Аутизм у детей причины симптомы

Признаки аутизма у детей

Аутизмом называется общее психоэмоциональное расстройство, при котором возникает дефицит в сфере общения. Больной собственную энергию направляет внутрь себя, он не пытается вступить в контакт с родителями и сверстниками. Если он вступает в «диалог» с окружающими, то только для удовлетворения собственных жизненно важных потребностей.

Признаки аутизма у детей можно заметить с самого раннего возраста, но окончательный диагноз ставится к 3-5 годам. Иногда симптомы заболевания обнаруживают у подростков и взрослых.

Объясняется аутизм следующим образом: отсутствие способности у больного к объединению деталей в один образ, он не может различать неживое от живого. Любые попытки пробиться через «броню» доставляют ему дискомфорт.

Что чувствуют сами аутисты, объяснять они не могут, или… не желают.

Причины аутизма у детей

До сих пор не установлено точно, что вызывает аутизм у детей. Родители таких малышей относятся к различным социальным сферам, имеют разный материальный достаток. Дети физически здоровы, их очень трудно отличить от обычных по внешнему виду – более того, иногда они обладают повышенной внешней привлекательностью. Строение мозга у аутистов и здоровых ребятишек тоже не отличается, и почему появляется отклонения в поведении, что является толчком к патологии, неясно.

Как факторы риска выделяют такие болезни:

  • краснуху, которую перенесла беременная женщина;
  • туберозный склероз;
  • ожирение у матери;
  • генетическую предрасположенность.
  • Но в большинстве случаев беременность у женщин протекает абсолютно без отклонений и обострений хронических воспалительных процессов.

    Признаки аутизма у детей до 3 лет

    Симптомы аутизма у детей до 3 лет классифицируют следующим образом:

  • ранний детский аутизм;
  • коммуникационные нарушения;
  • социальные нарушения;
  • стереотипное поведение.
  • Ранний детский аутизм впервые замечают родители. Уже в первые месяцы жизни они обращают внимание на непонятную вялость младенца при нормальном состоянии здоровья, отсутствие желания двигаться и реагировать на внешние раздражители. Выложенные на животик детки не пытаются поднять голову, не улыбаются, не реагируют на родственников.

    Нарушения коммуникации – дети не способны овладеть речью, они не повторяют слова, то, что они произносят – набор бессвязных фраз. Больные, страдающие легкой степенью аутизма, разговаривают, но себя упоминают в 3 лице, не могут интонациями выразить эмоции. Речь может не нести смысловой нагрузки или не иметь эмоциональной окраски. Допускается множество повторов. Налицо задержка развития, отсутствие интереса к окружающему миру, нет желания освоения пространства, речь слишком тихая или очень громкая, отмечается неумение реагировать на замечание.

    Нарушение социального взаимодействия можно заметить при непосредственном общении с больным. Он не смотрит в лицо во время разговора, взгляд отсутствующий, словно «сквозь» предмет. Лицо отражает гримасы, как проявление внутренней жизни, и, поскольку нет реакции на окружающее, может визуально восприниматься «маской» . Жесты применяются только для обозначения естественных нужд, дети совершают определенные движения при желании пить, кушать, спать. Если удается научить ребенка проситься на горшок – это можно считать удачей.

    Больной ребенок не привлекает окружающих для игры и сам не просится в компанию, он даже не
    умеет играть. Все его «игры» – совершение однообразных действий. Он может крутить педали на велосипеде, не пытаясь прокатиться, или вертеть конечность у куклы в течение нескольких часов.

    Раньше считалось, что ребенку с аутизмом неважно присутствие родителей. Но после специальных лабораторных обследований было установлено, что эмоциональная связь с близкими существует, но если малыша и тревожит их поведение или уход, он не может предпринять никаких действий. Отмечалось, что в присутствии домашних дети менее зациклены на своем внутреннем состоянии и даже входят в контакт с ними, пусть и своеобразно. Однако понять, насколько они рады общению с родителями, невозможно. Аутисты неспособны проявлять эмоции.

    Стереотипность поведенческих реакций проявляется следующим образом:

  • Ребенок часами занимается одним и тем же, демонстрируя усидчивость и сосредоточенность. Например, он может часами складывать башню из кубиков.
  • Если малыша трудно оторвать от занятия, можно подозревать аутизм.

    1. Вне привычного уклада жизни и при перестановке вещей в комнате возникает неоправданная
      агрессия, свидетельствующая о возникающем внутреннем дискомфорте, или полный уход в себя – утяжеление состояния;
    2. Дети с признаками аутизма могут пугать окружающих многократными повторениями однотипных бессмысленных движений – покачиванием головой, щелканьем пальцами, хлопаньем в ладоши.

    Попытка вывести из себя и восстановить контакт с окружающим и может вызвать приступ агрессии или самоагрессии, во время которого малыш может травмировать себя.

    Диагностика аутизма у детей

    На первые симптомы РДА – раннего детского аутизма – обращают внимание родители. Адаптироваться в окружающем мире удается тем больным, чьи родители поняли их отличия в самом раннем возрасте.

    Начинается постановка диагноза с описания клинической картины. Для этого родители отвечают на специальные вопросы из заранее подготовленных опросников.

    К документам по выявлению детского аутизма относятся:

  • ADI-R – опросник для диагностики;
  • CARS – шкала рейтинга;
  • ADOS – шкала наблюдения;
  • ATEC – список оценки показателей;
  • CHAT – опросник для детей до 3 лет.
  • Далее подключают обследования с помощью медицинских приборов, во время которых проводятся исследования:

    • головного мозга – УЗИ;
    • выявление приступов эпилепсии – ЭЭГ;
    • проверка слуха – занятие с сурдологом (для исключения тугоухости).
    • Наиболее тяжело диагностируется атипичный аутизм у детей. Обычно больные кажутся отстающими в развитии, и им вместо необходимого диагноза. Такие больные могут стремиться к общению, у них имеется возможность увеличить словарный запас. При легкой форме атипичный аутизм выявляют по отсутствию способности к эмоциональным переживаниям и полному отсутствию творческого мышления.

      Лечение аутизма у детей

      Вылечить аутизм невозможно, детей можно только адаптировать к окружающему миру, привив им навыки социального поведения. В задачу родителей входит создание абсолютно комфортные условия, в которых бы малыш чувствовал себя уверенно. Только тогда он может развиваться.

      Нужно принять, что аутисты чувствуют по-другому, они воспринимают мир на ином уровне, и приходится – опытным путем – стараться пробиться через барьер, выстроенный болезнью. Нельзя позволять маленькому человеку уходить глубже в себя, его нужно стараться пробудить эмоционально. Необходимы занятия с узкими специалистами: логопедом, психиатром, психологом.

      Логопед старается сформировать зачатки речи, устранить речевые проблемы, наладить интонацию – это способствует нормализации общения с окружающими. Психолог и психиатр нужны для обучения подражанию играм с социальными ролями, для устранения агрессивных и самоагрессивных поведенческих форм.

      Нельзя дать однозначный совет, как вызвать аутистов на контакт.

      К каждому маленькому пациенту необходим индивидуальный подход, и взрослый разрабатывает обучающе-стимулирующую программу на основании его поведения по реакциям на происходящее.

      Работа с больными детьми со стороны немного напоминает дрессировку: почистил зубы – получил конфетку, и т.д. Кстати, лучший способ стимуляции навыков у обычных детей – также поощрение.

      Наиболее трудно привить больным детям навыков самообслуживания и правила гигиены, так как у них нет абсолютно отсутствует оценка собственным действиям. Медикаментозная терапия используется только в кризисных ситуациях, когда малыш демонстрирует агрессивное поведение. Но успокаивающими препаратами нельзя злоупотреблять: для некоторых детей агрессия – единственная форма контакта.

      Лечение стволовыми клетками, ноотропами, стимулирование электротоками не только неэффективно, но и утяжеляет общее состояние. Аутисты необычайно ранимы, и малейший дискомфорт заставляет их замыкаться еще больше.

      Тяжело иметь больного аутизмом ребенка, но если суждено испытание, нужно стараться заниматься с детьми и постараться адаптировать их к окружающему миру. В этом случае можно надеяться, что ребенок будет счастлив в той мере, какой от него ожидают здоровые родители.

      mjusli.ru

      Причины, симптомы, и диагностика аутизма

      Определение аутизма

      Аутизм представляет собой общее расстройство развития с нарушениями общения и социального взаимодействия. Данное заболевание характеризуется стереотипным поведением с повторяющимися действиями, а также неравномерным развитием и умственной отсталостью. Зачастую такие симптомы возникают в детском возрасте в первые годы жизни. Главная причина до сих пор неизвестна. Считается, что все признаки предполагают наличие генетического компонента.

      У некоторых малышей аутизм развивается из-за различных органических заболеваний. Диагностика недуга в первую очередь основывается на постоянном наблюдении за развитием каждого ребенка. Современное лечение включает в себя медикаментозное лечение в сочетании с поведенческой терапией. Представленная болезнь является одной из самых распространенных из общей практик расстройств развития. К группе аутизма причисляют также особую клиническую вариабельность, называемую ОРР. Их частота по оценкам медиков нередко достигает до 50 случаев на 1000.

      Следует отметить, что аутизм встречается в 3-4 раза чаще у мальчиков. Девочки подвержены этому недугу в меньшей степени. За счет изменения диагностических критериев, можно сказать, что в последние десятилетия отмечается довольно быстрый рост данного заболевания. На сегодняшний день выявления любых аутистических расстройств не составляет труда.

      Как правило, данный синдром проявляет себя в возрасте примерно до трех лет. Для него характерно не только аномальное функционирование в любых взаимодействиях, но и проблемы в социальном общении. В редких случаях можно наблюдать более тяжелое течение аутизма, которое практически всегда сопровождается серьезной наследственной отягощённостью.

      Причины аутизма у детей

      Обычно в большинстве случаев представленного заболевания, оно никак не связано с серьезными поражениями головного мозга. В некоторых случаях аутизм возникает из-за врожденной краснухи, а также на фоне фенилкетонурии, цитомегаловирусной инфекции или опасного синдрома хрупкой Х-хромосомы. Также обнаружены серьезные свидетельства, которые полностью подтверждают немаловажную роль генетических изменений в развитии заболевания.

      Доказано, что у родителей, имеющих ребенка с аутистическим расстройством, риск рождения последующего ребенка с похожими проблемами в развитии выше обычного примерно в 50-70 раз. У особенных монозиготных близнецов конкордантность данного синдрома не менее высока.

      Многочисленные исследования, которые проводились среди семей пациентов с аутизмом, позволяют предположить, что потенциальными мишенями являются несколько областей генов. К ним относят рецепторы нейротрансмиттеров, связанные с особым кодированием и немаловажным структурным контролем нервной системы. Роль внешних факторов, таких как вакцинация и всевозможные диеты, специалистами на сегодняшний день не доказана. Во многом основой патогенеза аутистических расстройств являются нарушения функций и структуры головного мозга.

      Как правило, у большинства детей с аутизмом желудочки мозга сильно увеличены. У некоторых малышей отмечается опасная гипоплазия червя мозжечка, а также можно у них обнаружить различные аномалии ядер немаловажного ствола мозга.

      Симптомы аутизма

      Данное инфантильное заболевание манифестирует, как правило, на первом году жизни. В редких случаях оно проявляется в возрасте трех лет. Основными симптомами аутистических расстройств можно считать атипичные взаимодействия ребенка с окружающими людьми. У больных детей наблюдается отсутствие привязанностей, они не способны на контакты даже с близкими родственниками. Можно отметить, невозможность различных ответных реакций на всевозможные эмоции других людей.

      Аутичные дети стараются избегать чужих взглядов. Им необходимо упорно следовать монотонному порядку, который исключает изменение образа жизни и различных ежедневных ритуалов. Немаловажным симптомом данного синдрома является нарушение речи. Данный симптом может варьироваться от позднего развития речи и до полной немоты. Как правило, сильно выражены особенности использования языка, отсталое интеллектуальное развитие.

      Примерно у четверти всех пациентов с выявленным заболеванием отмечают утерю многих приобретенных навыков. На сегодняшний день теория фундаментальности проблемы инфантильных расстройств основана на так называемой «душевной слепоте», которая предполагает невозможность заботы о другом человеке. Главным образом это приводит к значительным нарушениям взаимодействия с окружающим миром.

      Первоочередным и наиболее ранним чувствительным маркером заболевания считается неспособность любого годовалого ребенка при общении указывать на требуемые предметы. Также предполагают, что такой ребенок не имеет возможности выбирать нужный предмет, а только указывает предмет путем физического прикосновения к желаемому объекту руки взрослого человека.

      Неочаговые неврологические симптомы нередко включают стереотипные движения и серьезные нарушения координации походки. Примерно у 30% детей развиваются судороги, особенно данный фактор заметен, если коэффициент интеллекта не превышает 50 единиц. Всегда отмечают клинические качественные нарушения типичного социального взаимодействия, которые проявляются в нескольких особых формах.

      У ребенка с аутизмом можно наблюдать полный отказ от использования уже приобретенных речевых навыков при ежедневном социальном общении. Иногда речь развивается с небольшой задержкой либо может не появляться вовсе. Таким детям практически недоступны невербальные коммуникации, в число которых можно включить мимическое выражение, контакт взора, позы тела и жестикуляцию.

      Приблизительно к восьми годам в трети случаев заболевания недоразвитие речи преодолевается. Но у большинства пациентов экспрессивная речь остается недоразвитой. Для данного синдрома характерны различные нарушения развития селективных привязанностей социального типа или типичного реципрокного взаимодействия в обществе.

      Многие дети не способны быстро устанавливать эмоциональные взаимоотношения с близкими и чужими людьми. Они практически не видят разницы между людьми и обычными неодушевленными предметами. Как правило, малыши не проявляют бурной реакции на своих родителей. В крайне редких случаях возможна своеобразная симбиотическая привязанность аутистического ребенка только к матери. Такие пациенты к общению в принципе не стремятся, другие дети их не интересуют.

      Следует упомянуть, что у малышей отсутствует не только спонтанный поиск радости, но и поиск общих интересов. У детей обычно нет социоэмоциональной взаимности, которая, как правило, проявляется нарушенной реакцией на все эмоции чужих людей. Также отсутствует особая модуляция поведения, зависящая от конкретных ситуаций. В социально-имитационных и ролевых играх заметны серьезные нарушения общения, они стереотипны и нефункциональны.

      Сильная привязанность к необычным жестким предметам также считается немаловажным симптомом аутизма. Однообразные движения, ограниченные конкретными повторяющимися стереотипами, отсутствие интересов и активности, навязчивые желания к строгому порядку являются основными отличительными чертами таких пациентов. Нередко смена привычного жизненного ритма и появление чужих людей в жизни у таких детей вызывает необратимые реакции тревоги и страха, которые всегда сопровождаются агрессией, плачем, криком и самоагрессией.

      Помимо представленных специфических диагностических симптомов для аутистических расстройств характерны различные психопатологические феномены. К ним можно отнести всевозможные фобии, повышенную возбудимость, различные нарушения приема пищи и сна.

      Атипичный аутизм

      Серьезный атипичный аутизм характеризуется умеренной умственной отсталостью с заметными аутистическими чертами. Основным симптомом данного типа заболевания считается атипичный детский психоз. Психологические изменения и задержка в развитии может стать заметной после трехлетнего возраста. Атипичный аутизм отличается отсутствием определенных диагностических критериев.

      Как правило, качественные аномалии при обычном социальном взаимодействии и общении выражены не ярко. Ограниченное повторяющееся поведение и самоагрессия не вызывают обеспокоенности нередко до 5 лет. Задержка развития речи и отсутствие интереса к одушевленным предметам не позволяют вовремя поставить диагноз данного синдрома.

      Диагностика аутизма у детей

      Диагноз пациентам всегда ставят клинически. Для этого требуется выделить основные признаки нарушений в развитии, общении и социальном взаимодействии. Наличие повторяющихся ограниченных движений в ежедневном поведении и сильная тяга к упорядоченному образу жизни также являются одним из диагностических факторов. Современные скрининговые тесты включают различные опросники социальной коммуникации, специальные диагностические тесты, а также особую программу по наблюдению.

      При определении уровня интеллекта аутистические дети зачастую лучше справляются с обычными невербальными заданиями. В некоторых невербальных тестах пациенты показывают хорошие результаты, которые соответствуют возрасту ребенка. Поэтому опытные психологи выбирают несколько типов тестов для выявления задержки развития.

      Лечение аутизма

      Лечение инфантильного синдрома обычно проводится специальной командой медиков, которые применяют интенсивную поведенческую терапию. Именно такая терапия в первую очередь стимулирует выразительное общение и взаимодействие с людьми. Поведенческий анализ и особая стратегия лечения позволяют добиться заметных результатов. Речевая терапия основана на ряде видов активности, включающих разговор, обмен картинками и пение. С недостатками двигательных функций борются трудотерапевты и физиотерапевты.

      Прогноз лечения аутистических расстройств напрямую зависит от регулярности, сроков начала, а также индивидуальной обоснованности всех лечебно-реабилитационных мероприятий.

      www.ayzdorov.ru

      Причины, признаки и лечение аутизма у детей и взрослых

      Аутизм – болезнь, связанная с нарушением социальной адаптации, психического развития и речевой функции у человека. При ранней диагностике патологии у детей лечение может принести положительные результаты, основная направленность терапии – социализация и обучение малыша. При первых признаках аутизма, нужно обратиться к врачу и начать лечение.

      Чтобы вовремя распознать болезнь у ребенка, родителям необходимо внимательно наблюдать за его поведением, отмечать нетипичные для детей той же возрастной категории проявления и так далее.

      Точные причины развития заболевания не установлены. Существуют предположения, что оно появляется из-за неправильного взаимодействия генов между собой или в результате их мутаций. На сегодняшний день неясен механизм развития изменений сразу в нескольких участках головного мозга. Однако выявлены факторы, способствующие возникновению аутизма у детей:

    • наследственность;
    • внутриутробные заболевания и нарушения развития плода;
    • органические поражения ЦНС;
    • тяжелые роды (недостаточное поступление кислорода во время родов или родовые травмы);
    • бактериальные и вирусные инфекции;
    • воздействие токсических веществ на организм мамы во время беременности;
    • нарушение обменных процессов.
    • Прививки и аутизм

      Согласно статистике, во всем мире ежегодно отмечается рост развития аутизма у детей. Специалисты считают, что есть причинно-следственная связь между появлением этой болезни и профилактической вакцинацией. По их мнению, сами прививки не являются причиной патологии, но при предрасположенности ребенка к аутистическим расстройствам вакцинация может стать пусковым механизмом развития нарушений функций головного мозга. То есть болезнь возникла и бы без прививок, но они дают этому толчок.

      Этот вид аутизма связывают с вакциной КПК (корь, паротит, краснуха) и АКДС (коклюш, дифтерия, столбняк). Но спровоцировать появление болезни могут не только комбинированные прививки, но и отдельные вакцины, например, от гепатита В.

      Признаки болезни зависят от возраста. Врачи выделяют 3 группы проявлений аутизма: ранний (до 2 лет), детский (от 2 до 11 лет), подростковый (от 11 до 18 лет).

      Симптомы патологии до 2 лет:

    • малыш не смотрит в лицо, глаза при попытке общения с ним;
    • мало привязан к маме: не тянет к ней ручки, не улыбается, не реагирует на ее уход, не узнает родственников (даже мать);

  • играет в одиночестве с одной и той же игрушкой или ее частью (например, колесиком от машинки и так далее), другие игрушки интерес не вызывают;
  • может долгое время рассматривать и/или перемещать какой-либо предмет перед глазами, следя, как он движется;
  • не реагирует на свое имя при нормальной остроте слуха;
  • не требует внимания или какой-либо помощи;
  • наблюдается задержка речевого развития (не гукает в годовалом возрасте, не говорит простых слов к 1,5 годам и фраз в 2 года);
  • обращается с человеком, как с неодушевленным предметом – отодвигает со своего пути или обходит его;
  • не любит изменений, часто противится им, они могут вызывать у малыша гнев или тревогу;
  • плохо спит, характерна бессонница, ребенок может долго лежат с открытыми глазами;
  • плохо ест;
  • неадекватно реагирует на незначительные внешние раздражители (негромкий шум, свет);
  • развитие интеллекта может быть разным: ускоренным, нормальным или неравномерным, отстающим.
  • Признаки аутизма от 2 до 11 лет (кроме вышеуказанных, добавляются новые):

    в 3-4 года у ребенка отсутствует речь или он произносит несколько слов; некоторые дети повторяют одно и то же слово (звук);

  • развитие речи своеобразное: ребенок может начать говорить сразу фразами, иногда логично построенными, бывает характерна эхолалия – повторение услышанного ранее предложения с сохранением его структуры и интонации;
  • с эффектом эхолалии связано и неправильное применение местоимений, неосознание собственного «я» (себя малыш называет «ты»);
  • изменения в привычной обстановке вызывают агрессию и беспокойство, но значимым для него является отсутствие какого-либо предмета, а не человека;
  • ребенок сам никогда не начнет и не поддерживает разговор, у него отсутствует стремление к общению;
  • характерен неадекватный страх (часто самого простого предмета) и при этом отсутствие ощущения реальной опасности;
  • все навыки даются с трудом, некоторые дети не могут научится читать, ходить в туалет;
  • совершает стереотипные движения и действия: может долго сидеть в кровати (даже ночью), монотонно раскачиваясь в стороны;
  • у некоторых аутистов проявляются уникальные способности к музыке, математике, рисованию;
  • в этом возрастном периоде дети максимально «уходят» в свой мир: часто у них наблюдается беспричинный смех или плач, приступы злости.

    Признаки аутизма у подростков после 11 лет:

  • хотя ребенок в этом возрасте уже имеет навыки общения с людьми, он все так же стремится к одиночеству и не испытывает потребности в общении;
  • старается при общении избегать зрительного контакта, но бывает и наоборот, пристально заглядывает в глаза, говорит очень тихо или громко;
  • жестикуляция и мимика скудные, часто выражение на лице сменяется недовольством при появлении в помещении людей;
  • затрудняется первым заговорить;
  • словарный запас бедный, повторяет часто одни и те же фразы и слова;
  • не понимает чувств и эмоций другого человека;
  • не может строить дружеские или романтические отношения;
  • чувствует себя уверенным и спокойным только в привычной обстановке или ситуации;
  • привязан к отдельным местам, привычкам и предметам;
  • некоторые дети могут отличаться психомоторной и двигательной возбудимостью, расторможенностью, иногда в сочетании с импульсивностью и агрессией, другие, наоборот, вялые, пассивные, заторможенные, со слабой реакцией на стимулы;
  • период полового созревания проходит сложно, часто отмечается агрессия по отношению к окружающим, тревожные психические расстройства, депрессии, эпилепсии;
  • в школе некоторые аутисты создают впечатление гениев: они легко могут повторить наизусть песню или стих, прослушав их 1 раз, хотя другие предметы им даются тяжело.

    Чтобы определить вид аутизма, психиатры в основном руководствуются Международной Классификацией Болезней (МКБ). Согласно этой классификации, различают:

  • Ранний детский аутизм (классический, инфантильный или синдром Каннера) – патология, при которой поведенческие и психические расстройства проявляются с первых дней жизни малыша. Из 10 тысяч детей этот вид болезни встречается у 10-15 человек. При этом чаще синдромом Каннера заболевают мальчики. Проявляется ранний аутизм отклонениями развития в следующих сферах: социальное взаимодействие, поведение и общение. Поведение малыша ограничено, стереотипно и монотонно. Клиническую картину дополняют расстройства сна, снижение аппетита, множественные страхи, агрессия.
  • Атипичный аутизм – сопровождается различными симптомами, которые проявляются у разных детей в любых комбинациях. Все симптомы делятся на 5 основных групп: эмоциональная недостаточность, расстройство речи, социальная несостоятельность и дезадаптация, раздражительность, расстройство мышления.
  • Синдром Ретта – патология встречается исключительно у девочек. Психомоторное развитие характеризуется полной или частичной утратой речи, замедлением роста, навыков пользования руками. Подобные нарушения можно выявить у детей в возрасте от 7 до 24 месяцев. Однако, несмотря на то что социальное развитие замедлилось, интерес к общению все же сохраняется.
  • Синдром Аспергера (высокофункциональный) – среди заболевших 80 процентов составляют мальчики. На 1 тысячу детей приходится 7 случаев заболевания. Признаки начинают проявляться еще в 2-3 года, но окончательный диагноз ставят в 7-16 лет. Синдром чаще всего сопровождается неуклюжестью, стереотипностью в занятиях, эмоциональной нестабильностью, депрессивными расстройствами и тревожностью. Однако больные с высокофункциональным видом патологии имеют относительно высокий коэффициент интеллекта (более 70%) и такой уровень развития позволяет больным воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию.
  • Приобретенный – до появления первых симптомов нарушения психомоторное развитие соответствует норме, но с течением времени наблюдается утрата всех приобретенных навыков. При этом теряется интерес ко всему живому и окружающему миру, поведение меняется на монотонное и стереотипное. Нарушения отмечаются в социальной сфере, общении и интеллектуальном развитии.
  • Гиперактивное расстройство со стереотипными движениями и умственной отсталостью – вид аутизм встречается у ребят, интеллект которых ниже 50 IQ. Сопровождается расстройство монотонным поведением, гиперактивностью и снижением понимания обращенной к ним речи. Больные дети плохо реагируют на лекарственное лечение.

  • 1 степень – легкая стадия заболевания. Дети могут общаться, но при малейшем противодействии теряются. Движения неловкие, медлительные, жесты и мимика отсутствуют. Нарушения у такой группы детей часто диагностируются как задержка развития.
  • 2 степень. Дети не выглядят замкнутыми или отрешенными. Они могут много разговаривать, но их речь обычно обращена не к собеседнику. У ребенка появляется интерес к какой-либо сфере жизни, которую он может изучить досконально и рассказать наизусть всю информацию.
  • 3 степень. Симптомы болезни становятся выраженными. В домашней обстановке ребенок может вести себя нормально, но вне привычных стен он впадает в страх и самоагрессию, которая бывает достаточно опасна для малыша. Страхи аутиста нетипичны, например, он может бояться зайти в туалет или испачкать руки. Речь может присутствовать, но малыш при этом часто путает местоимения, говорит о себе в третьем лице и так далее.
  • 4 степень – тяжелая стадия болезни, при которой дети испытывают большие трудности при взаимодействии с внешней средой. Они не смотрят в глаза, не реагируют на обращение, не обращаются к другим, даже при помощи жестов, не пользуются речью. Очень редко они могут произнести одно слово или фразу. Аутисты живут в своем мире, смотрят днями в окно раскачиваясь, неспособны себя обслуживать. Любые изменения часто провоцируют срыв, выражающийся в агрессии, крике, плаче.
  • к оглавлению ^

    Чем опасен

    Являясь тяжелой генетической болезнью, аутизм оказывает негативное воздействие на развитие личности ребенка, заметно снижает жизненную активность и приводит к изоляции от общества. Появляется однообразие в поведении, сужение интересов, постепенно развивается аутоагрессия, направленная, в том числе и на самого больного.

    Психофизиологическими признаками заболевания, опасными для здоровья, а иногда и жизни пациента являются:

  • ослабленный иммунитет;
  • мышечное напряжение;
  • судороги и боли в мышцах;
  • нарушения функций поджелудочной железы и кишечника;
  • расстройство сна;
  • Кроме того, заболевание часто приводит к тяжелым последствиям:

  • задержка психического и речевого развития;
  • тяжелые неврологические расстройства;
  • снижение интеллекта.
  • Главная опасность аутизма – при отсутствии своевременной терапии болезнь способна вызвать более глубокие изменения в поведении и психике, сделать невозможной социальную адаптацию и привести к деградации личности.

    Инвалидность

    При аутизме полагается группа инвалидности, которая предполагает не только денежные выплаты, но и помощь в реабилитации ребенка. Чтобы оформить группу, нужно пройти обследование у врача-психиатра, психолога, невропатолога, отоларинголога, окулиста и сдать общий анализ крови и мочи. Также требуется выписка из стационарного лечения. Полученные результаты консультаций и анализов заносятся в специальную медицинскую форму. Если ребенок ходит в школу или сад, то необходима еще и характеристика. После этого врач-психиатр, наблюдающий малыша, направляет маму с ребенком на медкомиссию.

    Диагностика

    Окончательно болезнь диагностируется уже к 3 годам, но важно ее выявить на начальной стадии, чтобы своевременно начать лечение. В основе диагностики лежит анализ поведения. Диагноз «аутизм» невозможно поставить быстро, обследование проводится длительно и скрупулезно. Чтобы выявить нарушения способности к общению, уровня развития и поведения, специалистами разработаны специальные опросники.

    Применяют следующие методы диагностики:

  • беседа и наблюдение;
  • экспериментальные (используются анкеты, тесты и так далее);
  • аппаратные (реография головного мозга, МРТ, электроэнцефалография, эхоэнцефалография);
  • лабораторные (для оценки состояния иммунитета и крови).
  • На сегодняшний день нет типовых лечебных методов, которые позволяют полностью излечиться от аутизма. При этом, согласно медицинской статистике, своевременно начатые занятия со специалистами, которые подкрепляются фармакотерапией и специальной диетой, увеличивают уровень развития ребенка-аутиста. Есть много направлений лечения, которые применяются по отдельности или в комплексе.

    Медикаментозное

    Их действие направлено на устранение гиперактивности, стимулирование психического развития и концентрацию внимания. Такие медикаменты выпускаются в различных формах (уколах, таблетках, порошках, капсулах и так далее) и относятся к разным лекарственным группам:

  • Ноотропы – стимулируют питание головного мозга, речевое развитие, улучшают обмен веществ в нервной ткани. Применяют Кортексин, Пантогам, Энцефабол, Луцетам, Гаммалон, Когитум и другие.
  • Тимолептики – стабилизируют эмоциональный фон. Используют препараты лития, Депакин и другие.
  • Аналептики – назначаются для лечения синдрома гиперактивности с дефицитом внимания. Они повышают способность к концентрации внимания, снижают импульсивность, гиперактивность. К ним относятся: Метилфенидат (Концерта, Риталин), Фокалин, Дексметилфенидат, также амфетамины (Дексамфетамин, Амфетамин) и другие.
  • Нейролептики – устраняют гиперактивное поведение и возбуждение, патологическую цикличность действий, склонность к самоизоляции и агрессию. Назначают Сонапакс, Арипипразол (Абилифай), Рисперидон (Риспердал), Рисполепт, Оланзапин (Зипрекса), Галоперидол и другие.
  • Антидепрессанты – назначают для лечения депрессивного состояния, тревожности, обсессивно-компульсивного расстройства. Лекарства снижают депрессию, вспышки гнева, раздражительность, агрессию, патологическую цикличность действий. К медикаментам относятся: Флуоксетин (Прозак), Сертралин (Золофт), Флувоксамин (Лювокс) и другие.
  • Лекарства нестимулирующего действия – эффективные препараты повышают способность к концентрации внимания, снижают нервное возбуждение и уменьшают уровень активности. К медикаментам этой группы относятся: Гуанфацин (Интунив) и Атомоксетин (Страттера), Глиатилин и другие.
  • При аутизме могут применятся и другие группы препаратов, например, противотревожные или транквилизаторы. Такие лекарства назначают детям с выраженными страхами и для уменьшения конвульсий. Также они помогают нормализовать настроение и поведение. Альфа-2 адренергические агонисты (например, Катапрес, Клофелин) в некоторых случаях прописывают для снижения гиперактивности и поведенческих нарушений у детей-аутистов. Часто назначают и такие лекарства, как Пропранолол и Буспирон (Буспар).

    Коррекция поведения

    Группа включает в себя программы по исправлению дефектов поведенческой модели больного, которые мешают ему нормально адаптироваться к жизни.

    К методам коррекции поведения относятся:

    • Трудотерапия – развитие у малыша навыков, которые необходимы в повседневной жизни. В ходе занятий ребенок учится ухаживать за собой – чистить зубы, причесываться, одеваться. Физические нагрузки помогут развить мелкую моторику аутиста и координацию. Постепенно поведение больного меняется и становится более осознанным, он учится концентрироваться на отдельных задачах и приспосабливается к жизни.
    • Речевая терапия. Большинство аутистов частично или полностью не используют речь. Проблема связана не с тем, что они не могут произносить слова, а с неумением использовать вербальные навыки для общения и знакомства с людьми. Обучение коммуникации производится по индивидуальной программе, которая учитывает особенности ребенка и уровень речевых навыков.
    • Приобретение социальных навыков. Специалисты учат, как знакомиться с новыми людьми, правильно строить диалог и вести себя в соответствии с установленными в обществе правилами. Такая терапия помогает легче взаимодействовать со сверстниками и окружающими людьми.
    • Развивающая терапия. Акцент делается на общее развитие ребенка. Работа с больным осуществляется в игровой форме, когда специалист присоединяется к ребенку в игре, поощряя его действия и склоняя к установлению контакта.
    • Альтернативные коммуникации. Цель терапии заключается в замене устной речи на более понятные для ребенка символы и образы. На занятиях учат выражать свои мысли, желания и потребности при помощи специального языка жестов, карточек или картинок с написанными на них словами. Также часто используется электронное оборудование, воспроизводящее вслух фразы или отдельные слова при нажатии клавиши. Это наиболее действенный метод для детей, которые не разговаривают совсем или плохо говорят.
    • Физиотерапия

      При аутизме применяют методы электростимуляции (воздействие постоянного тока малой силы на спинной или головной мозг), которыми выступают транскраниальная микрополяризация (ТКМП) и трансвертебральная микрополяризация (ТВМП). Методы позволяют разбудить функциональные резервы мозга и снизить проявления функциональной незрелости. Основное отличие ТКМП и ТВМП заключается в силе тока: в первом случае она не превышает – 1 миллиампер, во втором – не более 3 миллиампер.

      Проводят электростимуляцию следующим образом: к голове пациента подключают специальные пластины-электроды и закрепляют их резинками. Терапевтический ток организм воспринимает как собственный, поэтому процедуры не вызывают дискомфорта. Электростимуляция полностью безопасна и переносится легко даже маленькими пациентами. Доктора и родители детей отмечают заметное улучшение уже после первого курса. Продолжительность 1 сеанса – от 10 до 50 минут. Курс терапии – 8-12 сеансов. Повторно проходить физиотерапию можно спустя 3-6 месяцев.

      Также при аутизме применяют и остеопатию, мануальную терапию (массаж) и пальпацию. Эти методы пользуются популярностью, так как помогают вывести лишнюю жидкость из организма, улучшить пищеварение, нормализовать обмен веществ и кровоток к головному мозгу и внутренним органам.

      При болезни часто наблюдается нарушение обмена веществ. Казеин и глютен в желудочно-кишечном тракте не подвергаются полному распаду и в организме постепенно накапливается избыток эндорфинов. Чтобы это предотвратить, аутистам рекомендуется соблюдать безказеиновую и безглютеновую диету.

      Кроме того, у некоторых детей имеется чувствительность к определенным видам пищи (пищевая аллергия). В этом случае также необходимо проведение диетотерапии, которая поможет наладить кишечное пищеварение и улучшить усвояемость питательных веществ.

      Из рациона больного нужно исключить:

    • сладкие фрукты (виноград, бананы);
    • сладости;
    • фруктовые соки, содержащие подсластители или сахар;
    • мед, сахар, подсластители;
    • уксус, любые соусы;
    • сливочное масло;
    • маринованные и консервированные продукты;
    • белый хлеб;
    • белый рис;
    • молочные продукты;
    • картофель;
    • белую муку высшего сорта;
    • готовые продукты в виде порошка;
    • чай;
    • любые продукты, в состав которых входят консерванты.
    • гречневую крупу;
    • коричневый рис;
    • кашу из проса;
    • рыбу;
    • яйца;
    • мясо птицы;
    • овощи, зелень;
    • лимон;
    • семена тыквы и подсолнечника;
    • чеснок;
    • льняное и оливковое масло;
    • минеральную без газа воду.
    • к оглавлению ^

      Дети, страдающие аутизмом, плохо развиваются физически, поэтому занятия лечебной физкультурой для них жизненно необходимы. Они помогут улучшить микроциркуляцию в тканях, деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем, нормализовать обмен веществ, укрепить мышцы.

      ЛФК, адаптированная к особенностям больных детей, является необходимым средством коррекции двигательных нарушений, стимуляции моторного и физического развития, и также мощным «агентом социализации» личности. Физическая культура придаст сил и уверенности, которые так нужны ребенку-аутисту.

      Народные средства

      Для лечения аутизма применяют любисток, багульник, мелиссу, солянку холмовую, душицу, левзею и другие. Эти растения обладают стрессопротективным, успокоительным, улучшающим сон, вегетостабилизирующим воздействием. Народные средства на основе перечисленных трав необходимо принимать только с разрешения врача.

    • Настой мелиссы. 15 грамм сырья залить 500 миллилитрами кипятка и настоять 2 часа в термосе. Принимать не более 3 недель по 100 миллилитров 2 раза в сутки: утром после сна и вечером перед сном.
    • Настой душицы. 30 грамм сухой травы залить 300 миллилитрами кипятка, настоять 2-2,5 часа. Давать ребенку по 50 миллилитров трижды в сутки, после еды.
    • Отвар валерианы. ½ чайной ложки измельченных корневищ валерианы залить прокипяченной водой (0,5 литра) и протомить на паровой бане 30 минут. Остудить, процедить и пить по 100 миллилитров трижды в день, на протяжении месяца.
    • Отвар трав. Смешать в равных пропорциях боярышник, плоды шиповника, рябину красную, траву спорыш, зверобой, донник лекарственный, багульник болотный, мелиссу. Все растения должны быть высушены и измельчены. 20 грамм смеси залить кипятком и протомить 30 минут на маленьком огне. Принимать 50 миллилитров трижды в сутки.
    • Другие методы лечения

    • Анималотерапия – при общении с животными (кошками, собаками) у ребенка улучшается психосоциальная адаптация, поведение, эмоции.
    • Дельфинотерапия – метод комплексно воздействует на организм малыша, помогая ему восстановить социальный контакт с обществом и укрепить мышцы.
    • Иппотерапия – верховая езда помогает детям лучше взаимодействовать с окружающей средой и благоприятно влияет на их психическое состояние.
    • Холдинг лечение – терапия удерживания, суть которой состоит в удерживании и преодолении сопротивления ребенка-аутиста до тех пор, пока он не откажется от сопротивления.
    • Визуальная терапия – метод воздействия и обучения посредством разнообразных изображений и роликов.
    • Сенсорная терапия – метод лечения, основанный на разнообразных физических ощущениях.
    • Звуковая терапия (Томатис терапия) – направлена на коррекцию психических расстройств, адаптацию в социальной среде, задержку развития, увеличение жизненной энергии, борьбу с депрессиями и неврозами у детей и взрослых.
    • Арт-терапия – эффективный метод помогает быстро развивать у детей с аутистическими расстройствами нужные коммуникативные навыки и также позволяет немного заглянуть в глубину внутреннего мира ребенка.
    • Для детей аутистов разработано множество программ обучения, которые ребенок выполняет под контролем или совместно со взрослыми (терапевтом, родителями). Цель программ – улучшить коммуникативные и адаптационные способности пациента. Наиболее распространенными программами являются:

    • АВА – обучающая программа, включающая в себя занятия по вербальным и невербальным коммуникациям, развитию мелкой и общей моторики, называнию действий и предметов. Цель занятий – обучение ребенка базовым навыкам самообслуживания и взаимодействия с окружающими. Также пациента обучают образно и логически мыслить, правильно применять речь, выражать свои желания. Наибольшую пользу эта программа приносит детям до 5 лет.
    • FloorTime(игровое время) – автор этой программы предполагает, что каждый здоровый ребенок проходит 6 стадий развития – интерес к миру, привязанность, осознания себя, двухстороннюю коммуникацию, эмоциональные идеи, эмоциональное мышление. При патологии дети останавливаются только на одном уровне. Задача этой методики – оказать помощь пациенту в том, чтобы он прошел все этапы развития, используя игры.
    • Другими программами обучения являются:

    • Early Bird – помощь ребенку через его родителей;
    • МБА лечение – мотивация пациента через поощрение;
    • Son-Rise – интеграция взрослых в мир аутиста;
    • RDI – развитие партнерских отношений.
    • Рекомендации

      Качество жизни при заболевании можно значительно улучшить, если близкое окружение будет принимать активное участие в адаптации больного. Основная роль в этом отводится родителям аутиста, которым нужно уделять время не только своему малышу, но и повышению собственной информированности о болезни и ее особенностях.

      В воспитании ребенка помогут:

    • Школы по аутизму. Посещение школьных учреждений – обязательное требование для больных детей. Здесь они не только получат требуемые знания, но и приобретут навыки взаимодействия со сверстниками. Такие дети могут обучаться и в обычных школах, но при условии, что дополнительно с ними будут работать профильные специалисты и родители. Очень важна профессиональная помощь в средней школе, так как в этом возрасте дети уже осознают отличия и могут насмехаться над больным ребенком. Наилучшим решением является посещение специализированных школьных учреждений или отдельных классов для особенных детей. В таких школах обучают не только стандартным предметам, но и другим навыкам, которые помогают легче адаптироваться к жизни.
    • Центры по аутизму. В таких учреждениях проводится коррекционно-воспитательная работа, целью которой является уменьшение и преодоление воздействия недостатков в физическом и психическом развитии. В реабилитационных центрах используются современные методы лечения, описанные выше.
    • Книги по аутизму. Создать гармоничную обстановку, которая улучшит качество жизни как больного ребенка, так и членов семьи, помогут специальные издания. Информация подскажет, как разобраться в особенностях болезни и как оказать малышу помощь в разных сферах его жизни. Полезными изданиями считаются: Развитие основных навыков у детей с аутизмом (Тара Делани), Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма (Тэмпл Грандин) и другие.
    • Профилактика

      Учитывая, что точные причины болезни не установлены, профилактические мероприятия включают в себя комплекс общепринятых правил, которые необходимо соблюдать каждой беременной женщине:

    • все лекарства принимать исключительно по назначению лечащего врача;
    • исключить употребление наркотических средств, никотина и алкогольных напитков;
    • своевременно обращаться за медицинской помощью при первых симптомах инфекционной болезни;
    • соблюдать рекомендации по питанию, исключить продукты, в состав которых входя искусственные красители, усилители вкуса, консерванты;
    • по возможности избегать или ограничить нахождение в экологически загрязненных местах.
    • Прогноз на будущее

      В каждом отдельном случае прогноз разный. Своевременная терапия и коррекция способна значительно снизить выраженность признаков заболевания и научить ребенка жить и общаться в социуме. Однако ожидать прорыва уже через неделю или месяц не стоит, лечение детей-аутистов порой длится всю жизнь. У одних детей положительные сдвиги и возможность контакта наблюдаются уже спустя 3-4 месяца, у других – через несколько лет.

      При легкой степени психического расстройства ребенок-аутист к 20 годам уже может иметь возможность жить самостоятельно. Приблизительно каждый третий из них приобретает частичную независимость от своих родителей. В случае тяжелого течения патологии ребенок нуждается в постоянном присмотре родственников, особенно при неумении разговаривать и сниженном интеллекте.

      woman-l.ru

      Еще по теме:

      • Комаровский синдром дауна синдром Дауна Перейти на страницу: синдром Дауна Девочки пишу особо, не ожидая ответа, но может поддержки. В субботу ночью моя сестра родила ребенка! Первая беременность – ей 42 года, роды прошли на 35 недели. Родила сама и очень хорошо – не разрывов не чего такого! С первых минут […]
      • Средства для лечения психозов Лечение психоза, методы восстановления после психоза Множество мужчин и женщин относятся к психотическим расстройствам с опаской, настороженностью, но еще чаще – как к чему-то далекому, тому, что является чужой проблемой. Однако, учитывая то, что эндогенные психозы […]
      • Анализ на синдром дауна где сдать №PRS1, Пренатальный скрининг трисомий 1 триместра беременности, PRISCA – 1 (биохимический скрининг 1 триместра - «двойной тест» 1 триместра, расчет рисков с использованием программы PRISCA) Исследование выполняется для скринингового обследования беременных женщин с целью оценки риска […]
      • Температура тела и невроз Температура – один из важнейших показателей здоровья, помогающий понять: какое соотношение между выработанным теплом и теплообменом, происходящим между органами и их тканями, с одной стороны, и внешней средой – с другой. Как ни странно, но её показатели не одинаковы для всех и зависят от […]
      • Великая депрессия золото Конфискация золота в США во время Великой депрессии В разгар Великой депрессии президент США Ф. Рузвельт решился на крайние меры (за что его очень сильно критиковали). Он приказал (указ 6102 от 5 апреля 1933) конфисковать часть золота, имеющего форму монет и слитков, у населения и […]
      • Снятие стресса на предприятиях Снятие стресса на предприятиях Как ПОБЕДИТЬ СТРЕСС на работе РАЗ и НАВСЕГДА? Бывает такое состояние, как будто страшно устал уже с утра, спишь и не можешь выспаться, отдыхаешь, но не можешь расслабиться, все и всё раздражает, мысли и чувства путаются. При современном ритме жизни, в […]