Аутизма результат работы

Диагностика и лечение аутизма 12 месяцев назад

Новости Наука

Аутизм развивается задолго до рождения

3D-реконструкция очагового нарушения в головном мозге ребёнка-аутиста
(иллюстрация Stoner et al./NEJM).

Учёные утверждают, что им удалось обнаружить новые доказательства того, что аутизм появляется у человека ещё в утробе матери. Неоднородные изменения в развивающемся мозге эмбриона могут вызвать симптомы расстройства аутического спектра. Подобные заболевания характеризуются сложностями во взаимодействии с окружающими, а также ограниченными, повторяющимися моделями поведения, интересов и деятельности.

Возможно, новое исследование приведёт к тому, что лучшее понимание мозга однажды улучшит жизнь детей, страдающих аутизмом.

Согласно данным Центра по контролю и профилактике заболеваний США, около 1,5% американских детей (то есть 1 из 68) страдает аутизмом. Это примерно на 30% больше, чем считалось ранее. Согласно отчёту 2012 года, расстройство аутического спектра имел лишь один из 88 детей.

Также выяснилось, что гораздо больше детей с аутизмом способны иметь высокий показатель IQ. Хотя многим из больных тяжело справляться со сложными интеллектуальными задачами, около 46% детей-аутистов имеют средние или выше среднего интеллектуальные способности (IQ больше 85). При этом аутизм встречается среди мальчиков в пять раз чаще, чем среди девочек. Вероятность диагностирования аутизма у белого ребёнка на 30% выше, чем у латиноамериканца или афроамериканца.

Команда из Калифорнийского университета в Сан-Диего (University of California San Diego) и Алленского института наук о мозге в Сиэттле (Allen Institute for Brain Science) считает, что их научная работа указывает на необходимость раннего выявления и лечения этого недуга.

Американские учёные проанализировали ткани головного мозга 22 детей с аутизмом и без, умерших в возрасте от 2 до 15 лет. Органы этих детей были пожертвованы на благо науки после их гибели. Среди причин смерти назывались утопление, несчастные случаи, астма и проблемы с сердцем.

Исследователи проверили, как внешняя часть мозга, кора, проводит электрические импульсы и формирует слои. Тонкая ткань на поверхности головного мозга, придающая ему морщинистый внешний вид, важна практически для всех сфер жизни человека, начиная от базовых функций (планирование движения, осмысление информации, поступающей от глаз и ушей) и заканчивая более продвинутыми, например, речью и абстрактным мышлением.

Нарушения были обнаружены у 90% детей с аутизмом и всего у 10% здоровых детей. Изменения были выявлены в различных слоях лобных и височных долей, то есть в тех областях мозга, что задействованы в социальной и эмоциональной связи и речи, которые, по словам учёных, формируются задолго до рождения.

«Самым удивительным открытием стало то, что подобные ранние патологии развития поражали мозг почти всех страдавщих аутизмом детей, – рассказывает соавтор работы Эд Лейн (Ed Lein) из Алленского института наук о мозге. – Это было неожиданностью, особенно если учесть разнообразие симптомов у пациентов с аутизмом, а также чрезвычайно сложные генетические предпосылки расстройства».

Исследователи говорят, что неоднородный характер изменений объясняет, почему у некоторых малышей-аутистов наблюдаются признаки улучшения, если начать лечение достаточно рано. Учёные считают, что гибкий мозг младенца может сам внести необходимые изменения и компенсировать нарушения.

«Тот факт, что эти дефекты возникают не по всему объёму коры головного мозга, а лишь участками, даёт надежду, а также обеспечивает лучшее понимание природы аутизма», – говорит профессор Эрик Коурчезн (Eric Courchesne), нейробиолог из Калифорнийского университета в Сан-Диего. – Формирование мозга эмбриона во время беременности включает в себя и создание коры, которая содержит шесть слоёв. Именно участки этих слоёв были повреждены в мозге большинства детей с аутизмом».

Ранее та же исследовательская группа обнаружила, что мозг детей, страдающих аутизмом, тяжелее мозга здорового ровесника, а также то, что у аутистов больше нейронов в перфронтальной коре.

«Новая научная работа показывает неорганизованную структуру изменений в мозге некоторых детей с аутизмом. Можно предположить, что это результат процесса, начавшегося задолго до рождения, – отмечает доктор Томас Инзел (Thomas Insel), директор Национального института психического здоровья. – Это подчёркивает необходимость раннего выявления и вмешательства».

Большинству детей ставят диагноз в возрасте 4 лет и лишь в редких случаях − в два года.

«Лучшее понимание раннего развития мозга детей с аутизмом может помочь нам найти новые и более эффективные способы поддерживать людей, живущих с подобным нарушением развития, – уверена Кэрол Поуви (Carol Povey), директор Национального общества аутизма Великобритании (National Autistic Society Centre for Autism). –Это заболевание может оказать глубокое и разрушительное воздействие, но правильная поддержка и уход имеют огромное значение».

Результаты исследования были опубликованы в издании New England Journal of Medicine.

www.vesti.ru

Аутистов выдает химия мозга

Биохимические изменения в мозгу аутистов обратимы

У детей раннего возраста с диагнозом «аутизм» в мозге происходят биохимические изменения, но со временем баланс биологических веществ восстанавливается. Это отличает аутизм от других нарушений развития.

Cимптомы аутизма проявляются в раннем детстве. Их причины и патологические процессы, которые при этом развиваются, остаются невыясненными. Заболевание диагностируют по особенностям поведения: аутисты замкнуты, избегают контактов с окружающими.

В последнее десятилетия частота постановки диагноза «аутизм» растет катастрофическими темпами, и специалисты пока не могут однозначно сказать, почему.

У детей-аутистов не хватает полезной кишечной микрофлоры

В числе причин они рассматривают генетические факторы, загрязнение окружающей среды, питание, вакцины. Одну из возможных причин исследователи нашли недавно — особенности кишечной микрофлоры .

Не менее важно, чем причины, найти диагностические признаки, которые бы позволили отличить аутизм от других заболеваний. Иногда симптомы аутизма сходны с симптомами других нарушений развития. Чем раньше удается поставить правильный диагноз, тем больше шансов скорректировать состояние ребенка и вовремя предпринять усилия по его социальной адаптации. Новое исследование американских ученых открывает путь к ранней диагностике заболевания по биохимическим маркерам в головном мозге.

химические изменения в сером веществе головного мозга, которые происходят в возрасте от 3 до 10 лет, позволяют дифференцировать детей с аутизмом от детей с другими нарушениями развития мозга.

Ученые из Университета штата Вашингтон в Сиэтле изучили три группы детей различного возраста: от 3 до 4 лет; от 6 до 7 лет; от 9 до 10 лет — всего 219 детей. Во всех группах присутствовали дети с расстройствами аутического спектра, нарушениями развития неясной причины и здоровые дети.

От слуховых галлюцинаций нас спасает различение внутреннего и внешнего голоса

Исследование проводили методом протонной магнитно-резонансной спектроскопии. Это новый неинвазивный метод исследования, который позволяет измерить концентрации химических веществ в мозге и других органах. Оказалось, что у детей трех групп в сером и белом веществе головного мозга с возрастом по-разному изменяется концентрация N-ацетиласпартата, холина, креатина, миоинозитола и глютаминовой кислоты.

Диагностически значимым оказался уровень N-ацетиласпартата в сером веществе головного мозга. Специалисты рассматривают снижение уровня этого вещества в мозге как индикатор гибели нейронов.

У аутистов количество N-ацетиласпартата в трехлетнем возрасте было заметно ниже, чем у их здоровых сверстников, а к девятилетнему возрасту различия исчезали.

Причиной послеродовой депрессии является химическая модификация ДНК в генах-маркерах

У детей с нарушениями развития неясной причины уровень этого вещества сохранялся низким и в возрасте 9—10 лет. Такие результаты, по мнению авторов исследования, позволяют провести более четкую границу между этими двумя группами.

Исследователи отмечают, что картина биохимических изменений мозга при аутизме в возрастной группе от 3 до 4 лет напоминает ту, что выявляется при рассеянном склерозе, эпилепсии и черепно-мозговых травмах, когда уровень N-ацетиласпартата снижается в начале заболевания или в момент травмы. Обычно уровень этого вещества вновь возрастает в период ремиссии, после успешного лечения или на восстановительном этапе после травмы.

Биохимические изменения в головном мозге, наблюдаемые у детей с расстройствами аутического спектра в возрасте от 3 до 4 лет, считают авторы работы, вероятно, отражают процесс, который начинается задолго до этого — на ранней стадии развития.

Но главное — результаты исследования свидетельствуют о том, что развитие мозга при аутизме представляет собой динамический процесс и нарушения, возникшие в раннем возрасте, могут быть впоследствии обратимы.

По словам ученых, это модель возвращения к гомеостазу (устойчивому состоянию) после разрушительных для мозга событий в момент раннего развития. Дополнительные исследования в раннем возрасте помогут обнаружить момент начала патологического процесса и своевременно начать наблюдение за развитием мозга детей с аутизмом.

m.gazeta.ru

Детский аутизм — как организовать занятия с ребенком-аутистом

Как воспитывать, развивать и ухаживать за малышом…

Аутизм стал диагнозом вашего ребенка. Конечно, к такому повороту психологически мало кто готов. Поэтому многие родители, услышав о заболевании ребенка, приходят в отчаяние. Не будем вас утешать привычными словами, что все будет хорошо. Что-то будет действительно хорошо, а к чему-то надо будет приложить усилия и немалые. Ведь с диагнозом детский аутизм ваш ребенок будет жить уже до конца своих дней. Но вот как? Это зависит полностью от вас.

Собираемся с мыслями, и начнем с того, что перестанем кого-либо, в т.ч. и себя, винить во всем. Никто в этом однозначно не виноват. Причины аутизма у детей до сих пор никто не знает. Есть много мнений, но они еще мало обоснованы. Но масштабы распространения аутизма у детей во всем мире заставляет уже сейчас задуматься многих. По последним данным, в США к 2025 году каждый второй малыш будет иметь симптомы аутизма, если сегодня серьезно не подойти к объяснению его причин.

Детский аутизм — начало всех начал

Итак, после того, как вашему ребенку был поставлен диагноз «детский аутизм», нужно собраться с духом и продолжить воспитывать, развивать и ухаживать за малышом, но уже по-иному. Для этого предлагаем проконсультироваться у таких специалистов, как учитель-дефектолог или специальный психолог, которые уже имеют опыт работы с детьми-аутистами и могут представить развернутую характеристику психологического состояния вашего ребенка, а также предложить формы и направления коррекционных занятий именно с ним.

Какой бы вид детского аутизма не был поставлен вашему ребенку, необходимо создать наиболее комфортные условия для его развития. Главное, чтобы вы действовали комплексно, а не хаотично. Понимаем, что вы готовы на все ради здоровья собственного ребенка. Но постоянные замены одних методик на другие никогда не приведут к положительным результатам у малыша, имеющего синдром раннего детского аутизма.

Комплексный подход должен охватить как медикаментозную поддержку здоровья ребенка, так и интенсивные психолого-педагогические мероприятия, которые будут соответствовать состоянию его развития. Вы должны быть готовы уделять максимальное количество времени для занятий с ним (не меньше 5 часов в день). И увидите, что результаты вас порадуют, и ваш малыш вскоре сможет вас понимать, потом пойдет в школу и даже станет самостоятельным. Ведь аутизм у детей лечению и коррекции подлежит.

Кстати, среди знаменитых людей тоже есть аутисты. Поинтересуйтесь их именами и биографиями, и это придаст вам сил.

Как должен развиваться ребенок с синдромом аутизма до 3 лет

Так как детский аутизм влияет на многие стороны развития ребенка, то мы особое внимание в этом возрасте должны уделить таким сферам:

  • психомоторной;
  • эмоциональной;
  • познавательной.
  • Прежде всего, для больных на детский аутизм характерны нарушения тонической регуляции. Поэтому вы должны проконсультироваться у специалиста и научиться:

    • активизировать любые проявления ребенка;
    • выполнять с малышом упражнения на распределение мышечного напряжения;
    • владеть разными методами снятия у него напряжения.
    • Такая работа с телом – важное направление, необходимое для эффективного коррекционного влияния на всестороннее формирование психики ребенка, потому что тоническая регуляция – это основа полноценного психического развития. Очень важно развивать функции как общей, так мелкой моторики, ощущения статистического и динамического равновесия, зрительно-моторную координацию. Особенно если признаки аутизма у ребенка 2 лет были выявлены рано.

      Внимание! Во время занятий нельзя останавливаться на одном каком-то выученном движении. Зная предрасположенность малышей, имеющих детский аутизм, к стереотипиям, на каждом занятии расширяйте спектр движений и обязательно придавайте им значение.

      Несмотря на то, что ребенок с детским аутизмом очень часто ни движениями, ни эмоциями, ни звуками, ни взглядом не отзывается на активность взрослых, которая направлена в его сторону, все-таки его жизнь нужно насыщать разнообразием и эмоциями. Родители должны постоянно разговаривать с ним, причем намного больше, чем это было бы нужно ребенку с типичным развитием. При аутизме у детей любое проявление необходимо подхватывать и называть. Особенно если симптомы аутизма у детей до года все же были выявлены.

      Очень хорошо во время различных процедур (купание, занятия, убаюкивание) включать специально подобранную музыку. Неплохо, чтобы мама тоже напевала и имя ребенка, и различные просьбы к нему, и рассказы и т. д. Ведь аутисты лучше реагируют на музыку, нежели на обычную речь.

      Разговаривать с такими детьми необходимо спокойным и тихим голосом. А если хотим ребенка стимулировать к определенным проявлениям, наша интонация должна быть эмоциональной, добродушной, без прижима и напора.

      Понятно, что ребенок, страдающий детским аутизмом, не может использовать речь с коммуникативной целью, поэтому родители должны делать это за него, то есть: высказывать его просьбы, строить диалоги, отвечать за него, называть словами все, что он делает. Даже если вам будет казаться, что ребенок никак не реагирует на ваши слова, не отчаивайтесь, продолжайте разговаривать, оформляйте словами все действия и возможные переживания. Например, ребенок подходит к маме и тянет её за руку к столу, где находится чашка с водой. Мама обязательно должна прокомментировать все действия малыша: «Мама, дай руку. Пошли к столу. Я хочу пить. Дай мне кружку с водой». Уже доведено, что аутичные дети всё прекрасно воспринимают и хорошо усваивают услышанное, хотя обратная реакция следует с опозданием. Со временем ребенок научится понимать, что слова непосредственно связаны с действиями и предметами. И тогда он сам начнет оформлять ими свои мысли, чувства и действия.Для того чтобы ребенок научился говорить, необходимо подхватывать все его звуковые проявления. Прислушайтесь к тому, что проговаривает малыш, повторите это и постарайтесь дать этому смысл, назвав похожее слово. Особенно это важно, когда признаки аутизма у ребенка до года уже были выявлены.

      Важным направлением в коррекционных занятиях во время работы с такими детьми, должно стать развитие у них внимания, а именно его концентрация. Перед тем как начнем учить малыша этому, подчеркнем то, что аутисты в основном используют периферийное зрение. Поэтому у них взгляд получается рассеянный. И тогда возникает ощущение, что такие люди смотрят сквозь вас. Но для того чтобы научить кого-то повторять за кем-то слова и движения, нужно сначала заставить его следить за губами, выражением лица, а также научить рассматривать предметы. А это невозможно сделать без концентрации взгляда, т.е. заострения внимания.

      Значит, при аутизме детей надо заставлять быть внимательными. Для этого советуем: поднесите ладоши к вискам малыша и сделайте из них что-то вроде шор. Ребенок не сможет теперь смотреть в сторону, и ему придется свой взгляд направить на вас. Вы должны переловить его и что-то проговорить. Это очень важно для дальнейшего развития малыша. Он начнет учиться концентрировать свое внимание на предметах, людях.

      Немаловажную роль в развитии детей-аутистов играет сенсорная система. Но она у них, как правило, работает частично, так как многие её функции не включены. Поэтому при аутизме у детей можно наблюдать:

    • фрагментарное восприятие внешней информации, так как они не могут воссоздать целостную картину всего, что происходит вокруг их;
    • значительные трудности во время одновременного восприятия информации (если слышит, то не видит, или же наоборот);
    • снижение или увеличение порога чувствительности к внешним раздражителям (невозможность слышать звуки или смотреть на свет либо их полное неприятие).
    • Как видим, аутизм у детей вызывает нарушения, связанные с восприятием внешних стимулов, которые отвечают за организацию нервной системы. В результате таких нарушений мозг не способен воспринять информацию, которая поступает через органы чувств, и обобщить её в образы восприятия, а потом – понятия.

      Теория сенсорной интеграции, в свою очередь, подчеркивает важность правильного формирования и интеграции основных органов чувств: осязания, обоняния, вкуса, зрения, слуха, а также вестибулярного аппарата. От успешного исхода этого процесса зависит становление всей схемы тела, координация движений, внимание, а также эмоциональное равновесие. Именно совокупность всех этих процессов в дальнейшем станет основой таких сложных процессов, как речь, способность к чтению, счету или письму.

      Специалисты советуют использовать терапию методом сенсорной интеграции, которая со стороны смотрится как обычная игра. Это научно обоснованная система занятий, благодаря которым нервная система приобретает способность интегрировать сенсорные ощущения и использовать их на практике. Главное задание таких занятий – научить мозг правильно реагировать на внешние раздражители. Для этого можно использовать качели, платформы для тренировок равновесия, большие мячи, скейтборды. Такие занятия важны, если выявлены признаки аутизма у ребенка до 3 лет.

      Очень полезными также могут стать такие игры:

      1. Взрослые пишут букву на ладошке, спинке, животике ребенка, а малыш пытается их отгадать.
      2. Катание на больших мячах.
      3. Сжимание резиновых груш.
      4. Движения глазами за предметами, которые перемещаются, за лучом фонарика.
      5. Обучение счету во время двигательных упражнений.
      6. Рисование всеми пальчиками или разными предметами.
      7. Обрисовка собственных частей тела.
      8. Копирование фигур.
      9. Игры с мячом.
      10. Упражнения с мишенями.

      Обращаем внимание на то, что взрослые во время таких занятий должны показать ребенку, страдающему детским аутизмом, что мир многогранный и прекрасный. Его можно и нужно познавать каждый день. Тогда у него появится потребность узнавать что-то новое, а значит, будут развиваться правильно все органы чувств. Особенно если это аутизм, симптомы которого проявились у детей до 3 лет. Дарите ребенку больше радости! Он все это поймет и научится воспринимать окружающий мир целостной картинкой. Это очень важно для его дальнейшей повседневной жизнедеятельности в семье, школе, ну а со временем – и во взрослой САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ жизни.

      Аутизм у детей не редкое заболевание сегодня. Существует много методик лечения. Но широко признан во всем мире метод коррекционного влияния на детей с аутизмом «Son-Rise», который был разработан супругами Кауфманами, пытавшимися найти наиболее эффективные пути взаимодействия со своим годовалым сыном. Весь смысл обучения заключается в том, чтобы постепенно насытить жизнь ребенка с детским аутизмом внешними стимулами. Кауфманы утверждают, что последовательные занятия обязательно дадут позитивный результат. Принципы программы таковы:

    • Присоединение взрослого к стереотипному поведению ребенка дает ключ к тому, чтобы его понять. Это облегчает установку визуального контакта, развивает взаимодействие и дает возможность приобщиться к игре ребенка.
    • Создание безопасного простора для работы и игры, в котором никто и ничто не отвлекает внимание ребенка, и поддерживается атмосфера наиболее комфортная для обучения и развития.
    • Обучение детей с аутизмом с помощью игры способствует эффективному и осмысленному взаимодействию и общению.
    • Обучение и приобретение новых навыков возможны лишь при опоре на мотивацию ребенка.
    • Только энтузиазм и заинтересованность взрослых могут вызвать у ребенка стойкий интерес к обучению, общению и взаимодействию.
    • Усилить мотивацию ребенка к обучению поможет только безоценочное отношение взрослых к его действиям.

    Продуманная и последовательная работа, начатая с ребенком в раннем возрасте, обязательно даст позитивный результат, так как аутизм у детей поддается коррекции.

    Развитие ребенка с детским аутизмом от 3 до 7 лет

    Малыш подрастает, и он должен перейти к следующему этапу развития. Но аутизм у детей многолик. Если ребенку присущи тяжелые расстройства аутичного типа в виде беспрерывных стереотипных проявлений, пронзительного визга или крика, аутоагресии или агрессии по отношению к окружающим, то занятия следует проводить индивидуально. Но как только вы увидите, что ребенок может находиться с другими детками, так как у него легкая форма аутизма, обязательно найдите возможность, чтобы он продолжал обучение уже в микрогруппе. Это чрезвычайно важно для него. При этом занятия в таких группах должны проводить специалисты, которым знакомы проблемы детского аутизма, так как обучение необходимо наполнить всеми возможными и нужными для малыша видами деятельности: музыкой, рисованием, развитием речи, играми, физическими упражнениями и интеллектуальными заданиями. Важными коррекционными составляющими при аутизме у детей остаются коммуникации и взаимодействие. Иногда ребенка тяжело вовлечь к групповым занятиям. Ничего страшного, пускай пока наблюдает за всем со стороны. Но искусство педагога будет состоять в том, чтобы приобщить его к совместной деятельности.

    Довольно хорошо на состояние ребенка с детским аутизмом влияют упражнения на коне. Занятия ипотерапией стимулируют развитие психомоторной сферы. А это, в первую очередь, владение тонической саморегуляцией, координацией движений, чувством равновесия. Конь, как правило, вызывает позитивные эмоции у больных детским аутизмом. Во время езды на нем ребенок должен подстроить свое тело к движениям животного, чтобы на нем удержаться. Так появляется новый навык, который мы рассматриваем, как взаимодействие с окружающим миром, что важно при аутизме у детей. Кроме того, температура тела коня выше температуры тела человека. А так как упражнения на животном выполняются без седла, то тепло, которое ребенок, страдающий детским аутизмом, чувствует от коня, снимает у него напряжение. Такие занятия создают условия для того, чтобы ослабить аутичную защиту. В результате этого есть возможность продуктивно влиять на развитие ребенка. Такие моменты хорошо использовать для того, чтобы провести словесный диалог, коммуникацию с помощью жестов. Ведь когда у ребенка уменьшается психоэмоциональное напряжение, он может воспринимать информацию извне. Это даёт возможность всесторонне развивать ребенка, имеющего детский аутизм.

    Довольно кропотливой должна быть работа логопеда. Главной его задачей становиться не обучение чистоте звукопроизношения и правильности построения слов в предложении, а объяснение ребенку, имеющего детский аутизм, зачем нужна речь и в чем необходимость коммуникации.

    Аутизм у детей разный по причинам и признакам, поэтому корреционные направления обучения выбирают родители, исходя из того, какие они видят потребности и возможности своего ребенка.

    Кроме спланированного плана занятий и его последовательного осуществления, родители должны продолжать воплощать особенный подход взаимодействия с ребенком дома. Основная идея – способствовать адаптации ребенка, имеющего детский аутизм, к жизни и продуктивным контактам с другими людьми.

    Домашнее чтение может стать тем видом деятельности, которое поможет установить эмоциональный контакт с ребенком и выработать определенные социальные навыки. Лучше читать, усадив малыша на руки. Тактильные ощущения укрепят контакт родителей с ребенком, который имеет детский аутизм. При этом желательно осваивать литературные образы медленно, поэтапно, придавая им эмоционального окраса. Уместно читать книгу по нескольку раз. Это будет помогать ребенку лучше понимать героев, переносить ситуацию на себя, а усвоенные модели общения повысят его уверенность в себе и снизят тревожность.

    Кроме домашнего чтения, родители могут применить и метод совместного рисования. Когда вы рисуете, то обязательно нужно активно описывать словами все, что изображается, терпеливо объяснять ребенку, имеющего детский аутизм, последовательность рисования, называть каждый элемент. Если ребенок не изъявляет желание рисовать самостоятельно, взрослые помогают ему. При совместном таком занятии родители могут сами нарисовать, например, куклу, но «забыть» изобразить ей ножку. Они просят ребенка дорисовать то, что необходимо. Такая работа позитивно влияет на развитие восприятия и представлений малыша, учит его взаимодействовать с взрослыми.

    Полезными также будут семейные ритуалы. Например, вечерний ритуал может состоять с прогулки по окрестностям, чаепития, совместного чтения, массажа и т. д. Все это будет способствовать подготовке ребенка, страдающего детским аутизмом, ко сну.

    Ежедневно общаясь со своим ребенком, родители особое внимание должны уделять отработке у него навыков коммуникации. Многоразовое повторение, проговаривание, проигрывание важных для ребенка ситуаций способствует созданию у него новых моделей реальности, которые помогут ему в дальнейшей жизни.

    Подготовка к школе ребенка с детским аутизмом

    Обобщенно показатели готовности ребенка к школьному обучению можно представить так:

  • общая психологическая готовность (показатели интеллектуального и сенсомоторного развития);
  • специальная готовность (достижения за программами дошкольного обучения);
  • общая личностная готовность (произвольность деятельности, адекватное общения с взрослыми и ровесниками, позитивное отношение к обучению).
  • Особое внимание следует обратить на показатели психофизической готовности особенного ребенка к школе, а это:

  • физическое и психомоторное развитие;
  • личностная и социально-психологическая зрелость;
  • интеллектуальное развитие.
  • Итак, психофизическая готовность ребенка с особенными образовательными потребностями – это, прежде всего, комплекс качеств и характеристик, которые свидетельствуют о том, что ребенок достиг соответствующего уровня в физическом, моторном и интеллектуальном развитии и может строить социальные взаимодействия.

    Для того чтобы ребенок, имеющий детский аутизм, мог посещать школу, родители должны убедиться, что он соответствует всем перечисленным аспектам. В случае несоответствии каким-то показателям, нужно приложить все усилия для их приобретения. Во время работы с ребенком, страдающим детским аутизмом, не должна прекращаться работа с правильным развитием психомоторной сферой. Необходимо продолжать развивать у него чувство равновесия, зрительно-моторную координацию, общую и мелкую моторику. Ведь их недостаточное развитие указывает на симптомы аутизма у детей. Поэтому их нужно корректировать постоянно.

    Теперь хотелось бы остановиться на таких важных предпосылках успешной учебы, как произвольность и саморегуляция, а также способность взаимодействовать с другими людьми.

    Что касается произвольных действий, то имеются в виду такие умения:

  • самостоятельное выполнение последовательных действий;
  • воспроизведение наглядных образцов;
  • планирование и контроль своих действий;
  • умение действовать согласно устной инструкции;
  • подчинение своих действий правилам.
  • Близки к этим умениям и проявления саморегуляции:

  • способность к целенаправленным действиям;
  • концентрация внимания;
  • владение своим эмоциональным состоянием.
  • Ребенок, имеющий детский аутизм, испытывает значительные трудности в формировании целенаправленного поведения и способности концентрировать внимание. Будучи в окружении множества отвлекающих факторов, у него появляется ряд побочных ассоциаций, которые делают невозможным выполнение заданий правильно. Кроме этого, возможны импульсивные реакции, которые тяжело объяснить и понять, а это значит, что возможны нежелательные проявления.

    Но если ребенок, имеющий детский аутизм, обладает достаточным уровнем интеллекта, то он может без проблем выполнять формальные требования:

  • списать текст;
  • ответить на вопрос;
  • поднять руку, когда знает ответ на вопрос.
  • При выполнении более содержательных требований у него могут наблюдаться трудности, которые вызывают агрессивное поведение или полный отказ от работы. Как видим, аутизм у детей вызывает различные непредсказуемые реакции, поэтому задания должны соответствовать их возможностям.

    Что касается формированию таких важных предпосылок учебной деятельности, как способность взаимодействовать с другими, к сожалению, можно говорить о полном отсутствии умения принимать полноценное участие в совместной деятельности, организовывать общение, слушать собеседника, эмоционально сопереживать. Дети, имеющие детский аутизм, испытывают существенные трудности, когда нужно о чем спросить учителя, попросить о помощи, высказать свое мнение и отстаивать его, действовать согласно правилам, условиям.

    Эти трудности не являются дискретными. Они формируются в результате взаимосвязанных ситуативных проблем. Низкий уровень произвольности, как правило, сопровождается отсутствием мотивации к учебе, а такие особенности психической организации, как практически отсутствие саморегуляции и неспособность использовать речь с целью коммуникации, делают невозможным общение ребят с детским аутизмом с ровесниками и взрослыми.

    Современные исследователи отмечают, что аутизм у детей зачастую протекает сложно, поэтому возможность вписаться в школьную жизнь сходу очень мала. Поэтому если не организовать специальной подготовки, то большинство таких детей останется вне образовательного процесса или получат образование ниже своих возможностей.

    Как правило, во время подготовки ребенка к школе большое внимание уделяется развитию у него учебных навыков. При этом с поля зрения выпускается уровень владения им бытовыми навыками, умение адекватно реагировать на то, что происходит вокруг, взаимодействие с другими членами общества. Поэтому сначала необходимо освоить правила школьной жизни, и только потом развивать учебные навыки.

    Если говорить о правилах школьной жизни, то имеются в виду два момента: четкая структура школьного дня и школьная атрибутика. У ребенка, страдающего детским аутизмом, должны быть заранее созданы стереотипы поведения, связанные со школьной атрибутикой: класс, звонок, парта, доска, портфель, домашнее задание, оценка.

    В классе у ребенка может быть несколько помощников, но учитель должен стать главным субъектом школьной жизни. Структура учебного дня формируется четкая, никаких непредвиденных ситуаций, которые могут выбить ребенка из колеи. Если необходимо сделать изменения в рабочем дне, то они проводятся поэтапно. Важным моментом школьной жизни является перемена. Для детей-аутистов она составляет наибольшую трудность, так как не имеет четкой структуры. Здесь главное научить детей в классе взаимодействовать с такими детьми.

    Усиление роли непредвиденной активности у ребенка способствует его личностному росту. В отличие от обычных детей, у которых каждый этап развития замещается сам, аутичные дети «застревают» на каждом уровне развития, так как их активность очень мала. В этом и трудности детского аутизма, симптомы которого в каждый период развития стают видимыми. Поэтому необходимо организовать среду таким образом, чтобы каждое проявление активности ребенка было понято и принято, что будет побуждать его к действиям, а это отличный ресурс для оптимального пребывания в социуме.

    Предварительное моделирование урока поможет ребенку с аутизмом научиться использовать речь как средство коммуникации. Он должен уметь ставить и отвечать на вопросы, просить о помощи.

    Во время моделирования урока детей учат сидеть на уроке, слушать учителя, пользоваться портфелем, карандашом, выходить к доске, слышать инструкцию, просить о помощи. Это дает возможность не только получить определенные навыки, необходимые для вовлечения в школьную жизнь, а также снимет страх и тревожность перед чем-то новым, сделает школьную ситуацию знакомой и предвиденной.

    Для ребенка с аутизмом, как и любому другому ребенку, необходим позитивный опыт пребывания в детском коллективе. Поэтому его нужно обязательно познакомить предварительно с учителем, который должен вызвать у ребенка доверие, научить ориентироваться в помещении, где будет протекать его школьная жизнь. Если у ребенка легкая форма аутизма, то он быстро привыкнет к школьной жизни.

    Значение пооперационных карточек в обучении ребенка с аутизмом

    Окружающий мир непонятен ребенку, страдающему на детский аутизм. Он не всегда может связать между собой события, людей, звуки, образы. Он не прослеживает логических связей между реалиями, которые его окружают. Поэтому многое остается для него непонятным.

    Первым этапом работы с такими детьми в школе должно стать формирование мотивации к обучению, а не требование овладеть всем материалом. Дети-аутисты тогда выполняют действия, когда они четко спланированные: ребенок должен быть уверенным в том, что делать сначала, какой следующий порядок деятельности, как завершить.

    Для этого можно в кабинете, где пребывает ребенок-аутист, повесить пооперационные карточки, на которых в виде рисунков и символов будут обозначены все действия по порядку, например, на шкафу нарисована схема, как собраться на прогулку. Такие схемы можно развесить в ванной, на рабочем столе, в детской комнате.

    Иногда аутичному ребенку требуется физическая помощь в осуществлении действия. Тогда взрослые берут его руки в свои и показывают, как нужно делать. Помните, что телесный контакт способствует снижению тревожности у малыша. Аутичным детям сложно овладевать новыми действиями, но они всегда хотят сделать все хорошо. Поэтому советуем сначала давать такие задания, с которыми они будут успешно справляться.

    Дети с аутизмом очень часто быстро устают как физически, так и психологически. Поэтому им необходим свой ритм работы, частые смены одной деятельности на другую. Для этого советуем продумать и написать индивидуальные задания на карточках, которые будут предлагаться ребенку, когда он устанет работать со всеми.

    Ребенок с аутизмом плохо ориентируется в пространстве и времени. Советуем сложить план группы или класса, всей школы, где будут указано расположение всех необходимых объектов. Также необходимо составить режим дня с помощью символов и рисунков. Но сложить и повесить схемы, это еще не все. Нужно, взяв их в руки, путешествовать вместе с ребенком, узнавая и называя предметы. Сначала ребенок откажется повторять названия, поэтому педагог должен это делать сам.

    Если ребенок отказывается принимать правила, не навязывайте их ему. Присмотритесь, что он хочет делать и как, подыграйте ему. Главное, это установить с ним настоящий контакт.

    Аутизм у детей, признаки которого четко проявляются в повседневной жизни, должен максимально нивелироваться с помощью личного контакта между взрослым и малышом. Обязательно научитесь планировать день вместе с ребенком. Вечером или непосредственно утром нарисуйте все события, которые будут происходить днем. Ребенок будет готов к ситуации, и это не вызовет у него негативизма.

    Будьте внимательны к ребятам, страдающим на детский аутизм, и у вас с ними все получится!

    psyh.info

    Еще по теме:

    • У меня шизофрения я родила У меня шизофрения я родила * Публикуется по изданию: Петрюк П. Т. Шизофрения и беременность: состояние вопроса и пути решения // Психічне здоров’я. — 2009. — № 2. — С. 108–118. Шизофрения является очень тяжёлым психическим расстройством, которое обычно начинается в конце подросткового […]
    • Депрессия реабилитация Реабилитация больных с постинсультной депрессией Текст научной статьи по специальности «Неврология» Похожие темы научных работ по медицине и здравоохранению , автор научной работы — Шахпаронова Наталья Владимировна, Кадыков Альберт Серафимович, Текст научной работы на тему «Реабилитация […]
    • Психологические особенности стресса студентов автореферат и диссертация по психологии 19.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Субъектный механизм преодоления экзаменационного стресса Автореферат диссертации по теме "Субъектный механизм преодоления экзаменационного стресса" На правах рукописи Краева Ксения […]
    • Как вернуть месячные при анорексии Последствия анорексии Всего сообщений: 46 16.04.2015, Элли Мне 14, два месяца назад пропали месячные из-за похудения. Ела около 40г жиров в день, сейчас примерно столько же. Кушаю по 1000ккал в день. Как можно восстановить месячные, подскажите какие масла пить. И ещё: при таком раскладе […]
    • Причины смерти при болезни альцгеймера Детские Судьбы Медицинский журнал Причина смерти при болезни альцгеймера Болезнь Альцгеймера – частая причина смерти Это неизлечимое заболевание головного мозга было открыто в 1907 году немецким учёным Алоисом Альцгеймером и было названо в его честь. В первую очередь этой болезни […]
    • Аутизм у младенца симптомы Диагностика и лечение аутизма 12 месяцев назад Новости Наука Симптомы аутизма научились выявлять у двухмесячных детей Дети с аутизмом ещё в двухмесячном возрасте начинают избегать зрительного контакта (фото Kay Hinton/Emory University). Как правило, диагноз аутизм ставят ребёнку в […]