Аутизм у новорожденных симптомы

Содержание:

Особенные дети: нюансы воспитания

15 лет назад распространение детского аутизма в Америке составляло от 5 до 26 случаев на 10 000 новорожденных. Сегодня эта статистика значительно хуже – 1 случай на каждые 88 детей. Российские исследования на эту тему отсутствуют, но несложно предположить, что наша ситуация вряд ли намного лучше.

Аутизм у детей – это не болезнь, а нарушение социального развития. Причины его появления не установлены до сих пор. Но достоверно известно, что чем раньше будет поставлен правильный диагноз, тем больше вероятность того, что путем родительской любви и правильного педагогического подхода можно скорректировать поведение ребенка и научить его взаимодействовать с миром. Поэтому родителям не стоит закрывать глаза на необычное поведение крохи, ссылаясь на его индивидуальность. Тем более, что медицинских анализов, которые могли бы подтвердить диагноз, нет. Заключения специалистов обычно основываются только на наблюдении за поведением ребенка. На какие симптомы аутизма у детей следует обратить внимание?

1. Ребенок не отзывается на свое имя.

2. Малыш не идет на контакт с окружающими, даже с матерью, избегает прикосновений, не любит находиться на руках, не смотрит в глаза, не улыбается в ответ.

3. Во младенчестве не гулит, не агукает, игнорирует любые призывы к общению. Это часто заставляет родителей и врачей подозревать у ребенка нарушение слуха.

4. Дети с ранним детским аутизмом не фокусируют взгляд на определенных точках или предметах, чаще смотрят куда-то в пространство. Такие малыши страдают нарушением сна, часто капризничают, не любят просыпаться.

5. Аутистам свойственны однотипные постоянно повторяющиеся движения – покачивания, бег по кругу, своеобразное шевеление пальцами и т.д. То же касается слов и одинаковых звуков.

6. Очень остро дети с аутизмом реагируют на смену обстановки. Также у них есть определенные ритуалы, даже малейшее отступление от которых вызывает бурную негативную реакцию.

7. Еще один симптом аутизма у детей – невозможность восприятия себя как личности: малыш о себе будет говорить исключительно в третьем лице, не используя местоимение «я».

8. Ребенок любит заниматься только одним видом деятельности (музыка, рисование, лепка), категорически отказываясь от других занятий.

9. Любая неудача может вызвать у детей с аутизмом приступы агрессии, нередко сопровождающейся самоистязанием.

10. Такой ребенок не знает, что нужно делать с игрушками – машинками, куклами, пирамидками и т.д. Другой вариант – нестандартное применение игрушек – например, вместо катания машинки, крутить колесо.

Любой родитель знает, что большинство этих признаков на том или ином этапе могут появиться и у здоровых детей. Поэтому сразу кидаться в панику, если ваш ребенок, например, любит ритуалы, не стоит. Диагноз ставится лишь при наличии трех основных симптомов аутизма у детей:

  • Проблемы в социальном взаимодействии
  • Нарушения в общении, отказ от него
  • Повторяющееся стереотипное поведение
  • Уже давно установлено, что уровень интеллекта у детей-аутистов часто бывает высоким. И люди с таким диагнозом нормально функционируют в обществе, достигают своих вершин. Главную роль в этом играют родители и педагоги.

    Развитие детей с аутизмом – дело очень не простое. Лекарство от этого расстройства – это не таблетки, а любовь и внимание близких. Что же делать родителям таких особенных детей?

    1. Использовать повторяющиеся действия. Научились чистить зубы? Закрепляйте результат по нескольку раз в день.

    2. Строго соблюдать режим дня. Стараться не менять окружающую обстановку.

    3. Посвящать ребенку максимум своего времени. При раннем детском аутизме полезны частые телесные контакты, ношения на руках.

    4. Чтобы установить контакт с ребенком, нужно как можно чаще к нему обращаться, никогда не повышать голоса и не наказывать.

    5. Родителям следует самим посещать психолога вместе с ребенком, поскольку трудности, связанные с воспитанием таких детей могут привести к ряду психологических проблем.

    6. Познакомьтесь с другими родителями, оказавшимися в вашей ситуации, чтобы общаться и делиться опытом.

    7. Хотя бы раз в год находите возможность отдохнуть от своего особого малыша вдвоем с мужем. Каждому ребенку нужны счастливые родители.

    Эффективно защитить одежду от пота можно с помощью прокладок для подмышек.

    www.wday.ru

    Каковы признаки аутизма у новорожденных?

    Признаки аутизма у новорожденных при внимательном обследовании можно выявить уже с первых месяцев жизни. Диагностика в таком раннем возрасте позволяет предположить нарушение, а не вынести твердый вердикт, болен ребенок или нет. Чтобы узнать, есть у ребенка аутизм или нет, нужно получить консультацию детского психолога. Динамика развития у всех детей разная, и нарушение базовой коммуникации с внешним миром может улучшиться или даже пройти без дополнительной помощи. С другой стороны, симптомы аутизма нужно знать родителям, чтобы как можно раньше обратиться к специалисту.

    Как проявляется аутизм

    Для оценки имеет значение, прежде всего, взаимодействие с ключевой фигурой в жизни младенца — с матерью. До года жизни между матерью и новорожденным существует симбиотическая связь на невербальном уровне, то есть они могут без проблем подстраиваться друг под друга во время кормления, при укачивании, во время игры. Ребенок с аутизмом не может вступить в полноценный невербальный контакт с матерью, он не расслабляется, когда его укачивают, не может расположиться комфортно, когда кормят, не реагирует на приглашение поиграть, например, с погремушкой. Матери детей-аутистов отмечают следующие особенности при кормлении:

    1. Ребенок держит в напряжении все мышцы тела, не реагирует на ласку и укачивание.
    2. Ребенок полностью расслаблен, мышцы вялые, игровых и радостных движений нет, наблюдается апатия.

    Дети очень рано учатся следить глазами за перемещением объектов, ведь это очень важно для их выживания. Первое, что они узнают и различают, — это лицо матери.

    Способность концентрировать взгляд формируется постепенно, однако уже в течение первого месяца жизни можно отметить, что новорожденный четко различает, где у человека лицо, и старается смотреть именно туда. Зрительный контакт играет очень важную роль при невербальном общении матери и ребенка. Нарушение этого базового способа общения является очень тревожным признаком. Матери детей-аутистов жалуются на то, что ребенок:

  • Не может сфокусировать взгляд на человеческом лице, лица людей, в том числе материнское, не представляют для него интереса.
  • Усли случайно сталкивается взглядом с другим человеком, быстро отводит глаза.
  • От того, насколько успешно ребенок выражает свои потребности, зависит их удовлетворение, ведь самостоятельно он не может ни передвигаться, ни принимать пищу, ни обеспечить себе тепло и безопасность. В норме дети всегда обозначают присутствие значимых взрослых, заигрывают, показывают радостные чувства при появлении в комнате матери. Дети-аутисты не отличаются эмоциональной реакцией уже в младенчестве. Они не протягивают руки к матери, когда она наклоняется над кроваткой, не инициируют по своему желанию игру или кормление. Существует два варианта, которые наблюдают матери младенцев с аутизмом:

  • Ребенок испытывает дискомфорт от попыток сближения с ним, находиться на руках ему не нравится.
  • Ребенок нормально чувствует себя на руках у матери, но не проявляет никакого стремления туда попасть.
  • Ребенок очень хорошо ощущает себя на руках матери, однако точно так же ему хорошо и на руках у любого другого теплого и надежного взрослого, даже незнакомого.
  • Симбиотический союз между матерью и младенцем — это общение двоих людей, каждый из которых является активным действующим лицом. Невербальные способы коммуникации, которыми владеет здоровый и развитый младенец, включают в себя:

  • визуальный контакт;
  • улыбку;
  • звуки, отражающие чувства, которые испытывает ребенок;
  • позы радости, страха, горя и других состояний;
  • способность с помощью звуков, поз и движений вызывать у матери определенные действия.
  • Одним из критериев нормального коммуникативного развития у младенцев является способность улыбаться матери и другим значимым людям. Эта улыбка направлена лично на человека, она имеет конкретного зрителя. Дети с аутизмом тоже обладают улыбкой, однако она не адресована другому человеку, она появляется рефлекторно, как ответ на приятный стимул из внешнего мира. Таким приятным стимулом может выступать сверкающая игрушка, приятная ткань, на которой лежит ребенок, или двигательная активность. Со стороны стороннего наблюдателя непросто определить, что вызывает улыбку у младенца, но внутри диады мать-ребенок для матери это понятно. Матери аутистов отмечают, что:

  • Ребенок никогда не улыбается в ответ на чью-то улыбку, он не задерживается взглядом на лице другого человека и не отмечает для себе его выражение.
  • Ребенок может улыбаться безлично, но не выражает желания более близкого общения с кем-либо, например, не требует взять его на руки или покачать.
  • Проявление инициативы в отношениях со стороны ребенка многое говорит не только о его характере, но и об его уровне коммуникативных навыков.

    Особенности поведения

    После 3 месяцев жизни маленький человек уже обладает многими возможностями повлиять на действия большого человека, и он этим пользуется.

    Ребенок-аутист быстро устает от контакта со взрослым, перестает отвечать на стимулы из внешнего мира, не только не требует общения, но и уклоняется от него. У грудничка с таким нарушением нет типичного детского оживления при виде матери или отца. Он не начинает сучить ножками, смеяться и улыбаться, размахивать руками. Чаще всего в его поведении ничего не меняется при появлении взрослых. После 5-6 месяцев у детей с успешной коммуникативной системой уже закреплены основные навыки общения, они умеют:

  • начинать по своей инициативе контакт;
  • продолжать уже начатый кем-то контакт;
  • заканчивать по своей инициативе взаимодействие.
  • Из этих трех навыков у аутиста можно распознать только умение заканчивать общение, так как он недостаточно адекватно реагирует на поведение и чувства других участников коммуникации.

    Реакции на людей

    Младенцы различают разные выражения лиц у взрослых, разный тембр голоса и интонацию, исходя из этого они реагируют, и их реакция удачно встраивается в коммуникативный акт. У аутистов проявляется неспособность попасть в настроение окружающих, их эмоции не связаны с эмоциями окружающих. Матери детей с аутизмом отмечают, что:

  • Ребенок может испугаться при виде знакомого человека, например отца.
  • Плач ребенка может быть вызван любым громким звуком, даже смехом.
  • Эмоции, которые проявляет ребенок, вызваны обстановкой (тепло, сухо, безопасно), а не поведением отдельных личностей, ребенок не различает, враждебно или дружелюбно относится к нему человек, но обращает внимание на интенсивность стимула.
  • Для матерей общение с аутичным ребенком представляет очень большую сложность. Основа симбиотических отношений — это чуткая эмоциональная связь на невербальном уровне, благодаря которой мать может качественно позаботиться о ребенке. Если новорожденный не подает отчетливых сигналов о своем состоянии, как она может помочь ему контейнировать эмоции?

    Особенности взаимодействия

    Существует несколько разновидностей аутистических расстройств, при которых по-разному проявляются нарушения в коммуникации. Для некоторых детей-аутистов свойственна бурная реакция на уход матери из поля видимости, они обладают хорошим периферическим зрением и замечают отсутствие знакомой фигуры. При этом, когда мать находится непосредственно рядом, они не вступают в активное взаимодействие. Другие дети не реагируют на приходы и уходы матери, но проявляют рефлекторные навыки самоуспокоения в стрессовых ситуациях, например: раскачиваются, катаются по кровати, сосут палец.

    В других случаях признаки аутизма у новорожденных радикально отличаются от изоляции, хотя точно так же имеется нарушение в коммуникации. Дети этого типа необычайно дружелюбно настроены, но не могут установить прочный невербальный контакт. Например, ребенок замечает лицо взрослого, но не может сфокусироваться на нем и улыбнуться лично или ребенок может улыбаться по отношению ко всем взрослым без исключения, но не различает своих близких и чужих людей, не выделяет мать как исключительного партнера по общению. Для того чтобы проверить свои подозрения на аутизм, следует взять ребенка на консультацию к детскому психологу. Специалист, знакомый с характерными особенностями развития в каждом возрасте, сможет при помощи коммуникативных тестов подтвердить или опровергнуть подозрения родителей.

    1popsihiatrii.ru

    Как проявляется детский аутизм у новорожденных и малышей до 3 лет: признаки и диагностика

    Аутизмом называется заболевание психики, которое проявляет свои первые признаки после рождения ребенка до трех лет. Оно тесто связано с адаптацией малыша в социуме, его последующей реализацией.

    Причины заболевания

    Причинами аутизма у детей являются генетические особенности. Наследственный фактор играет решающую роль. Высок риск развития аутизма у новорожденного ребенка в случае, если кто-то из близких родственников страдал таким заболеванием. Аутизм провоцируется генным сбоем, в результате чего возникает нарушение синаптических связей в головном мозгу.

    Аутизм непосредственно связан с наследственностью, то есть с генетическим здоровьем родителей, бабушек и дедушек, прочих кровных родственников, а также более далеких предков

    Кроме того, развитие аутических состояний у малыша может быть вызвано внешними факторами. Фактор риска — беременность, протекающая с осложнениями, или развитие тяжелых заболеваний у женщины в период вынашивания ребенка.

    Еще недавно распространенной версией, объясняющей возникновение детского аутизма, считалась вакцинация малышей в роддоме и в течение первого года жизни. Сегодня эта теория считается ошибочной и связь между прививками и аутизмом полностью опровергается специалистами.

    Симптомы в разном возрасте

    Аутизму у детей присуще много признаков и симптомов, проявляться заболевание может в различных формах. Диагностирование аутизма у малышей в младенчестве — задача тяжелая. Первые волнующие признаки родители замечают к концу 1 года. Соответственно, на консультацию к врачу малыш попадает не в течение первого месяца жизни, а в годовалом возрасте. Определить аутизм у только что родившихся малышей сложно, но есть перечень определенных признаков и некоторые поведенческие особенности, к которым следует относиться с вниманием:

    • появление необычных жестов либо полностью отсутствующая жестикуляция;
    • замедленное реагирование ребенка на внешние раздражители либо полностью отстраненное поведение во время общения с ним людей;
    • отсутствие гуления или его позднее появление.
    • Выявить заболевание у новорожденных очень сложно, однако иногда это удается сделать. В числе характерных признаков — остановившийся взгляд, отсутствие эмоциональных реакций, странные жесты или отсутствие мелкой моторики

      До 3 лет у истинного аутиста должна проявиться более выраженная и заметная симптоматика:

    • малыш почти не разговаривает;
    • во время разговоров использует ограниченный набор слов;
    • в речи преобладают гласные звуки;
    • малыш избегает игр, где требуется проявлять фантазию и инициативу;
    • складывается четкое ощущение того, что ребенок находится в другом измерении.
    • Как правило, аутизм, проявившийся у малыша в первые несколько лет после рождения, сохраняет свою симптоматику в течение всей жизни. Проявления аутизма можно смягчить, если регулярно проводить лечебные мероприятия. Аутистические расстройства у детей могут проявиться с началом школьно–учебного процесса, при отсутствии выраженной симптоматики расстройства в начале жизни.

      Как может проявляться заболевание у малыша?

      Определить заболевание по одному симптому невозможно. Специалисты диагностируют психическое отклонение этого вида только на основании целого комплекса симптомов, которые имеют яркое проявление у ребенка. Чтобы установить аутизм, у малыша должно быть выраженное специфическое поведение:

    • нарушенные взаимоотношения ребенка с людьми, которые его окружают;
    • осознанно создаваемое малышом отсутствие социальных связей;
    • стереотипность поведения, ограниченность интересов.
    • Редко у ребенка-аутиста может проявляться пищевая избирательность, но многие здоровые дети тоже очень переборчивы в еде, поэтому ставить диагноз, основываясь только на этом симптоме, нельзя.

      При том, что провоцирующих факторов детского аутизма немного и они для всех едины, заболевание имеет множество различных проявлений. Некоторым детям с таким диагнозом присуща высокая степень интеллектуального развития и феноменальная память при полном отсутствии социальной адаптации. Для других детей характерным признаком аутизма выступает неспособность воспринимать и усваивать какую-либо информацию.

      Часто детки-аутисты очень сообразительны и отлично учатся в школе, при этом полностью ограждают себя от общения с одноклассниками. Интересно, что дети, страдающие этим расстройством, часто обладают уникальными умственными способностями, они более одаренные, чем обычные люди. По статистике, гениев среди аутистов гораздо больше, чем среди здоровых.

      Что является поводом для обращения к врачу?

      Родителям, которые подозревают у малыша наличие аутизма, следует насторожиться в следующих ситуациях:

    • в 6 мес. ребенок не улыбается, мимическое движение мышц лица отсутствует;
    • в 9 мес. не повторяет за родителями выражение их лица;
    • в 12 мес. не начинает лепетать, произносить первые слова;
    • в 18 мес. не говорит ни одного слова;
    • в 24 мес. не составляет простые фразы из нескольких слов.
    • Как проводит диагностику аутизма врач?

      Как правило, устанавливает диагноз детского аутизма педиатр.

      Как лечится аутизм?

      Так как точный диагноз аутизма можно установить в возрасте 2 – 2,5 года, первые лечебные мероприятия начинают проводить в этот период детским неврологом. Данное психическое расстройство проявляет себя с рождения — если мама заметила первые симптомы аутизма у своего малыша в возрасте старше пяти лет, это может говорить только о ее невнимательности и халатном отношении к здоровью ребенка.

      Современная медицина не располагает универсальными специальными методиками, которые могли бы позволить радикально влиять на ход течения заболевания. В связи с этим план лечения всегда составляется индивидуально с учетом всех нюансов в конкретном случае.

      Аутизм может корректироваться тремя основными методами:

    • метод семейной терапии;
    • психологический способ коррекции;
    • способ коррекции поведенческих отклонений.
    • Вспомогательной коррекционной методикой выступают занятия физкультурой. Специальные упражнения призваны помочь маленькому человеку научиться контролировать свое тело. Главной задачей близких людей в этот период является эмоциональная поддержка ребенка, родители должны постараться установить особую эмоциональную связь со своим малышом.

      Комплексное лечение ребенка-аутиста может включать специальное диетическое питание и лекарственную терапию. Прием седативных препаратов часто назначается в случае склонности ребенка к самоистязаниям. Помощь физиотерапевтов и логопедов во многих случаях оказывается незаменимой. А психологическая поддержка специалистов корректирует поведенческие нарушения. Адекватная комплексная терапия помогает малышу-аутисту приобрести необходимые навыки социального общения и адаптироваться в обществе.


      vseprorebenka.ru

      Аутизм у детей – признаки, причины, лечение

      Дети, живущие в собственном мире – именно так можно описать малышей, у которых диагностирован аутизм. В младенческом возрасте они практически не улыбаются и не гулят при появлении мамы, потом – не играют в сюжетно-ролевые игры.

      Нередко такие детки не разговаривают, хотя нарушений слуха у них нет. При этом аутисты очень чувствительны к расписанию, графику и весьма болезненно реагируют на отклонения от него.

      Аутизм у детей – что это за болезнь

      Аутизм встречается не так уж и редко – этот диагноз ставят каждому сотому ребенку. Чаще ему подвержены мальчики: по статистике, именно они составляют 80% аутистов. При этом у девочек болезнь протекает тяжелее.

      Следует понимать, что детский аутизм – это несколько различных синдромов: Каннера, инфантильный психоз и аутизм, аутическое расстройство. В зависимости от специфики диагноза принимаются различные меры.

      Важно! Одной из сложностей этой болезни является то, что до конца не выяснены причины ее возникновения и нет эффективных и стопроцентных методов излечения. Такое заболевание относят к психоневрологическим, хотя иногда его классифицируют, как нарушение развития.

      Причины аутизма у детей

      Почему возникает этот недуг, ученые до конца не определили.

    • Ранее считалось, что это последствия кори, ветрянки или других инфекций, перенесенных матерью во время беременности или самим малышом. На сегодняшний день это мнение опровергнуто.
    • Существует еще одна гипотеза: аутизм развивается у тех детей, родители которых не обеспечили полноценного эмоционального контакта в младенческом возрасте.
    • Среди возможных причин аутизма называют нарушение развития нервной системы во внутриутробном периоде, родовые травмы.
    • Иногда аутизм становится результатом психологической травмы, перенесенной в «нежном возрасте».
    • Не следует исключать и наследственный фактор: если родственники ребенка имели психологические отклонения, вероятность заболевания возрастает.
    • Диагностика аутизма у детей

      Проявления аутизма у детей могут быть самыми разнообразными, особенно в раннем возрасте. Это ощутимо усложняет диагностику, а также может привести к тому, что родители не подозревают, что с их малышом что-то не так.

      Для диагностики можно попробовать пройти тест на аутизм у детей: варианты тестирования в свободном доступе есть в интернете. Если результат будет положительным, а степень риска определят как высокую, обязательно следует обратиться к психоневрологу.

      Симптомы аутизма у детей

      Еще раз следует подчеркнуть, что аутизм у детей проявляется очень индивидуально, поэтому те признаки, которые ярко выражены у одного ребенка, могут совсем не наблюдаться у другого.

      Однако есть несколько общих моментов, которые должны насторожить родителей.

      Как проявляется аутизм в раннем возрасте

      • ребенок практически не смотрит в глаза, уклоняется от зрительного контакта;
      • не проявляет оживления при виде взрослых, не улыбается, не пытается общаться;
      • не откликается на свое имя;
      • не обращается за помощью;
      • может бояться обычных звуков, испытывать большие неудобства от физического дискомфорта (например, разражаться громким плачем, если пеленка намокла), очень избирателен в еде;
      • движения рук носят судорожный характер;
      • у детей постарше возникают определенные наборы действий (чаще всего бессмысленных), которые они повторяют;
      • такие малыши не играют в сюжетно-ролевые игры.
      • Как проявляется аутизм в старшем возрасте

      • любовь к жесткому графику;
      • склонность к определенным ритуалам, причем не всегда осмысленным (например, ребенок может быть «одержим» пристрастием к цифрам);
      • такие дети практически не общаются со сверстниками или взрослыми, уклоняются от попыток наладить контакт;
      • отличаются ограниченным кругом интересов;
      • имеют не слишком гибкую речь, не жестикулируют при разговоре, неправильно расставляют интонационные акценты;
      • в период полового созревания могут стать агрессивными;
      • нередко такие дети подвержены страхам;
      • могут страдать расстройствами пищеварения.
      • Из всех перечисленных проявлений к наиболее ярким ранним признакам аутизма у детей относят отсутствие реакции на общение со взрослыми (в первую очередь с матерью), неопределенные движения руками. Позже добавляется задержка речевого развития при нормальном уровне слуха.

        Отдельно стоит упомянуть атипичный аутизм – у детей младшего возраста диагностировать его сложнее, поскольку он проявляется не так ярко. Это может привести к тому, что ситуация усугубляется, а лечение усложняется. У таких малышей нарушена эмоциональная сфера, общение с внешним миром (они могут как просто не уметь взаимодействовать с другими, так и не хотеть этого делать), могут проявляться сенсорные нарушения.

        Виды аутизма у детей достаточно разнообразны – от легкой или атипичной формы до более тяжелого проявления, вплоть до психозов.

        Лечение аутизма у детей

        Относительно неплохие результаты дает поведенческая терапия, которая в первую очередь направлена на социализацию малышей, помогает им несколько освоиться в обществе. При необходимости подключают и речевую терапию, физические упражнения.

        Очень важно понимать, что аутизм нельзя вылечить только лишь усилиями доктора, следует прилагать усилия к этому и внутри семьи. Неплохо себя зарекомендовали и различные группы поддержки, индивидуальная работа с доктором (при этом работать придется не только с крохой, но и с его родителями).

        На сегодняшний достаточно широко практикуется и такая методика, как пет-терапия, то есть общение с животными. Чаще всего это лошади или дельфины. Нередко дети с легкой формой аутизма делают большой шаг в развитии после курса таких процедур.

        Аутизм у детей – видео

        Чтобы больше узнать, в чем особенность детей с аутизмом, обратите внимание на следующее видео, в котором психотерапевт дает характеристику этого недуга. Он рассказывает, на что стоит обратить внимание родителям. Речь идет и о том, какие степени болезни сегодня выделяют, какие стадии аутизма дифференцируют медики.
        https://www.youtube.com/watch?v=CjxJUeV4wy

        Для детей с аутичными чертами очень важны методики воспитания такие как: Монтессори, методика Домена или методика Зайцева

        www.beremennost-po-nedeliam.com

        Причины аутизма у детей, признаки, симптомы, лечение

        12.06.2017 дети 12,375 Просмотры

        Раньше мало кто слышал об этом заболевании, сегодня же часто рождаются дети-аутисты (называемые «детьми дождя»). Статистика выглядит удручающе. В семидесятых годах прошлого столетия один аутист приходился на десять тысяч здоровых детей, сейчас соотношение составляет 1 к 88. Возможно, стремительный рост отчасти можно объяснить тем, что раньше не умели диагностировать болезнь. Многие дети с аутизмом оставались не учтенными.

        В наше время больных этой патологией малышей рождается больше, что пугает потенциальных родителей и тех, кто стал таковыми недавно. Молодые мамы с папами тревожно присматриваются к чаду, пытаясь понять, не присутствуют ли аутичные черты у ребенка. Статья поможет получить ответы на интересующие многих вопросы о сути, причинах, симптомах и возможности лечения заболевания.

        Описание синдрома

        Начнем с описания патологии. Согласно медицинским источникам, аутизм – это общее расстройство развития человека, проявляющееся нарушением его речи, психики в целом и социальной адаптации. Заболевание относится к генетическим патологиям, имеет несколько форм, характеризующихся отдельными симптомами. Простыми словами аутизм – это неспособность человека полноценно контактировать с внешним миром. Его действия, слова жесты и т.д., направлены внутрь себя – социальная нагрузка отсутствует.

        Как правило, умственные способности аутистов снижены. Если речь не идет о высокофункциональном аутизме, встречающемся редко. Он характеризуется нормальным или даже высоким IQ, отличной памятью, богатым словарным запасом, развитой речью. Но люди с таким диагнозом испытывают трудности в общении, абстрактное мышление у них отсутствует совсем, имеются и другие типичные особенности поведения.

        Важно! Аутизм – недуг генетический, он в полной мере проявляется в возрасте до трех лет. Иногда болезнь впервые диагностируют позже.

        Причины аутизма

        Каждому потенциальному родителю, хотелось бы знать, что провоцирует рождение ребенка с отклонениями. Зная об этом, можно попытаться снизить риски. Специалисты считают, что имеет смысл говорить не о каком-то одном факторе, а о целом комплексе. К тому же точных причин возникновения аутизма у детей пока не выявлено. Среди возможных называют:

      • мутации на генном уровне;
      • поражения центральной нервной системы органического типа;
      • нарушение обмена веществ;
      • гормональные сбои;
      • инфекции вирусного или бактериального характера;
      • отравление ртутью другими химическими веществами;
      • злоупотребление антибиотиками.
      • Примерно в 9 из 10 случаев дети-аутисты появляются на свет таковыми в результате генетических сбоев. Причем оба родителя могут быть абсолютно здоровы. То есть, речь идет о совершенно спонтанной мутации, которую, могут спровоцировать негативные внешние факторы, перечисленные выше.

        Внимание! Аутизм – генетическое заболевание, но не наследственное! Семейственность ему несвойственна.

        Поведенческие проявления аутизма

        Дети с синдромом рождаются на вид абсолютно здоровыми, внешне ничем не отличаясь от других. Поэтому сразу после появления на свет распознать аутизм у ребенка невозможно. Первые признаки появляются несколько позже. Чтобы выявить болезнь, родителям нужно очень внимательно наблюдать за малышом, придавая значение любым особенностям в его развитии.

        Если у новорожденных детей (и с синдромом, и без) поведение практически одинаковое, то уже месяцам к трем разница начинает проявляться. Малыши с аутизмом не улыбаются родителям, отсутствует реакция на их голос, на игрушки. Во многом они напоминают слепых или глухих.

        Признаки аутизма у детей до 1 года еще несколько стерты, но кое-что понять уже можно. Грудники в положенном возрасте не гулят. Звуки, издаваемые ими, очень однообразны. Они не тянутся к родителям, часто агрессивно пресекают попытки взять их на руки, обнять, поцеловать. Совершенно одинаково относятся к своим и чужим. Интерес к игрушкам практически отсутствует. К признакам аутизма у грудничка также относят такую примечательную особенность: малыш не жестикулирует самостоятельно, а свои желания пытается проявить, используя руку другого. Он остается равнодушным к смене позы во время кормления или тона и мимики родителя.

        Позже определить аутизм становится еще проще. Появляется такой признак, как стереотипные движения. Малыш копирует какой-то элемент в поведении взрослого и бесконечно его повторяет. То же самое относится к словам. Но нормально говорить при этом он не начинает. Обычно у детей 2 лет словарный запас уже состоит из 15-20 единиц. Аутисты же могут запомнить несколько слов и твердить их, вне всякого контекста, без конца и края. Либо повторяют сказанное взрослыми, подобно эху.

        Время идет, симптомы становятся все явственнее. У ребенка 3 лет, страдающего аутизмом, отсутствует способность складывать слова во фразы. Зато он может придумывать собственные понятия, называя всем знакомые предметы так, как хочется ему. На попытки вступить с ним в контакт малыш часто реагирует агрессивно либо прячется. Болезненно воспринимает смену привычного распорядка или других обстоятельств.

        У детей 4 лет часто наблюдается нетипичное использование игрушек. То есть, вместо того чтобы катать машинку по полу, ребенок часами вращает ее колесо. При этом малыши не могут совершать действия, связанные с абстрактным мышлением. Например, «размешать чай» для куклы, взяв вместо ложки палочку. Они способны лишь копировать увиденное.

        У детей 7 лет в большинстве случаев уже наблюдается серьезное отставание от сверстников. Это касается чтения, письма, устной речи, а также других навыков. К тому же они не умеют играть с ровесниками – держатся обособленно. В детском саду, в школе им приходится туго.

        У подростков на фоне гормональных перестроек признаки заболевания обостряются. Ребята уже осознают свою непохожесть на других, страдая по данному поводу. Им требуется психологическая поддержка.

        Замечание! У детей до 3-х лет симптомы аутизма могут проявляться не все, а только некоторые из них, что часто сбивает родителей с толку, и диагноз долго остается неподтвержденным.

        Физиологические признаки

        Помимо поведенческих часто присутствуют другие. Их называют физиологическими признаками аутизма у детей. Они достаточно типичны и проявляются в обычно уже с самого начала. К таким сигналам относят:

      • расстройства сна (частые пробуждения среди ночи, трудности с засыпанием);
      • пониженный мышечный тонус;
      • нарушенная координация движений;
      • судороги;
      • притупленное или наоборот обостренное сенсорное восприятие;
      • проблемы с поджелудочной и щитовидной железами;
      • синдром раздраженного кишечника.
      • Физиологические симптомы аутизма у детей так же, как и поведенческие не обязательно присутствуют «оптом». Это может быть один признак, два, три. Кроме того, наблюдаются не у всех аутистов.

        Формы заболевания

        Что касается классификации заболевания, то основных форм аутизма существует две: тяжелая и легкая. В первом случае большинство типичных симптомов ярко выражены, ребенок нуждается в помощи родителей и педагогов. Ему необходимо находиться под наблюдением доктора.

        Легкая форма аутизма может быть даже не совсем заметна окружающим. Качество жизни снижено незначительно. Симптомы слабо выражены. При должном уходе со стороны родителей из такого ребенка может вырасти достаточно социализированный, практически нормальный психически взрослый.

        Различают также следующие виды аутизма:

      • с полным отсутствием потребности в контактах с людьми (больной молчит и не умеет себя обслуживать);
      • с резким отвержением окружающей действительности и отсутствием чувства самосохранения (при этом ребенок-аутист повторяет звуки, слова, жесты, действия);
      • с замещением реального мира (человек живет в своих фантазиях и иллюзиях, к близким практически не привязан);
      • с гипертормозимостью (это самая легкая форма, при которой ребенок очень раним, всего боится, быстро утомляется, но в остальном вполне нормален).
      • В последнее время болезнью аутизм стали считать и смежные с ней состояния. В частности, синдром Ретта, основное отличие которого заключается в том, что примерно до полутора лет ребенок развивается совершенно нормально, а затем начинает утрачивать освоенные навыки. При этом деформируется костно-мышечная система, двигательная активность нарушается, и в итоге наступает умственная отсталость тяжелой степени. Данный синдром встречается лишь у девочек. Виной его становится поврежденный ген в Х-хромосоме.

        Особенности восприятия мира аутистом

        Родители деток с синдромом очень переживают, считая, что ребенок обречен на несчастную жизнь. Данное мнение безосновательно. Конечно, аутисты отличаются от других людей, но и потребности у них своеобразные. Они не нуждаются в общении, поэтому, не получая его, негативных эмоций испытывать не будут.

        Наблюдая аутистическое поведение, может показаться, что человек замкнут, угрюм, недоволен. А он сосредоточен на чем-то важном лично для него. Аутист способен сутками рассматривать трещины на стене, находя все новые, и новые узоры. И испытывать при этом счастье от своих маленьких открытий.

        Аутист – это человек, который склонен систематизировать, упорядочивать все вокруг. И это тоже приносит ему истинное удовлетворение. При легкой степени заболевания отличить его от других можно, порой, лишь по отсутствию чуткости и гибкости в общении. Будучи увлеченным каким-то объектом, человек может подробно рассказывать о нем собеседнику часами, не замечая, что тому это неинтересно. Аутисты не умеют анализировать мимику людей, тон голоса и т.д. Кстати, и лицо их напоминает маску. Эмоций на нем не прочтешь.

        Родители детей с синдромом аутизма беспокоятся еще и по поводу их отношения к себе. Порой создается впечатление, что оно равнодушное. Дети любят родителей и нуждаются в их заботе. Более того, — они страдают, если что-то меняется в семье. Например, в привычное время мама не подала обед, или папа не почитал книжку. Аутист – это прирожденный консерватор и приверженец традиций.

        Диагностика заболевания

        Диагностировать аутизм непросто. Многое зависит от грамотности и внимательности родителей. Если ребенок первый, и сравнить не с чем, они могут не придать значения отклонениям, посчитав их нормой.

        Сегодня обязательным является тест на аутизм у детей, который делают в роддоме (скрининг новорожденных – кровь из пятки). Но его результаты не всегда адекватны. Часто бывает, что тест оказался отрицательным, а позже появились симптомы. Скрининг направлен на выявление нескольких генетических отклонений. Если результат плохой, о какой именно патологии идет речь, понять без дополнительных обследований нельзя.

        На западе есть специальные программы, позволяющие определить аутизм у ребенка. Это профессионально составленные опросники, и на основании ответов родителей делается заключение. В России пока такие программы особо не распространены. Поэтому приходится надеяться на внимательность родителей и грамотность врачей.

        В ходе диагностики аутизма у детей проводят следующие исследования:

      • электроэнцефалографию;
      • УЗИ;
      • МРТ.
      • С ребенком должны поработать психиатр, сурдолог и невролог, чтобы исключить другие заболевания и поставить точный диагноз – аутизм. Симптомы синдрома похожи на эпилепсию, умственную отсталость, шизофрению, депривационный симптом, развивающийся на фоне длительной разлуки малыша с матерью, и т.д. Также ребенок может быть глухим или слепым – отсюда его специфическое поведение.

        Важно! Первые признаки аутизма проявляются в младенческом возрасте, но поставить точный диагноз можно по достижению ребенком трех лет, когда картина уже полная.

        Коррекция аутизма

        Вести речь о лечении аутизма у детей бессмысленно. Выздоровление невозможно, целесообразно говорить о комплексной коррекции, проводящейся силами родителей, педагогов, психологов и психиатров. Болезнь не уйдет, но ребенок при успешной коррекции будет полноценным членом общества.

        Есть различные методики, которые понадобится изучить родителям. Рекомендации:

      • Аутизм у ребенка требует четкого выполнения режима дня.
      • Резко менять обстановку, окружающую малыша, запрещено.
      • С ребенком следует проводить много времени, общаясь, играя.
      • Кроху следует почаще обнимать, целовать, говорить нежности.
      • Обязательны физические упражнения, без допущения переутомления.
      • Детский аутизм проявляется механическим наследованием действий окружающих. Следует воспользоваться этим, привив ребенку полезные навыки.
      • Проявленную ребенком инициативу подавлять нельзя.
      • Для детей-аутистов важна похвала. Поэтому, прививая им навыки, следует придумать различные методы поощрения: ласковые слова, сладостей, подарки в виде игрушек. Постепенно в поведении ребенка негатив исчезнет.

        Сейчас множество способов коррекции аутизма: дельфинотерапия, лечение лошадьми, собаками, гидротерапия. Полезно посещать с ребенком театры, концерты, смотреть кино. Зто поможет ему развить коммуникативные способности.

        Лечить аутизм желательно, заручившись поддержкой психолога. Детям с синдромом полезны групповые занятия и индивидуальные. В тяжелых случаях придется воспользоваться услугами психиатра.

        Поведенческая терапия и образование

        Роль в коррекции аутизма играют образование, поведенческая терапия. Проводят их в специализированных центрах. Корректируется поведение и нарушение коммуникаций ребенка при помощи:

      • гидротерапии;
      • занятий с логопедом;
      • музыки;
      • театрального и киноискусства;
      • дельфинотерапии, ипотерапии (прогулки с лошадьми), канистерапии (лечение собаками).
      • Родителям малышей-аутистов доктора советуют пройти подготовку. Они узнают, как развить способности ребенка и реагировать на его поведение. Дом – это место, где малыш приобретает навыки самостоятельности, спокойствия, общительности.

        Врачи советуют начинать коррекцию с обучения ребенка базовым навыкам:

        • самостоятельному одеванию;
        • правильному поведению;
        • технике приема пищи;
        • фиксированию зрительного и слухового контакта.
        • Малыш должен привыкнуть, что за хорошее поведение хвалят. Можно поощрять его объятиями, поцелуями, сладким десертом, игрушками. Грамотно подобранная тактика откорректирует поведение ребенка.

          Медикаментозное лечение

          Аутизм имеет физиологические симптомы, и лечение часто показано медикаментозное. Оно зависит от отклонений, наблюдающихся у ребенка. Если малыша мучает дисбактериоз, прописывают пробиотики. Если диагностирован авитаминоз, назначают соответствующие препараты. Жирные кислоты омега-три хорошо влияют на психику, уравновешивая и успокаивая ее. Для устранения расстройства желудка и кишечника не помешает давать пациенту пищеварительные ферменты.

          Чтобы получить адекватное медикаментозное лечение, родителям ребенка с диагнозом «аутизм» нужно рассказать педиатру, как он проявляется в физиологическом плане. Возможно, придется пройти ряд дополнительных обследований. Выяснив все нюансы, можно лечить ребенка медицинскими препаратами.

          Совет! Желательно получить и консультацию диетолога, поскольку аутизм у детей требует специального питания.

          Народная медицина и диета

          Рецепты народной медицины при коррекции аутизма можно использовать для снижения уровня тревожности. Решить проблему помогут травы. Можно давать ребенку чай из мяты и мелисы (столовая ложка растительного сбора на стакан кипятка).

          Благотворное воздействие на нервную систему и мозг оказывает шлемник байкальский. Высушенный корень растения измельчается и дается ребенку по утрам в течение трех месяцев. Двухлетнему малышу достаточно объема, равного спичечной головки. С каждым годом доза увеличивается на пару грамм.

          Определенной диеты при аутизме придерживаться не стоит. Но родителям важно помнить, что заболевание часто провоцирует дефицит витаминов группы В. Их следует восполнять, включив в рацион ребенка говяжью печень, куриные яйца, петрушку, укроп, авокадо, орехи, черный хлеб. У некоторых деток с аутизмом бывает непереносимость глютена или молочного белка. Продукты с их содержанием из меню придется исключить.

          Успокаивающие травы

          Успокаивающие народные рецепты на основе применения трав пригодятся для понижения агрессии, раздражительности, тревожного состояния ребенка-аутиста. Еще они нормализуют сон. Терапия продолжается ежегодно курсами по 2 месяца. Пить успокаивающие отвары детям разрешено с двухлетнего возраста.

        • Чай с листьями мелиссы и мяты. Растения смешиваются в равных пропорциях, заливаются кипятком: стакан на 1 ст. л. трав. Можно добавить меда. Дозировка: 2-4 года – 50 мл 2 раза в сутки; 5-8 лет – 100 мл трижды в день; от шести лет – стакан 3 раза в сутки.
        • Чай из душицы. Делается концентрированным – 0.5 л воды на 50 г травы. Душица заливается кипятком в какой-нибудь посуде, накрывается крышкой, обматывается одеялом либо кофтой, настаивается 2-3 часа. Двухлетним малышам пить по 25 мл 3 раза в сутки. Дозировка увеличивается на 25 мл с каждым годом.
        • Настой из мелиссы с валерьяной. Оказывает успокаивающий эффект и благоприятно влияет на ЦНС, избавляет от страха, повышает умственную производительность. Корни валерьяны измельчаются и смешиваются с листьями мелиссы, пропорции 2:1. Ст. л. смеси варится 5 м в 300 мл воды, затем процеживается. Дозировка, как в первом рецепте.
        • Успокаивающий сбор, повышающий активность головного мозга, устраняющий страх. В равных пропорциях смешиваются плоды шиповника, красной рябины, боярышника, цветы календулы, корень солодки, листья дербенника иволистного. Сбор тщательно измельчается. На 20 г берется стакан кипятка, настаивать час. Малышу следует пить по четверти стакана до еды.
        • Советы родителям

          Информация пригодится для коррекции детского аутизма.

          1. Популярные в определенной среде люди страдали расстройствами аутического спектра: Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон.
          2. Родителям следует поддерживать контакты с лечащим врачом малыша.
          3. У ребят-аутистов с младенчества часто проявляется трудный характер.
          4. Раннее диагностирование задержки развития малыша вместе с оперативным вмешательством улучшат прогноз дальнейшего протекания патологии.
          5. Следует приобщить чадо к культурным мероприятиям.
          6. Аутизм вылечить невозможно.
          7. Следить за малышом, корректировать его поведение помогут советы-предупреждения:

          8. у некоторых малышей развивается умственная отсталость и эпилепсия;
          9. иногда проявляются расстройства психического, неврологического характера;
          10. дети-аутисты часто испытывают сенсорные проблемы, дефицит внимания со стороны родителей;
          11. запрещено говорить малышу, что он страдает неизлечимой болезнью!

        Прогноз заболевания

        Аутизм – не приговор. Что касается жизни пациента – прогноз благоприятный. Если говорить о ее качестве, все зависит от формы заболевания и его коррекции. Известно множество случаев, когда люди с аутичностью получают образование, создают семьи, работают и совершают научные открытия, создают шедевры в сфере искусства.

        Родителям, услышавшим диагноз, не стоит впадать в панику и отчаиваться. Для детей с аутизмом важно, чтобы их любили. Семья тут играет главенствующую роль. Чем больше заботы, понимания, терпения проявят родственники, тем выше шансы ребенка на полноценную счастливую жизнь.

        Мы выяснили, что причины аутизма у детей обычно не связаны с образом жизни родителей, не наследственны. Посыпать голову пеплом и винить себя в рождении малыша с отклонениями не стоит. Природа – штука непредсказуемая.

        Важно как можно раньше выявить у крохи аутизм и начать корректирующие мероприятия. В нежном возрасте человек поддается им лучше. Не стоит полагаться на собственные силы, пытаясь социализировать ребенка. Помощь специалистов необходима. Но роль родителей в данной ситуации – первостепенна.

        Смотрите видео доктора Комаровского — Аутизм у детей:

        facey.ru

        Еще по теме:

        • Великая депрессия золото Конфискация золота в США во время Великой депрессии В разгар Великой депрессии президент США Ф. Рузвельт решился на крайние меры (за что его очень сильно критиковали). Он приказал (указ 6102 от 5 апреля 1933) конфисковать часть золота, имеющего форму монет и слитков, у населения и […]
        • Аутизм последние данные Аутизм в России и в мире Аутизм — это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства, сказывающегося на функционировании мозга. Поведение детей с аутизмом характеризуется также жесткой стереотипностью […]
        • Центры для детей с аутизмом спб Аутизм: страшный диагноз? Эта болезнь не опасна для жизни и не заразна. При этом психологи всего мира называют её эпидемией 21 века: за последнее десятилетие количество детей с расстройствами аутического спектра увеличилось в 10 раз. И ни лекарств, ни причин её появления найти не […]
        • Аутизма результат работы Диагностика и лечение аутизма 12 месяцев назад Новости Наука Аутизм развивается задолго до рождения 3D-реконструкция очагового нарушения в головном мозге ребёнка-аутиста (иллюстрация Stoner et al./NEJM). Учёные утверждают, что им удалось обнаружить новые доказательства того, что […]
        • Как определить аутизм в 3 года Признаки аутизма у детей. Внешние признаки, особенности поведения ребенка с аутизмом Сайт предоставляет справочную информацию. Адекватная диагностика и лечение болезни возможны под наблюдением добросовестного врача. С какого возраста может проявиться аутизм? Детский аутизм на […]
        • Чем характерен аутизм Журенков К.Аутизм — болезнь XXI века? Говорят, в советские времена существовала закрытая инструкция Минздрава СССР. Она запрещала выдавать родителям новорожденных с явными физическими или умственными отклонениями. Им предлагалось подписать бумагу об отказе от ребенка. В худшем случае […]