характера с девиантным поведением подростков. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://festival.1september.ru/articles/595875/

Короленко Ц.П. Семь путей к катастрофе. Новосибирск: НГУ, 2000. 213 с.

Леонгард К. Акцентуированные личности. // Психология индивидуальных различий. М.: МГУ, 2002. 287 с.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 2006. С. 288-318.

Личко А.Е., Иванова Н.Я. Патохарактерологические исследования у подростков. СПб.: Питер, 2010. 205 с.

Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М.: Мир, 2004. 320 с.

Grigor’eva L. A. Vzaimosvjaz’ akcentuacij haraktera s deviantnym povedeniem podrostkov. [Jelektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: URL: http://festival.1september.ru/articles/595875/

Korolenko C.P. Sem’ putej k katastrofe. Novosibirsk: NGU, 2000. 213 s.

Leongard K. Akcentuirovannye lichnosti. // Psihologija individual’nyh razlichij. M.: MGU, 2002. 287 s.

Lichko A.E. Psihopatii i akcentuacii haraktera u podrostkov. // Psihologija individual’nyh razlichij. Teksty. M.: Izd-vo MGU, 2006. S. 288-318.

Lichko A.E., Ivanova N.Ja. Patoharakterologicheskie issledovanija u podrostkov. SPb.: Piter, 2010. 205 s.

Remshmidt H. Podrostkovyj i junosheskij vozrast: problemy stanovlenija lichnosti. M.: Mir, 2004. 320 s.

journal.asu.ru

Типология акцентуаций характера у подростков Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Бадиев Игорь Валерьевич

В статье представлены результаты исследования взаимосвязи эмоциональных и волевых свойств подростков с типом акцентуации характера . Рассматриваются основные подходы к изучению характера, проблемы его определения и операционализации, связи со смежными категориями. Характер определяется как устойчивый способ эмоционально-волевого реагирования индивида на среду. Данное определение противопоставляется пониманию характера как морально-этической оценки личности. Таким образом, мы полагаем, что характер можно определить через эмоциональные и волевые свойства. Под акцентуацией характера понимается чрезмерно выраженная черта характера, которая делает индивида уязвимым к специфическим воздействиям. В исследовании мы опираемся на типологию акцентуаций характера А. Е. Личко. Недостатком типологического подхода к изучению характера является отсутствие единого основания для их классификации. В работе впервые осуществлена попытка соотнести типологию акцентуаций характера с эмоционально-волевыми свойствами в качестве основания таксономии характеров . В ходе исследования выявлены степени выраженности эмоциональных и волевых свойств подростков с определенными типами акцентуаций характера , приведены описания данных типов в контексте эмоциональноволевого реагирования, в противовес описанию типичных поведенческих реакций.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Бадиев Игорь Валерьевич,

The article presented the results of studying correlation of emotional and volitional characteristics of adolescents with a character accentuation type. The main approaches to character studying, problems of its definition and operationalization, connection with other categories were considered. Character was defined as sustainable ways of emotional and volitional response of an individual to environment. This definition is opposed to understanding of character as moral and ethical evaluation of an individual. Thus, we believe that character could be determined through emotional and volitional qualities. Accentuation of character mean excessively expressed trait that makes an individual vulnerable to specific influences. In the study, we relied on A. E. Lichko’s typology of character accentuations. The disadvantage of typological approach to character studying was a lack of common basis for accentuations classification. We first made an attempt to correlate character accentuations typology with emotional and volitional qualities as a base of characters taxonomy. During the study the severity of emotional and volitional characteristics of adolescents with certain types of character accentuations was revealed, the descriptions of these character accentuations types in the context of emotional and volitional response were given as opposed to description of typical behavioral reactions.

Текст научной работы на тему «Типология акцентуаций характера у подростков»

ТИПОЛОГИЯ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ

Бадиев Игорь Валерьевич

преподаватель кафедры возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета

Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: bad_igor@mail.ru

В статье представлены результаты исследования взаимосвязи эмоциональных и волевых свойств подростков с типом акцентуации характера. Рассматриваются основные подходы к изучению характера, проблемы его определения и операционализации, связи со смежными категориями. Характер определяется как устойчивый способ эмоционально-волевого реагирования индивида на среду. Данное определение противопоставляется пониманию характера как морально-этической оценки личности. Таким образом, мы полагаем, что характер можно определить через эмоциональные и волевые свойства. Под акцентуацией характера понимается чрезмерно выраженная черта характера, которая делает индивида уязвимым к специфическим воздействиям. В исследовании мы опираемся на типологию акцентуаций характера А. Е. Личко. Недостатком типологического подхода к изучению характера является отсутствие единого основания для их классификации. В работе впервые осуществлена попытка соотнести типологию акцентуаций характера с эмоционально-волевыми свойствами в качестве основания таксономии характеров. В ходе исследования выявлены степени выраженности эмоциональных и волевых свойств подростков с определенными типами акцентуаций характера, приведены описания данных типов в контексте эмоционально-волевого реагирования, в противовес описанию типичных поведенческих реакций. Ключевые слова: акцентуация характера, эмоциональные свойства, волевые качества, таксономия характеров, эмоционально-волевое реагирование, подростковый возраст.

TYPOLOGY OF ADOLESCENTS’ CHARACTER ACCENTUATIONS

Senior Lecturer, Buryat State University 24a, Smolina Str., 670000 Ulan-Ude, Russia

The article presented the results of studying correlation of emotional and volitional characteristics of adolescents with a character accentuation type. The main approaches to character studying, problems of its definition and operationalization, connection with other categories were considered. Character was defined as sustainable ways of emotional and volitional response of an individual to environment. This definition is opposed to understanding of character as moral and ethical evaluation of an individual. Thus, we believe that character could be determined through emotional and volitional qualities. Accentuation of character mean excessively expressed trait that makes an individual vulnerable to specific influences. In the study, we relied on A. E. Lichko’s typology of character accentuations. The disadvantage of typological approach to character studying was a lack of common basis for accentuations classification. We first made an attempt to correlate character accentuations typology with emotional and volitional qualities as a base of characters taxonomy. During the study the severity of emotional and volitional characteristics of adolescents with certain types of character accentuations was revealed, the descriptions of these character accentuations types in the context of emotional and volitional response were given as opposed to description of typical behavioral reactions.

Keywords: character accentuation, emotional properties, volitional qualities, characters taxonomy.

Термин «акцентуация» как чрезмерно выраженная индивидуальная черта, имеющая тенденцию к переходу в патологическое состояние, был введен Карлом Леонгардом [1, с. 75]. Психолог выразил свое понимание акцентуированной личности: «Личности, обозначаемые нами как акцентуированные, не являются патологическими. При ином толковании мы бы вынуждены были прийти к выводу, что нормальным следует считать только среднего человека, а всякое отклонение от такой середины должны были бы признать патологией» [1, с. 75].

При каждом типе акцентуации характера личность человека может быть различной. Так, эпи-лептоид может быть и аморальным преступником, и борцом за свободу, и истово верующим, и ярым атеистом [2]. А. Е. Личко, развивая идею об акцентуациях, указывал, что «. правильнее было бы говорить не об акцентуированных личностях, а об акцентуациях характера. Личность — понятие более широкое, оно включает интеллект, способности, мировоззрение и т. п. Характер считается базисом

личности, он формируется в основном в подростковом возрасте, личность как целое — уже при го-взрослении. Именно типы характера, а не личности в целом описаны К. Леонгардом, именно особенности характера отличают в его описаниях один тип от другого» [3, с. 8].

Под акцентуацией характера А. Е. Личко понимал «крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим» [3, с. 9]. Таким образом, диагностическим критерием акцентуации характера явилось «место наименьшего сопротивления» [3, с. 8], то есть такое специфическое для определенного типа акцентуации характера психогенное воздействие, которое вызывает дезадаптив-ное поведение. При этом подросток с другим типом акцентуации может проявлять к данному воздействию повышенную устойчивость.

А. Е. Личко выделил следующие типы акцентуаций характера у подростков: 1 — гипертимный, 2 — циклоидный, 3 — лабильный, 4 — астено-невротический, 5 — психастенический, 6 — истероид-ный, 7 — эпилептоидный, 8 — шизоидный, 9 — сенситивный, 10 — неустойчивый, 11 — конформный. В своей монографии автор типологии указывает, что частота встречаемости акцентуаций характера среди популяции здоровых подростков в различных учебных заведениях, по данным Н. Я. Иванова, колеблется от 33 до 88 % [3].

При понимании под характером базиса личности, формирующийся в подростковом возрасте, возникает вопрос о тех конкретных психических феноменах, которые составляют характер, каковы его компоненты. С. Л. Рубинштейн определял характер следующим образом: «Черты характера — это те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются как несовместимые с ними, им противоречащие, другие» [4, с. 664]. Ю. Б. Гиппенрейтер определяет характер как «совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования» [5, с. 336].

Под характером мы будем понимать устойчивые способы реагирования человека на других людей в ситуациях обыденной жизни и в экстремальных ситуациях. Мы полагаем, что устойчивые способы реагирования формируются под влиянием эмоциональных и волевых свойств человека [6].

Нами была сформулирована задача установить, какие именно эмоциональные и волевые свойства определяют своеобразие проявлений конкретного типа акцентуации характера. Е. П. Ильин отнес к эмоциональным и волевым свойствам человека следующие проявления: эмоциональная возбудимость, глубина переживания эмоции, эмоциональная устойчивость, эмоциональная лабильность, оптимизм, эмоциональная отзывчивость, экспрессивность, терпеливость, упорство, настойчивость, смелость, решительность, выдержка [7, 8].

Определение степени выраженности тех или иных эмоциональных и волевых свойств акцентуированных подростков позволило дать нам описания типов акцентуаций характера, представленные ниже.

В исследовании приняли участие подростки в возрасте от 14 до 17 лет — ученики 9-11-х классов общеобразовательных школ. Нами были сформированы две возрастные группы: 50 мальчиков и 50 девочек в возрасте 14-15 лет, 50 мальчиков и 50 девочек в возрасте 16-17 лет, всего 200 подростков.

Тип акцентуации характера определялся с помощью патохарактерологического диагностического опросника, разработанного А. Е. Личко и его сотрудниками [4]. Эмоциональные и волевые свойства исследовались комплектом методик, включающим «Опросник для оценки терпеливости», «Опросник для оценки упорства», «Опросник для оценки настойчивости» Е. П. Ильина и Е. К. Фещенко [8], «Самооценка волевых качеств» Н. Е. Стамбуловой [8], «Характеристики эмоциональности» Е. П. Ильина [7], «Перцептивная самооценка парциальной и интегральной эмоциональной экспрессивности» Л. Е. Бачиной и А. Е. Ольшанниковой [9], тест на оптимизм «LOT» (Life orientation test) Ч. Шейера и М. Карвера [10], «Диагностика уровня эмпатии» М. И. Юсупова [9].

Оценка достоверности различий выраженности эмоционально-волевых свойств в различных типах акцентуаций характера осуществлялась однофакторным дисперсионным анализом ANOVA с последующим тестом гомогенных групп Дункана. Оценка достоверности различий в возрастных и гендерных группах также осуществлялась данным методом. Оценка согласия распределения типов акцентуаций характера относительно пола и возраста осуществлялась критерием хи-квадрат по Пирсону.

Процентное отношение типов акцентуаций характера в возрастных и тендерных группах представлено в таблице 1.

Соотношение типов акцентуаций характера в возрастных и тендерных группах подростков (в %)

№ Тип акцентуации возраст

14-15 16-17 14-15 16-17

1 Гипертимный 18 20 14 24

2 Истероидный 0 10 12 12

3 Лабильный 14 10 22 24

4 Астено-невротический 0 0 0 0

5 Неустойчивый 4 4 2 2

6 Психастенический 6 8 8 16

7 Сензитивный 6 6 12 6

8 Шизоидный 10 10 16 4

9 Циклоидный 0 4 4 0

10 Эпилептоидный 30 20 10 10

11 Конформный 0 0 0 0

Всего акцентуаций 88 92 100 98

Мы сопоставили частоту встречаемости типов акцентуаций характера у мальчиков-подростков обеих возрастных групп с результатами Н. Я. Иванова, исследовавшего акцентуации характера среди подростков мужского пола — учащихся ПТУ в 1976 г. [3]. Данное сопоставление показало, что увеличилось количество акцентуированных подростков (73 % по данным Н. Я. Иванова, 90 % по результатам нашего исследования). Увеличилась частота встречаемости гипертимного типа акцентуации характера (8 и 19 %), психастенического (1 и 7 %), эпилептоидного (11 и 25 %). При этом уменьшилась частота встречаемости неустойчивого типа (21 и 4 %).

Исследование согласия распределений типов акцентуаций характера относительно пола подростков критерием хи-квадрат выявило значимые различия между мальчиками и девочками (р = 0,03). У мальчиков-подростков чаще диагностируется эпилептоидный тип акцентуации характера, у девочек-подростков — лабильный тип акцентуации характера. Относительно возраста значимых различий в распределении типов акцентуаций характера обнаружено не было.

Исследование выраженности эмоциональных и волевых свойств у мальчиков и девочек показало, что мальчики-подростки отличаются большей выраженностью волевых свойств, связанных с целеустремленностью и самообладанием для обеих возрастных групп. Для девочек-подростков обеих возрастных групп характерна большая выраженность эмоциональных свойств: они более эмоционально возбудимы, их эмоциональные переживания отличаются глубиной, эмоциональные состояния сохраняются дольше, и для возникновения эмоций требуется меньшее количество времени и силы действия эмоциогенного фактора. Для девочек характерно более оптимистическое восприятие мира, они свободнее выражают свои эмоции и легко откликаются на эмоциональные переживания окружающих.

Исследование выраженности эмоциональных и волевых свойств в возрастных группах не выявило значимых различий в выраженности волевых и эмоциональных свойств, таких как возбудимость, лабильность, интенсивность и устойчивость. При этом мальчики и девочки подростки в возрасте 14-15 лет отличаются в большей степени пессимистичными установками, у них слабее развита эмпатия, и они менее экспрессивны, чем подростки в возрасте 16-17 лет.

Эмоциональные и волевые свойства подростков с гипертимным типом акцентуации характера

Подростки с гипертимным типом акцентуации характера отличаются выраженным упорством, настойчивостью, смелостью и решительностью. Для возбуждения эмоций у таких подростков необходим эмоциогенный раздражитель достаточной силы, при этом эмоции легко сменяют друг друга, эмоциональные состояния не нарушают эффективность общения и деятельности, эмоциональный фон оценивается как преимущественно положительный.

Эмоциональные и волевые свойства подростков с циклоидным типом акцентуации характера

Циклоидные подростки характеризуются терпеливостью, сочетающейся со слабой настойчивостью и упорством, для возбуждения эмоциональных состояний необходим относительно слабый эмо-циогенный раздражитель, эмоции легко сменяют друг друга, при этом отрицательно влияют на эффективность общения и деятельности. Эмоциональные состояния слабо представлены в поведении, эмоциональный фон преимущественно отрицательный, эмпатия на низком уровне.

Эмоциональные и волевые свойства подростков с лабильным типом акцентуации характера

Лабильные подростки отличаются слабой переносимостью неблагоприятных условий, трудностью удержания длительного волевого усилия, слабостью волевого контроля эмоций защитного характера и нерешительностью. Эмоциональные состояния возникают при воздействии слабых эмоцио-генных раздражителей и отрицательно влияют на эффективность общения и деятельности. Эмоциональные состояния сильно выражены в поведении, лабильные подростки легко откликаются на эмоциональные состояния других людей. Эмоциональный фон существенный вклад не вносит, предположительно, в силу его нестабильности.

Эмоциональные и волевые свойства подростков с психастеническим типом акцентуации характера

Психастенические подростки отличаются слабой целеустремленностью и самообладанием, легкостью возникновения эмоциональных реакций и интенсивностью эмоциональных переживаний. Данные подростки эмоционально отзывчивые, эмоциональный фон преимущественно имеет тенденцию к положительному.

Эмоциональные и волевые свойства подростков с истероидным типом акцентуации характера

Истероидный подросток отличается способностью удерживать волевое усилие в долговременной перспективе, легкостью принятия решений, способностью подавлять защитные эмоциональные реакции. Эмоции легко сменяют друг друга, при этом не вредят эффективности общения и деятельности. Эмоциональные состояния сильно выражены в поведении, общий эмоциональный фон преимущественно положительный.

Эмоциональные и волевые свойства подростков с эпилептоидным типом акцентуации характера

Эпилептоидные подростки отличаются низкой способностью переносить неблагоприятные факторы, легко отказываются от краткосрочных целей в связи с возникшими трудностями, при этом легко подавляют импульсивные эмоциональные реакции. Для возбуждения эмоций необходим достаточно сильный эмоциогенный раздражитель, эмоции отличаются слабой интенсивностью. Можно предположить, что на уровне латентной акцентуации по эпилептоидному типу, подростки практически ничем не выделяются среди сверстников. «Точка наименьшего сопротивления» (возможность проявления деспотической власти в отношении других) таких подростков достаточно редко имеет место в условиях общеобразовательной школы. Следовательно, выраженность эмоциональных и волевых свойств данных подростков, полученных в результате исследования, отражает особенности эмоционально-волевого реагирования при стабильной адаптации.

Эмоциональные и волевые свойства подростков с шизоидным типом акцентуации характера

Шизоидные подростки могут длительное время переносить неблагоприятные факторы, удерживать волевое усилие как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе, легко подавляют импульсивные порывы. Эмоциональные переживания достаточно глубоки, эмоции сохраняются длительное время и негативно сказываются на эффективности общения и деятельности. Эмоциональные состояния крайне слабо выражены в поведении, эмоциональный фон преимущественно снижен, выражена эмоциональная отзывчивость. Эмоциональная отзывчивость шизоидов является, вероятно,

опосредованной, при непосредственном восприятии эмоций других людей у шизоидов велика вероятность ошибки в их интерпретации. Таким образом, эмоциональная холодность шизоидов объясняется низкой экспрессивностью, сниженным эмоциональным фоном и выраженными волевыми свойствами.

Эмоциональные и волевые свойства подростков с сенситивным типом акцентуации характера

Сенситивные подростки отличаются нерешительностью, трудностью подавления как эмоциональных реакций защитного характера, так и импульсивных. Эмоции отличаются глубиной переживания, сохраняются длительное время и отрицательно сказываются на эффективности общения и деятельности. Им свойственны преимущественно пессимистические установки и слабая эмоциональная отзывчивость.

Эмоциональные и волевые свойства подростков с неустойчивым типом акцентуации характера

Неустойчивые подростки отличаются способностью длительное время переносить неблагоприятные воздействия, способностью удерживать волевое усилие как в кратковременной, так и в долговременной перспективе, способностью подавлять защитные и импульсивные эмоциональные реакции, легкостью принятия решения.

Таким образом, результатом нашего исследования явились описания содержательных характеристик взаимосвязи типов акцентуаций характеров подростков с эмоциональными и волевыми свойствами: эмоциональной возбудимостью, интенсивностью, эмоциональной устойчивостью, лабильностью, оптимизмом, эмоциональной отзывчивостью, экспрессивностью, терпеливостью, упорством, настойчивостью, смелостью, решительностью, выдержкой. Мы можем говорить о том, что выраженность тех или иных эмоционально-волевых свойств достаточно устойчива в определенном типе акцентуации характера и может послужить основанием таксономии характеров.

1. Леонгард К. Акцентуированные личности / пер. В. М. Лещинская. — Ростов-н/Д.: Феникс, 2QQQ. —

2. Личко А. Е. Акцентуации характера как концепция в психиатрии и медицинской психологии // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. — 1993. — № 1. — С. 5-17.

3. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков: патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО). — СПб.: Речь, 2Q13. — 251 с.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.; Харьков; Минск; М.: Питер, 2QQQ. — 712 с.

5. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. Темперамент, характер, личность: проблемы и решения / Психология индивидуальных различий. — 3-е изд., испр. и доп. — М., 2QQ8. — С. 331-354.

6. Бадиев И. В. К проблеме определения характера // Вестник НГУ. Сер. Психология. — 2Q11. — Т. 5, вып. 1. — С. 1Q9-111.

7. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб.: Питер, 2QQ1. — 749 с.

8. Ильин Е. П. Психология воли. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2QQ9. — 364 с.

9. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп : учеб. пособие. — М.: Психотерапия, 2QQ9. — 539 с.

1Q. Сычев О. А. Психология оптимизма: учеб.-метод. пособие. — Бийск: БПГУ, 2QQ8. — 69 с.

1. Leonhard K. Akzentuierte Persönlichkeiten [Accentuated personalities]. Berlin, 1976. 328 p. (Ger.)

2. Lichko A. E. Aktsentuatsii kharaktera kak kontseptsiya v psikhiatrii i meditsinskoi psikhologii [Accentuation of character as a concept in psychiatry and medical psychology]. Obozrenie psikhiatrii i meditsinskoi psikhologii im. V. M. Bekhtereva — Bekhterev Review of Psychiatry and Medical Psychology. 1993. No. 1. Pp. 5-17.

3. Lichko A. E. Psikhopatii i aktsentuatsii kharaktera u podrostkov: patokharakterologicheskii diagnosticheskii oprosnik dlya podrostkov (PDO) [Psychopathy and character accentuations of adolescents: Pathocharacterological diagnostic questionnaire for adolescents (PDQ)]. St Petersburg: Rech’, 2Q13. 251 p.

4. Rubinshtein S. L. Osnovy obshchei psikhologii [Basics of general psychology]. St Petersburg; Khar’kov; Minsk; Moscow, 2QQQ. 712 p.

5. Gippenreiter Yu. B., Romanova V. Ya. Temperament, kharakter, lichnost’: Problemy i resheniya [Temperament, character, personality: Problems and Solutions]. Psikhologiya individual’nykh razlichii — Psychology of individual differences. Moscow, 2QQ8. Pp. 331-354.

6. Badiev I. V. K probleme opredeleniya kharaktera [To the problem of character determining]. VestnikNovosi-birskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya — Bulletin of Novosibirsk State University. Series: Psychology. Bk 5. V. 1, 2Q11. Pp. 1Q9-111.

7. Il’inE. P. Emotsii i chuvstva [Emotions and feelings]. St Petersburg: Piter, 2001. 749 p.

8. Il’in E. P. Psikhologiya voli [Psychology of will]. St Petersburg: Piter, 364 p.

9. Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuilov G. M. Sotsial’no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp [Socio-psychological diagnosis of personality and small groups development]. Moscow: Psikhoterapiya, 2009. 539 p.

10. Sychev O. A. Psikhologiya optimizma [Psychology of optimism]. Bijsk: Bijsk Pedagogical State University publ., 2008. 69 p.

cyberleninka.ru

Общее и различия в понимании акцентуаций характера К. Леонгардом и А.Е. Личко;

Акцентуация характера, по А.Е. Личко,- это чрезмерное усиление отдельных черт нормального характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией.

Само по себе наличие акцентуации характера не является недостатком. Как считает Леонгард акцентуированные личности не являются патологией, это крайняя степень нормы, за которой начинается психопатия – необратимая патология характера, ведущая к нарушению адаптации и взаимодействия человека с окружающей средой.

Акцентуации характера наиболее ярко проявляются в подростковом возрасте, в период становления характера. Позже, они могут превращаться в «скрытые акцентуации». Последние обнаруживают себя в неблагоприятных обстоятельствах – при переживании травмирующих событий, в критических и стрессовых ситуациях и всегда, когда затрагиваются «слабые стороны» человека с тем или иным типом акцентуации. В особо тяжелых обстоятельствах они могут привести к нарушению нормального поведения личности и дезадаптации: сначала слабая акцентуация превращается в сильную, а потом, если воздействие неблагоприятных факторов сохраняется, она может перерасти в соответствующую форму психопатологии.

С понятием акцентуации характера соседствует понятие психопатии. Однако, психопатия, в отличие от акцентуации, представляет собой уже не вариацию нормального развития характера, а патологическое образование. Психопатия — стойкая аномалия характера, которая определяет весь психический облик индивидуума и мешает его социальной адаптации. Это патологическое развитие личности; длительное стойкое патологическое состояние. Для психопатии характерны:

* Выраженность патологических особенностей характера

* Тотальность психопатических особенностей человека

* Стабильность психических особенностей человека

Психопатия является результатом нарушения процесса формирования личности, неправильного воспитания и усиления акцентуации.

Наиболее известной классификацией психопатий является классификация П.Б.Ганнушкина.

Есть две наиболее подробные и вместе с тем понятные классификации типов характеров, которые свойственны людям. Одна из них принадлежит психиатру А.Е.Личко, другая — К.Леонгарду. В чем-то они очень сходны. Только иногда по-разному называется тот или иной характер. Личко в своей типологизации говорил об акцентуации (заострении черт характера) у подростков, Леонгард — у взрослых. Что касается подростков, важно заметить, что большинство свойств характеров, присущих им, сохраняется на всю жизнь. И еще — очень важно учитывать и помнить, что любая личность представляет собой не один единственнный тип, а сочетание наиболее сильных — стержневых и менее проявляющихся или проявляющихся только по обстоятельствам свойств характеров. Хотя ведущая линия — определяется каким-то одним.

Близкой к классификациям А. Е. Личко является типология характеров, предложенная К. Леонгардом. Эта классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляет как самостоятельные следующие типы характеров:

1. Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Люди подобного типа нередко сами бывают инициаторами конфликтов, но огорчаются, если окружающие делают им замечания по этому поводу. Из положительных черт, привлекательных для партнеров по общению, людей данного типа характеризуют энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность. Вместе с тем они обладают и некоторыми отталкивающими чертами: легкомыслием, повышенной раздражительностью, недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

2. Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение. Они располагают следующими чертами личности, привлекательными для партнеров по общению: серьезностью, обостренным чувством справедливости. Есть у них и отталкивающие черты. Это – пассивность, замедленность мышления, неповоротливость.

3. Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения они являются общительными, а в период подавленного – замкнутыми. Во время душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада – с дистимной.

4. Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросовестные, аккуратные. Однако в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение.

5. Застревающий тип. Его характеризуют умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям. В конфликтах обычно выступает инициатором, активной стороной. Особенно чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен. Иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненным на работе.

6. Педантичный тип. В конфликты вступает редко, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах, а отталкивающие и способствующие возникновению конфликтов – формализм, занудливость, брюзжание.

7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры. Нередко располагают следующими привлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности также нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.

8. Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты которых они понимают «с полуслова». Привлекательные черты: доброта, сострадательность, сорадование чужим успехам, обостренное чувство долга, исполнительность. Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.

9. Демонстративный тип. Этот тип людей характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Он демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонностью к интригам. Обладают следующими чертами, привлекательными для партнеров по общению: обходительностью, артистичностью, способностью увлечь других, неординарностью мышления и поступков. Их отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.

10. Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до серьезных конфликтов. Они альтруисты, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.

11. Экстравертированный тип. Отличается высокой контактностью, у таких людей масса друзей, знакомых, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации. Редко вступают в конфликты с окружающими и обычно играют в них пассивную роль. Располагают такими привлекательными чертами, как готовность внимательно выслушать другого, сделать то, о чем просят, исполнительностью. Отталкивающие особенности: подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов.

12. Интровертированный тип. Его, в отличие от предыдущего, характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество; редко вступают в конфликты с окружающими, только при попытках бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь. Часто представляют собой эмоционально холодных идеалистов, относительно слабо привязанных к людям. Обладают такими привлекательными чертами, как сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность. Есть у них и отталкивающие черты. Это – упрямство, упорное отстаивание своих идей. На все они имеют свою точку зрения, которая может оказаться ошибочной, резко отличаться от мнения других людей, и, тем не менее, они продолжают ее отстаивать несмотря ни на что.

Метод исследования — Тест Леонгарда – Шмишека предназначен для выявления типов акцентуаций характера. Акцентуацией называется чрезмерность проявления некоторых черт характера или их сочетаний. Стандартизированный тест Ленгарда включает 88 вопросов и позволяет выявить степень выраженности и направленность акцентуации. Тест Леонгарда может использоваться в экспресс диагностике и в комплексе с другими методиками в глубинном личностном исследовании. Тест Леонгарда, так же, может применяться для экспертной диагностики характерологических особенностей личности.

studopedia.su

Еще по теме:

  • Кроссворд по теме стресс Кроссворд Самый главный стресс По горизонтали: 3. Окончание срока срочной службы. 7. Число центов в евро + шаг танцора. 9. Недавно в Америке была обнародована "шкала стрессов". Согласно ей, такое испытание, как экзамены на аттестат зрелости и поступление в университет стоят лишь на 26 […]
  • Великая депрессия преобразования рузвельта в сша США:Новый курс.Ф.Рузвельта Падение производство США Остались без работы миллионы людей Сельскохозяйственная продукция не находила сбыта. - презентация Презентация была опубликована 3 года назад пользователемРостислав Великопольский Похожие презентации Презентация на тему: " США:Новый […]
  • Лечение кротова от заикания Форум о заикании Stuttering - Независимый сайт о заикании Описание: Обсуждение различных методик лечения заикания. Общение с представителями и авторами методик. Модераторы: Skif , Inkognito Сообщение #1 Uncheribol » 01.07.2016, 20:19 Внимание! Данный метод может вам нанести […]
  • Бред при деменции Бред при деменции Первый тип сосудистых паранойяльных психозов (паранойяльный бред на фоне выраженной деменции). В эту группу вошли 25 человек (23 мужчины и 2 женщины); из них 11 больных были в возрасте 50—59 лет, 6 — в возрасте 60—S9 лет, 5 — в возрасте 70—79 лет и 3 — старше 80 лет. […]
  • Урок с детьми с умственной отсталостью Урок чтения для детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. 5-й класс Цель: ознакомление учащихся с пейзажной лирикой, развитие речевых умений и навыков чтения. – познакомить учащихся с новым произведением, продолжать формировать навыки самостоятельного чтения; – […]
  • Когда вы заподозрили аутизм А как вы заподозрили, что с вашим ребенком что то не то. как мы поняли - кесарево экстренное, дистресс плода, гипоксия. 1-сам не отходил стул, 2- спал по 15 минут 3-вздрагивал 4-срыгивал фонтаном 5-голову мог только на одну сторону поворачивать НО регулярный массаж, парафин, […]