Аутизм как помочь ребёнку

Как помочь ребенку с аутизмом преуспеть

Советы по лечению и поддержки ребенка с расстройством аутистического спектра

Переведено и адаптировано с разрешения HelpGuide International, оригинал статьи
Авторы: Смитс М., Сигал Дж., канд. наук; Хэтман Т., канд. наук
Перевод: Мария Корж, психотерапевт
Опубликовано в редакции октября 2016

Родители в силах многое предпринять, чтобы помочь детям с расстройством аутистического спектра преодолеть свои проблемы. Но не менее важно убедиться, что и вы получаете необходимую поддержку. Когда вы воспитываете ребенка с аутизмом, забота о себе — это не роскошь или проявление эгоизма, а необходимость. Будучи эмоционально сильным, вы с большей вероятностью сможете дать ребенку все необходимое. Следующие советы по воспитанию детей помогут сделать жизнь с аутичным ребенком легче.

Руководство для родителей по лечению и поддержке ребенка с аутизмом

Если вы недавно узнали, что ваш ребенок имеет или может иметь расстройство аутистического спектра, вам, вероятно, не безразлично, что будет дальше, и будущее вызывает тревогу. Ни один родитель не готов к тому, чтобы услышать что-то помимо того, что у них здоровый и счастливый ребенок, а диагноз «расстройство аутистического спектра», несомненно, особенно пугает. Вы, возможно, чувствуете неуверенность в том, как наилучшим образом помочь своему ребенку, или же сталкиваетесь с растерянностью, слушая противоречивые советы по лечению. Возможно, услышав, что аутизм является неизлечимым, «пожизненным» состоянием, вы стали беспокоиться о том, что никакие ваши действия не принесут пользы и будут бессмысленны.

Несмотря на то, аутизм не «проходит» с возрастом, есть много способов лечения, которые помогут детям приобрести новые навыки и преодолеть широкий спектр проблем в области развития. Помощь для удовлетворения особенных потребностей вашего ребенка широко доступна: от бесплатных государственных услуг до поведенческой терапии в домашних условиях и школьных программ. При правильном плане лечения, большой любви и поддержке, ваш ребенок сумеет учиться, расти и процветать.

Не ждите диагноза

Как родитель ребенка с аутизмом или связанных с этим заболеванием проблем в развитии, лучшее, что вы в силах сделать — это начать лечение сразу. Обратитесь за помощью, как только начнете подозревать, что что-то не так. Не ждите, теша себя надеждой, что ребенок «наверстает», или что он просто «вырастет» из проблемы. Даже не ждите официального диагноза. Чем раньше дети с аутизмом получают помощь, тем больше у них шансов на успешное лечение. Раннее вмешательство — наиболее эффективный способ ускорить развитие ребенка и уменьшить симптомы аутизма в течение жизни.

Если ваш ребенок страдает аутизмом

  • Образовывайте себя об аутизме. Чем больше вы знаете о расстройствах аутистического спектра, тем лучше вы будете принимать обоснованные решения в пользу своего ребенка. Изучайте различные вариантах лечения, задавайте вопросы и участвуйте в принятии всех решений по лечению.
  • Станьте экспертом по своему ребенку. Выясните, что вызывает у вашего ребенка деструктивное поведение, а что — положительный отклик. Что для ребенка является стрессовым или пугающим? Успокаивающим? Неудобным? Приятным? Если вы понимаете, что влияет на вашего ребенка, вам будете легче устранять проблемы и предотвращать или сглаживать ситуации, которые вызывают трудности.
  • Принимайте все странности вашего ребенка. Вместо того чтобы думать о том, как ваш аутичный ребенок отличается от других детей, и том, что он «отсутствует», встаньте на сторону принятия. Наслаждайтесь особыми проявлениями вашего ребенка, отмечайте небольшие успехи и перестаньте сравнивать своего ребенка с другими. Чувство безусловной любви и принятия поможет ребенку больше, чем что-либо другое.
  • Не сдавайтесь. Невозможно предсказать ход расстройства аутистического спектра. Не спешите с выводами о том, какая жизнь предстоит вашему ребенку. Как и все остальные, люди с аутизмом имеют целую жизнь, чтобы расти и развивать свои способности.
  • Совет 1: обеспечьте структуру и безопасность

    Изучение всего, что только можно, об аутизме и вовлеченность в процесс лечения займет немало времени, чтобы помочь вашему ребенку. Поэтому, следующие советы помогут сделать повседневную жизнь проще как для вас, так и вашего ребенка:

    • Будьте последовательным. Дети с расстройствами аутистического спектра сталкиваются с трудностями с тем, чтобы научиться применять то, чему они научились в одних условиях (таких, как кабинет терапевта или школа), к другим, в том числе к условиям дома. Например, ваш ребенок может использовать язык жестов в школе, чтобы общаться, но никогда даже не подумает сделать это у себя дома. Создание последовательности в среде ребенка — лучший способ укрепить обучение. Узнайте, что делают врачи (учителя) ребенка и продолжайте практиковать ту же технику в домашних условиях. Найдите возможность проведения терапии в более чем одном месте, чтобы стимулировать ребенка переносить то, что он узнал, из одной среды в другую. Также важно быть последовательным в том, как вы взаимодействуете с ребенком и когда имеете дело с трудностями в его поведении.
    • Придерживайтесь графика. Дети с расстройствами аутистического спектра, как правило, чувствуют себя лучше, когда им предлагается очень структурированный график или привычные повседневные процедуры. Опять же, это вызвано потребностью в последовательности. Составьте расписание для ребенка с определенным временем для приема пищи, терапии, школы, отхода ко сну. Старайтесь свести к минимуму возможные срывы. Если предстоит неизбежное изменение расписания, подготовьте ребенка к нему заранее.
    • Поощряйте хорошее поведение. Положительное подкрепление непросто работает с детьми с расстройствами аутистического спектра, поэтому приложите усилия, чтобы уловить тот момент, когда ребенок делает что-то «хорошее». Хвалите, когда ребенок действует соответствующим образом или осваивают новый навык, обращая особое внимание на то поведение, за которое вы хвалите. Кроме того, ищите разные способы, чтобы вознаградить ребенка за хорошее поведение, например, дав ему наклейку или позволив играть с любимой игрушкой.
    • Создайте дома безопасное пространство. Выделите для ребенка личное пространство в доме, где он сможет расслабиться и чувствовать себя в безопасности. Это включает в себя организацию и установление границ таким образом, чтобы ребенок мог понять особенность этого места. Здесь будут полезны визуальные подсказки (цветные ленты, которые маркируют границы, предметы с надписями или картинками). Вам также следует обезопасить дом, особенно если ребенок склонен к истерикам или к агрессивному поведению, которое направляет на себя.
    • Совет 2: подберите невербальные способы взаимодействия

      Общение с ребенком с расстройством аутистического спектра — сложная задача, но вам не обязательно нужно разговаривать или прикасаться, чтобы быть в контакте. Вы передаете множество сигналов с помощью взгляда, тона голоса, языка тела, своими прикосновениями. Ребенок тоже общается с вами, даже если никогда не говорит. Вам просто нужно выучить его язык.

    • Обращайте внимание на невербальные сигналы. Если вы наблюдательны и внимательны, то вы научитесь улавливать и понимать невербальные сигналы, которые ребенок использует для общения. Обратите внимание на разные виды звуков, которые он издает, мимику и жесты, которые использует, когда устал, голоден или хочет что-то.
    • Выясняйте причины истерики. Естественно чувствовать себя расстроенным, когда вас неправильно поняли или игнорируют, и дети с расстройствами аутистического спектра в этом ничем не отличаются от других. Ребенок начинает закатывать истерику чаще всего потому, что вы не реагируете на его невербальные сигналы. Взрыв чувств — его способ сообщить о своем разочаровании и обратить на себя ваше внимание.
    • Отведите время на удовольствия. Ребенок с расстройствами аутистического спектра по-прежнему является просто ребенком. Для обоих — и ребенка и его родителей — в жизни должно быть больше радостей, чем лечения. Отведите в расписании время на игры, когда ваш ребенок наиболее сконцентрирован и отзывчив. Придумайте способы весело провести время вместе, думая о том, что вызывает у ребенка улыбку, смех, и помогает выйти из своей «раковины». Ваш ребенок, вероятней всего, будет получать удовольствие от той деятельности, которая не выглядит терапевтической или образовательной. Вы получите огромные преимущества, которые принесет вам радость от присутствия ребенка и радость ребенка от проведения спокойного времени вместе с вами без какого-либо давления. Игра — неотъемлемая часть обучения для всех детей, и она не должна ощущаться как работа.
    • Обратите внимание на сенсорную чувствительность своего ребенка. Многие дети с расстройствами аутистического спектра имеют повышенную чувствительность к свету, звуку, прикосновениям, вкусу и запаху. Некоторые дети с аутизмом гиперчувствительны к сенсорным стимулам. Выясните какие виды, звуки, запахи, движения и тактильные ощущения вызывают у вашего ребенка «плохое» или разрушительное поведение, а что вызывает положительный отклик. Что вызывает у ребенка напряжении? Успокаивает его? Создает дискомфорт? Приятно? Если вы понимаете, что влияет на вашего ребенка, вы будете более успешно устранять проблемы, предотвращать ситуации, которые вызывают трудности, и создавать успешный опыт.

    Совет 3: составьте индивидуальный план лечения

    При таком большом количестве разных видов лечения сложно понять, какой подход наиболее хорош для вашего ребенка. Еще больше усложняет этот процесс множество часто противоречащих друг другу рекомендации от родителей, учителей и врачей. При составлении плана лечения имейте в виду, что не существует единственного метода лечения, который работает для всех. Каждый человек с расстройством аутистического спектра уникален и обладает своими сильными и слабыми сторонами.

    Лечение ребенка должно быть приспособлено в соответствии с его индивидуальными потребностями. Вы знаете своего ребенка лучше всего, так что ваша задача — убедиться, какие потребности и каким образом будут удовлетворяться. Вы можете сделать это, задав себе следующие вопросы:

  • Каковы сильные и слабые стороны моего ребенка?
  • Какое поведение вызывает наибольшие проблемы? Каких важных навыков не хватает ребенку?
  • Как мой ребенок лучше всего осваивает материал: через визуальные образы, на слух или через действия?
  • Что нравится моему ребенку и как эти действия могут применяться в комплексном лечении и укреплении обучения?
  • Наконец, имейте в виду, что независимо от того, какой план лечения выбран, ваше участие имеет ключевое значение для достижения успеха. В ваших силах помочь своему ребенку получить максимальную отдачу от лечения, если будете работать рука об руку с командой (врачи, учителя, члены семьи) и придерживаться терапии дома. (Вот почему ваше благополучие имеет важное значение!)

    Выбор лечения аутизма

    Когда дело доходит до лечения аутизма, вы сталкиваетесь с огромным разнообразием методов и подходов. Некоторые виды терапии направлены на снижение проблемного поведения и построения коммуникации и социальных навыков, в то время как другие работают с проблемами сенсорной интеграции, двигательными навыками, эмоциональными проблемами, а также пищевой чувствительностью.

    Так как вариантов лечения много, будет чрезвычайно важным для вас исследовать этот вопрос, поговорить с экспертами в этой области и задать им интересующие вопросы. Имейте в виду, что вы не обязаны ограничиваться только одним видом терапии. Цель лечения аутизма — лечение уникального комплекса симптомов и удовлетворение потребностей вашего ребенка, а это часто требует комбинированного подхода, который включает в себя несколько различных видов терапии.

    Обычные методы лечения аутизма включают в себя поведенческую терапию, развитие речи, игровую терапию, физиотерапию, трудотерапию и пищевую терапию. Но имейте в виду, что распорядок жизни имеет важное значение, и программа должна быть спроектирована таким образом, чтобы была постоянной. Подумайте о том, какие существенные навыки и модели поведения в первую очередь нуждаются в лечении. Невозможно решить все и сразу.

    Хороший план лечения подразумевает:

  • Опору на интересы ребенка
  • Предсказуемый график
  • Обучение решению задач путем выполнения серии простых шагов
  • Активное задействование внимания ребенка в высокоструктурированной деятельности
  • Способность
  • Регулярное подкрепление поведения
  • Вовлечение родителей
  • Источник: по материалам National Institute of Mental Health.

    Совет 4: найдите помощь и поддержку

    Уход за ребенком с расстройством аутистического спектра потребует много времени и энергии. Бывают дни, когда вы будете чувствовать себя бессильным, напряженным или отчаявшимся. Воспитание детей — это не всегда легко, а растить ребенка с особыми потребностями — еще более сложная задача. Для того чтобы лучше справляться с ней, очень важно, чтобы вы заботились и о себе.

    Не пытайтесь сделать все в одиночку. Вы не обязаны! Есть много мест, куда семьи детей с расстройствами аутистического спектра могут обратиться за советом, получить помощь и поддержку.

  • Группы поддержки для семей с расстройством аутистического спектра. Присоединиться к группе поддержки — отличный способ познакомиться с другими семьями, которые сталкиваются с теми же трудностями, что и вы. Родители смогут обменяться информацией, получить консультацию и эмоциональную поддержку. Просто быть в одной лодке и обмениваться опытом уже поможет снизить чувство изоляции, которое испытывают многие родители после того, как узнают диагноза ребенка.
  • Временный присмотр. Каждый родитель нуждается в перерыве время от времени. А для родителей, сталкивающихся с дополнительным стрессом в связи с расстройством аутистического спектра, это особенно актуально. Временный уход заключается в том, что воспитатель берет на себя временно ваши обязательства, давая вам перерыв на несколько часов, дней или даже недель. Найдите возможности временного присмотра в вашем городе.
  • Индивидуальное, супружеское или семейное консультирование. Если вас настигли стресс, беспокойство, или депрессия, обратитесь к специалисту. Пихотерапия — безопасное местом, где вы сможете говорить честно обо всем, что вы чувствуете — хорошее, плохое, ужасное. Супружеская или семейная психотерапия также поможет решить проблемы, связанные с влиянием аутизма ребенка на отношения между супругами или другими членами семьи.
  • mentalhelpguide.ru

    Семь способов помочь Вашему невербальному ребенку начать разговаривать.

    Опубликовано главным научным сотрудником организации Autism Speaks, Джери Доусон, а также заместителем директора организации Autism Speaks по распространению науки, Лорен Элдер.

    В прошлом месяце ученые опубликовали обнадеживающие результаты исследования, свидетельствующего о том, что даже после достижения возраста 4 лет у многих невербальных детей с аутизмом в конечном итоге формируется речь. (Ознакомиться с данным исследованием можно в этой статье).

    Недаром, семьи, учителя и другие близкие люди хотят знать, каким образом они могут способствовать развитию речи у невербальных детей и подростков с аутизмом. Хорошей новостью является то, что в ходе исследования был разработан ряд эффективных стратегий.

    Но прежде, чем мы поделимся нашими «полезными советами», важно вспомнить о том, что каждый человек с аутизмом является уникальным. Даже при условии огромного старания, стратегия, которая хорошо работает с одним ребенком или подростком, может не сработать в случае другого ребенка или подростка. И хотя каждый человек с аутизмом может научиться общаться, это не всегда происходит через разговорную речь. Невербальные люди с аутизмом могут внести большой вклад в общество и жить полноценной жизнью при помощи визуальной поддержки и вспомогательных технологий.

    Итак, вот лучшие семь стратегий для содействия развитию речи у невербальных детей и подростков с аутизмом:

    1. Поощряйте игры и социальные взаимодействия. Дети учатся через игру, в том числе во время игры они обучаются речи. Интерактивная игра предоставляет вам и вашему ребенку возможности для приятного общения. Попробуйте различные игры, чтобы определить те из них, от которых ваш ребенок получает удовольствие. Кроме того, подберите такую игровую деятельность, которая способствует социальному взаимодействию. Примерами могут быт пение, чтение стихов и т.п. Во время взаимодействия старайтесь оставаться перед вашим ребенком и, желательно, находиться на уровне его глаз – тогда ему будет легче видеть и слышать вас.

    2. Подражайте своему ребенку. Подражание звукам и игровому поведению вашего ребенка будет способствовать большей вокализации и взаимодействию. Это также поощрит его к тому, чтобы копировать вас и осуществлять действия по очереди. Убедитесь в том, что вы подражаете тому, как ваш ребенок играет, при условии, что речь идет о положительном поведении. Например, когда ваш ребенок катает машинку, вы тоже катаете машинку. Если он изображает аварию игрушечной машинки, вы тоже можете это сделать. Но не подражайте ребенку, если он бросается игрушечными машинками!

    3. Сосредоточьтесь на невербальной коммуникации. Жесты и зрительный контакт могут создавать основу для развития речи. Поощряйте своего ребенка, моделируя и реагируя на это поведение. Преувеличиваете свои жесты. Используйте ваше тело и ваш голос при общении — например, протягивайте свою руку, чтобы указать на предмет, когда вы говорите «смотри!», и кивайте головой, когда вы говорите «да». Используйте жесты, которые ваш ребенок легко сможет имитировать. Примеры включают в себя хлопки в ладоши, протягивание рук и т.п. Реагируйте на жесты вашего ребенка: когда он смотрит на игрушку или указывает на нее, передайте ребенку игрушку, или же примите это как сигнал к тому, чтобы поиграть с этой игрушкой вместе. Кроме того, указывайте на игрушку, которую вы хотите взять, прежде чем взять ее.

    4. Оставьте «пространство» для речи вашего ребенка. Это естественно, если вы чувствуете желание заполнить паузу своей речью, если ребенок отвечает не сразу. Но крайне важно предоставить вашему ребенку множество возможностей для общения, даже если он не говорит. Когда вы задаете вопрос или видите, что ваш ребенок хочет чего-то, выдержите паузу в течение нескольких секунд, глядя на него. Следите за любым движением его тела или звуком, и оперативно реагируйте на них. Оперативность Вашей реакции поможет ребенку почувствовать силу и возможности коммуникации.

    5. Упростите вашу речь. Это поможет вашему ребенку следовать тому, что вы говорите. Кроме того, ему будет легче подражать вашей речи. Если ваш ребенок невербальный, попробуйте говорить в основном отдельными словами. (Если он играет с мячом, вы говорите «мяч» или «кати».) Если ваш ребенок говорит отдельные слова, поднимайте ставки. Говорите короткими фразами, такими как «кати мяч» или «бросай мяч». Придерживайтесь правила «плюс один»: употребляйте фразы, в которых содержится на оно слово больше, чем обычно говорит ваш ребенок.

    6. Принимайте во внимание интересы ребенка. Вместо того чтобы нарушать сосредоточенность и внимание вашего ребенка, следуйте за ним вместе со словами. Используя правило «плюс один», рассказывайте о том, что ваш ребенок делает. Если он играет с формовыми паззлами-сортерами, вы можете говорить слово «клади», когда он ставит фигурку в ее слот. Можно сказать слово «форма», когда он держит форму, и «вытаскивай формы», когда он вытаскивает их, чтобы начать все сначала. Говоря о том, чем занимается ваш ребенок, вы поможете ему овладеть соответствующим словарным запасом.

    7. Рассмотрите возможность использования вспомогательных устройств и визуальной поддержки. Вспомогательные технологии и визуальная поддержка могут сделать больше, чем просто заменить речь. Они могут способствовать ее развитию. Примерами могут быть устройства и приложения с фотографиями, которых ваш ребенок касается, чтобы продуцировать слова. На более простом уровне, визуальная поддержка может включать в себя рисунки и группы рисунков, которые ваш ребенок может использовать, чтобы выразить свои просьбы и мысли.

    Тераписты вашего ребенка обладают квалификацией, чтобы помочь вам в выборе и использовании этих и других стратегий для содействия развитию речи у ребенка. Расскажите специалистам о ваших достижениях, а также о любых сложностях, с которыми вы сталкиваетесь. Работая с командой специалистов, осуществляющих вмешательство в случае вашего ребенка, вы поможете обеспечить необходимую поддержку вашему ребенку для того, чтобы он смог обрести свой уникальный «голос».

    autism-aba.blogspot.com

    Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом стать более самостоятельным?

    У многих аутичных детей есть проблемы с излишней зависимостью от взрослых и отсутствием инициативы при взаимодействии с людьми

    Родители детей с особыми потребностями осваивают множество «специальностей». Они и переводчики своего ребенка, и его убежище, и те, кто «объясняет» его поведение окружающим, и официанты с поварами и так далее. Маленькие и неговорящие дети с особенностями развития действительно постоянно нуждаются в помощи тех, кто хорошо знает ребенка и может стать посредником при его взаимодействии с другими людьми. Мама и папа — это те люди, которые знают, что раздевание в публичном месте значит «Мне нужно в туалет», а швыряние бутылки переводится как «Еще, пожалуйста». Это естественный и важный этап в отношениях между родителями и ребенком.

    Однако наступает момент, когда естественное стремление любящих родителей вмешиваться и облегчать жизнь ребенка становится препятствием для его обучения и развития. Как и в случае с подсказками в обучении, «чтение мыслей» ребенка ослабляет его мотивацию для коммуникации с другими людьми. Так уж устроено поведение. Все мы люди, и все мы склонны выбирать самый простой вариант.

    Когда я работаю с детьми, я часто наблюдаю ситуацию, когда очевидно, что, хотя родители обожают и любят своего ребенка, они СЛИШКОМ облегчают ему жизнь. Например, мама объясняет мне, что она хочет, чтобы ребенок стал более самостоятельным, и одновременно кормит с ложки четырехлетнего сына.

    Я понимаю, что такое активное вмешательство в жизнь ребенка продиктовано только любовью, и что это реакция родителей на серьезные нарушения в развитии ребенка. Однако приходит время, когда и родители, и специалисты должны сделать шаг назад и вынудить ребенка вести себя более независимо. Я еще никогда не встречала родителей, которые хотели бы, чтобы их дети больше от них зависели… обычно все как раз наоборот. И первый шаг в поощрении независимости ребенка — проанализировать свое собственное поведение и понять, когда ваша помощь ребенку является чрезмерной.

    Все дети в тех или иных ситуациях могут быть инициативными или реагирующими. Наша задача в том, чтобы ребенок все чаще был инициативным, и все реже реагирующим. Вот несколько примеров, поясняющих, в чем разница:

    Инициативный ребенок

    — Ребенок голоден, так что он ищет взрослого и обращается к нему с просьбой. Например, говорит: «Хочу печенье».

    — Ребенку скучно, так что он включает телевизор и садится его смотреть.

    — Папа забывает налить ребенку сок во время еды. Ребенок устанавливает с папой контакт глазами и показывает на холодильник в качестве просьбы о соке.

    Реагирующий ребенок

    — Ребенок голоден, поэтому он начинает плакать и выражать свое раздражение нежелательным поведением. Спустя какое-то время кто-то догадывается, что ребенок может быть голоден.

    — Ребенку скучно, так что он ходит за мамой или папой и просится на ручки. Дальнейшие развлечения ребенка зависят от родителей.

    — Папа забывает налить ребенку сока во время еды. Ребенок начинает горько плакать и отказывается есть.

    В последнем случае ребенок зависит от других людей, либо он сообщает о своих потребностях с помощью нежелательного поведения. Эти дети рассчитывают, что взрослые будут читать их мысли и определять их потребности. Очень часто это приводит к игре, которую я предпочитаю называть: «Угадай, что я хочу!», когда мама или папа отчаянно пытаются понять, что же заставит ребенка прекратить плакать или проявлять другое проблемное поведение.

    Инициирующий ребенок либо постарается удовлетворить свои потребности самостоятельно, либо он обратится к взрослому с просьбой о помощи. Ребенок способен использовать речевые или неречевые средства коммуникации, которые будут понятны различным людям, а не только родителям.

    Во время обучения ребенка с аутизмом важно всегда стремиться к большему, чем нынешний уровень навыков ребенка. В зависимости от того, на что способен сейчас ребенок, всегда существует способ помочь ребенку стать более независимым в отношении этого навыка.

    Распространенный пример инициативного или реагирующего поведения я наблюдаю во время приучения к туалету. Очень часто родители говорят мне, что их ребенок полностью приучен к туалету. Когда же я спрашиваю, как ребенок просится в туалет, родители отвечают: «Я не знаю» или «Мы просто это понимаем», и нет… такой ребенок не полностью приучен к туалету. Если ребенок просто встает и идет в туалет, то что же делать в общественных местах? Как ребенку сообщить вам, что ему надо в туалет, когда вы находитесь в торговом центре? Если вы оставили ребенка с новой няней, она сможет понять, когда он хочет в туалет? Умение пользоваться туалетом подразумевает способность сообщить взрослым о необходимости пойти в туалет, а также попроситься в туалет в незнакомом месте.

    Помощь ребенку в переходе от реагирующего к инициативному поведению поможет ему стать самостоятельнее. Умение инициировать взаимодействие — это критически важный навык для успешного обучения в школе, в группах сверстниках, да и практически везде в жизни. Вот несколько полезных советов о том, как правильно усложнить жизнь вашему ребенку с аутизмом:

    Не бойтесь самостоятельности: Я понимаю, что страшно разрешить трехлетнему ребенку самому пользоваться ножом, и страшно научить шестилетнего ребенка самому отстегивать ремень безопасности в машине. Но вы можете поощрять независимость в разумных пределах и в безопасных ситуациях. Если ваш сын может отстегнуть ремень безопасности, это еще не значит, что ему можно это делать во время движения машины. Одновременно с независимостью учите ребенка границам и правилам.

    Притворитесь глупыми: Это самый простой способ постепенно уменьшить уровень помощи и подсказок ребенку. Когда ребенок подходит к вам плача и с протянутыми руками, посмотрите на него озадаченно и ведите себя так, будто вы не понимаете, что ему нужно. В зависимости от навыков ребенка, подскажите ему обратиться к вам с устной просьбой, использовать PECS, указательный жест и так далее. Например, требуйте, чтобы ребенок сказал «вверх», прежде чем вы возьмете его на руки. Плач, дерганье за штанину или пинки по вашей ноге не должны поощряться. Перестаньте угадывать потребности ребенка и удовлетворять их, притворитесь, что вы не понимаете, что он хочет, чтобы у него была мотивация попробовать другой способ.

    Не торопитесь: Родители часто говорят мне, что им проще самим одеть, умыть или покормить ребенка. Я понимаю, что так проще и быстрее, но в долгосрочной перспективе это делает ребенка слишком зависимым от вас. Примите как факт, что иногда вы будете опаздывать. Да, возможно, вам придется ждать 35 минут, пока ребенок наденет рубашку, или нужно будет выждать целый скандал, пока ребенок почистит зубы. Иногда нужно идти на жертвы, которые окупятся в будущем. Начинайте с малого, например, дайте ребенку тарелку, ложку, но не пачку с хлопьями. Используя коммуникацию на уровне своего ребенка, подскажите ему, как попросить хлопья. Даже если в результате вы будете тратить на завтрак на 15 минут больше, в конечном итоге, вы научите ребенка проявлять инициативу. Предупредите учителя, что вы работаете над самостоятельным сбором в школу по утрам, и поэтому в течение нескольких дней ребенок может немного опаздывать.

    Подождите: С этим трудности не только у родителей, я тоже частенько допускаю такую ошибку. Иногда мы настолько сильно хотим, чтобы ребенок был успешным, что мы тут же вмешиваемся и предоставляем подсказку. Проблема в том, что это может привести к зависимости от подсказок, и это препятствует развитию инициативности. В следующий раз, когда просите ребенка что-то сделать, попробуйте подождать 10-20 секунд. Я знаю, кажется, что это целая вечность, но у некоторых детей с аутизмом есть проблемы с восприятием информации на слух, так что им нужно время, чтобы понять, что вы сказали, и определиться с планом действий, прежде чем выполнить вашу просьбу. Я не предлагаю поступать так все время, но важно, чтобы у вас не вошло в привычку тут же бросаться на помощь вашему ребенку. Если вы только что сказали дочери завязать шнурки на ботинках, то сядьте рядом и подождите 15 секунд, прежде чем давать какую-либо подсказку. Посмотрите, что она будет делать. Она сидит и смотрит на ботинки или пытается их надеть. Возможно, она даже поглядывает на вас и тянет к вам руку, обращаясь за помощью. Прекрасно! Это возможность научить ее просить «Помоги». Очень важно предоставлять ребенку возможность попробовать, прежде чем кидаться на выручку.

    Также смотрите:

    Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

    Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом говорить разборчивее?

    Обзор методов по развитию артикуляции и устной речи детей с аутизмом и доказательств в их пользу

    Около 30-50% людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) практически не прибегают к вербальному общению на протяжении всей жизни, или же их функциональная речь минимальна (National Institutes of Health & National Institute on Deafness and Other Communication Disorders, 2010; Johnson, 2004; Mirenda, 2003). Для общения они могут использовать более трудоёмкие способы, такие как дойти до желаемого предмета, взять кого-то за руку, чтобы пройти куда-то или получить предмет, не требующий устных запросов. Попытки коммуникации могут также принимать форму проблемного поведения: агрессии, самоагрессии, приступов гнева.

    Перед родителями стоит сложная задача: выбрать подход к лечению детей с РАС среди множества существующих методов, которые применяются логопедами, а также поведенческими аналитиками с разной степенью эффективности и наличием экспериментального подтверждения.

    Ниже приведены некоторые их самых распространённых методов развития речевых навыков, а также их экспериментальное подтверждение на текущий момент.

    Артикуляционная терапия

    Звук тренируется сначала изолированно, затем в составе слогов, слов, предложений и, наконец, обобщенно во всех языковых контекстах. С ошибками в произношении звуков обычно работают в том же порядке, в котором они появляются у детей с обычным развитием.

    Экспериментальное подтверждение

    Несколько ограниченных подтверждений в квази-экспериментальных исследованиях (исследование, основанное на единственном случае, множественные фоновые исследования и т.д.) и неэкспериментальных исследованиях (описательные отчеты, изучение конкретных случаев и т.д.). Требуется более доскональное исследование для сравнительного анализа относительной пользы различных подходов (Baker & McLeod, 2011).

    Звукоподражание («эхоика»)

    Стратегия основана на прикладном анализе поведения (АВА) и направлена на формирование произношения отдельных звуков и слов. Сходство с артикуляционной терапией в том, что работа строится на повторении звуков.

    Хорошие экспериментально подтвержденные результаты у некоторых исследуемых детей (значительный прогресс в речи). У других детей прогресса не наблюдается (Ross & Greer, 2003).

    Метод развития речи Кауфман

    Cистемный, пошагово описанный метод произношения комбинаций звуков, который следует за определенной последовательностью развития. Этот метод разработан специально для детей с речевой апраксией.

    Недостаточно доказана эффективность для детей с РАС; имеются только результаты не экспериментальных исследований (описание, ряд случаев и т.д.) и мнение экспертов вместо экспериментального подтверждения. Требуется проведение дополнительных исследований (Morgan & Vogel, 2008).

    Обучение просьбам (манд-тренинг)

    Использование метода звукоподражания/формирования речи в ситуации, когда ребенку нужно что-то получить, что максимально увеличивает мотивацию ребенка к коммуникации (например, после устной просьбы ребенок получает желаемую вещь).

    Другими словами, награда за произнесение звука/слова/фразы — получение называемых предметов, в отличие от артикуляционной терапии или метода звукоподражания, где «подкрепление» обычно не связано с произнесенным звуком/словом.

    Много доказательств говорят в пользу данной процедуры. Реакция детей на этот подход неодинакова (Sherer & Schreibman, 2005).

    Обучение орально-моторной имитации

    Подход использует технику имитации для увеличения количества неречевых движений и звуков: вытянуть губы, подуть, быстро повращать языком и т.д.

    Такие инструменты как щетки Nuk®, шпатели для языка, свистки/соломинки различных диаметров могут использоваться в качестве вспомогательных материалов для установления губ, зубов, языка и челюсти в правильное положение.

    Эффективность не доказана ни в хорошо спланированных, ни в не экспериментальных исследованиях (описание, изучение отдельных случаев и т.д.); появляется все больше данных, говорящих о неэффективности подобного подхода (McCauley, Strand, Lof, Schooling, & Frymark, 2009).

    Подсказки для реструктуризации орально-мышечных фонетических целей (PROMPT)

    Ручной тактильно-кинестетический подход, в котором используются подсказки-прикосновения к челюстям, языку и губам клиента. Таким образом, эти органы направляются вручную для получения нужного слова. Метод разработан для помощи в развитии двигательного контроля и правильных движений мышц речевого аппарата.

    Эффективность для детей с РАС экспериментально не подтверждена. Независимые лаборатории не проводили исследования на пациентах с РАС (Pace, 2011).

    Работая в рамках поведенческого анализа и логопедии, при выборе метода лечения следует руководствоваться результатами научно-обоснованной клинической практики. Научно-обоснованная клиническая практика состоит из:

    — клинической экспертизы/мнения экспертов

    Принципы научно-обоснованной клинической практики могут помочь любому специалисту в качественном оказании помощи, соответствующей интересам, ценностям, потребностям и выбору клиента, и в достижении наилучшего результата с опорой на данные последних исследований.

    В связи с этим, при выборе способа лечения необходимо принимать во внимание ряд факторов, а именно:

    — текущие результаты исследований

    — особенности клиента (такие как исходную способность имитировать звуки)

    — реакция на задания по имитации

    — образование и опыт специалиста/команды специалистов (команда по интенсивному раннему поведенческому вмешательству, логопед, тьютор и т.д.)

    — интенсивность проводимого лечения

    Совместная работа поведенческих аналитиков, специалистов по раннему вмешательству и логопедов позволяет развивать соответствующие навыки, задействуя сильные стороны каждого специалиста. Так, логопеды добиваются постепенного произнесения звуков и подбирают подходящую замену, упрощенные варианты звуков, помогая клиентам двигаться от простого к сложному. Поведенческие аналитики эффективно используют техники формирования поведения, оценивают мотивацию к обучению и собирают подробную и точную информацию, которой руководствуются для принятия дальнейших решений по лечению. Группе специалистов удается разработать продуманную программу с индивидуальными задачами для каждого конкретного ребёнка.

    Если при выборе метода лечения вы руководствуетесь данными исследований и клинических экспертиз прикладного анализа поведения и нарушений речи, следующие советы могут помочь разработать программу, направленную на развитие навыков звукоподражания/речи:

    1. Проведите предварительную оценку способности ребёнка произносить звуки. Эту проверку может провести логопед при помощи стандартных артикуляционных и фонологических тестов или поведенческий аналитик при помощи таких инструментов как «Оценка базовых языковых навыков и способности к обучению» — исправленная версия (ABLLS-R; Partington, 2006) или «Программа по оценке речевого поведении»я (VB-MAPP; Sundberg, 2008), включающая «Оценку ранних навыков звукоподражаня» (EESA; Esch, 2008).

    2. Составьте список вещей и занятий, которые ребенок обычно охотно просит в течение дня. Определите, какие слова, близкие по звучанию, уместно использовать вместо искомого слова или на какие составляющие звуки эти слова можно разбить.

    3. Создавайте ситуации, в которых ребенок будет просить у вас свои любимые вещи/занятия и тем самым тренироваться в произнесении нужных ему слов/звуков. Возможно, эти ситуации и так возникают у вас ежедневно. Тогда необходимо создавать новые условия, стимулирующие ребенка к произнесению новых просьб, причем каждая просьба должна поощряться.

    4. Делайте пометки о частоте и правильности произносимых ребенком слов/звуков, чтобы понять, когда целесообразно переходить к следующей задаче (например, придание звуку/слову более узнаваемой формы).

    5. Можно помогать ребенку произносить нужный звук, направляя его органы речи вручную. При этом такая помощь должна постепенно сводиться к минимуму и затем и вовсе прекращаться, чтобы ребенок научился произносить требуемое слово/звук самостоятельно.

    6. Также следует работать с трудными задачами в рамках программы звукоподражания, когда создаются дополнительные условия, стимулирующие ребенка к вербальной коммуникации. Регулярные занятия, тактильно-кинестетическая помощь, подкрепления и поощрения — ключевые элементы изменения поведения.

    7. Чрезвычайно важно закреплять все требуемые слова/звуки вне занятий в естественных условиях.

    8. Постоянно оценивайте понятность речи ребенка, чтобы удостовериться в том, что вербальная коммуникация имеет место. Если ребенка не понимают близкие в 80% случаев, следует рассмотреть переход на альтернативную систему коммуникации, такую как PECS — система коммуникации через изображения (PECS, Bondy & Frost, 2001), пока навыки вербальной коммуникации продолжают развиваться.

    Список литературы

    Baker, E., & McLeod, S. (2011). Evidence-based practice for children with speech sound disorders: Part 1 narrative review. Language, Speech, Hearing Services in Schools, 42, 102-139.

    Bondy, A., & Frost, L. (2001). The Picture Exchange Communication System. Behavior Modification, 25, 725-744.

    Chumpelik (Hayden), D. A. (1984). The PROMPT system of therapy: Theoretical framework and applications for developmental apraxia of speech. Seminars in Speech and Language, 5, 139-156.

    Esch, B. (2008). Early Echoic Skills Assessment. In Sundberg, M. (2008). VB-MAPP: Verbal Behavior Milestones Assessment and Placement Program A Language and Social Skills Assessment Program for Children with Autism Or Other Developmental Disabilities: Guide.

    Johnson, C. P. (2004). Early clinical characteristics of children with autism. In V. B. Gupta, Autistic spectrum disorders in children (pp. 96-134). New York: Marcel Dekker.

    Kaufman, N. (1998). Kaufman speech praxis treatment kit for children. Gaylord, MI: Northern Speech Services.

    Marshalla, P. (2009). Improving Intelligibility in Apraxia and Dysarthria. Mill Creek: Marshalla Speech and Language.

    McCauley, R. J., Strand, E., Lof, G. L., Schooling, T., & Frymark, T. (2009). Evidence-based systematic review: Effects of nonspeech oral motor exercises on speech. American Journal of Speech-Language Pathology, 18, 343-360.

    Mirenda, P. (2003). Toward functional augmentative and alternative communication for students with autism: Manual signs, graphic symbols, and voice output communication aids. Language, Speech, and Hearing Services in Schools, 34, 203-216.

    Morgan, A. T., & Vogel, A. P. (2008). Intervention for childhood apraxia of speech. doi:10.1002/14651858.CD006278.pub2

    National Institutes of Health & National Institute on Deafness and Other Communication Disorders. (April 13-14, 2010). NIH workshop on nonverbal school-aged children with autism. Retrieved from http://www.nidcd.nih.gov/funding/programs/10autism/pages/detail.aspx

    Pace, J. (2011). Critical Review: Is PROMPT an effective treatment method for children with speech production disorders? Retrieved from www.uwo.ca/fhs/csd/ebp/2010_11.html

    Partington, J. (2006). The assessment of basic language and learning skills-revised (The ABLLSTM-R): An assessment, curriculum guide, and skills tracking system for children with autism or other developmental disabilities. Pleasant Hill, CA: Behavior Analysts, Inc.

    Rosenfeld-Johnson, S. (2001). Oral-motor exercises for speech clarity. Tucson, Arizona: Innovative Therapists International.

    Ross, D. E., & Greer, R. D. (2003). Generalized imitation and the mand: Introducing first instances of speech in young children with autism. Re-search in Developmental Disabilities, 24, 58-74.

    Sherer, M. R., & Schreibman, L. (2005). Individual behavioral profiles and predictors of treatment effectiveness for children with autism. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 73, 525-538.

    Sundberg, M. L. (2008). VB-MAPP: Verbal Behavior Milestones Assessment and Placement Program: Guide. Concord, CA: AVB Press.

    Надеемся, этот материал оказался для вас полезен или интересен. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

    outfund.ru

    Еще по теме:

    • Синдром дауна по вопросом Синдром дауна по вопросом Ситуация со спортом для людей с синдромом Дауна в России складывается так, что данная категория спортсменов пока что остается самой ущемленной. Практически полностью отсутствует поддержка особых спортсменов, которые имеют высокий потенциал и могли бы достойно […]
    • Страны по количеству депрессий Bloomberg: Рейтинг стран мира, жители которых больше всего страдают от стресса и депрессии в 2013 году Рейтинг составлен аналитиками агентства Bloomberg на основании данных Всемирной организации здравоохранения, Организации Объединённых Наций, Всемирного банка, Transparency International […]
    • Биполярное расстройство у родственника Как помочь любимому, страдающему биполярным расстройством Как помочь близкому человеку с биполярным расстройством Переведено и адаптировано с разрешения HelpGuide International, оригинал статьи Авторы: Смитс М., Сигал Дж., канд. наук Перевод: Игорь Бронин, психотерапевт Опубликовано в […]
    • Девушки с заиканием «Во-во-во-во-во-во-вода холодная» Международный день заикающихся людей отмечается 22 октября. Праздник был учрежден в 1998 году по инициативе организации International Stuttering Association, которая называет себя «рупором всех заикающихся людей на международном уровне». «Лента.ру» […]
    • Блейлер шизофрения Блейлер шизофрения Эйген Пауль Блейлер Родился: 30 апреля 1857, Цолликон, Швейцария; скончался: 15 июля 1939, Цолликон, Швейцария. Интересы: клиническая патология и психотерапия. Образование: доктор медицины, Цюрихский университет. Профессиональная деятельность: врач в психиатрической […]
    • Черный кофе Я в депрессии Кофе спасает от депрессии? Как свидетельствуют результаты исследования, опубликованные в журнале «Archives of Internal Medicine», употребление кофе значительно снижает риск развития депрессии у женщин пожилого возраста. Согласно результатам нескольких предыдущих исследований, […]