Аргументы к проблеме взаимоотношения между детьми и родителями

Проблема взаимопонимания между поколениями. Васильевых 2018. № 6. (ЕГЭ по русскому)

Есть ли взаимопонимание между поколениями? Существует ли трагическая пропасть между младшим и старшим поколениями? Именно эти вопросы возникают при чтении текста русского драматурга В. С. Розова.

Раскрывая проблему взаимопонимания между поколениями, автор опирается на жизненный опыт и воспоминания о детстве, проходившем в период гражданской войны и нэпа. Мир взрослых вызывает в рассказчике светлые, сердечные и добрые воспоминания. Детям доверяли, отпуская их из дома на целый день, хотя глаз за детьми был зоркий, но деликатный.

Отчуждённость от взрослых естественна, но трагической пропасти между поколениями нет. Молодёжь «получает в свои руки бесценные дары, добытые трудами, подвигами предыдущих поколений». Если бы каждое поколение начинало с нуля, отвергая опыт прошлого, наступила бы дикость.

Автор убеждён: между поколениями существует взаимопонимание, хотя иногда есть трудности в общении.

Я согласна с мнением автора. Несомненно, несмотря на временные разногласия, отчуждение между взрослыми и детьми отсутствует. Чаще всего взрослые и подростки приходят к согласию, благодаря мудрости и терпению родителей и любви к ним детей.

Приведу литературный аргумент. В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» показано, как временное отчуждение и непонимание между Николаем Петровичем Кирсановым и его сыном Аркадием со временем проходит, и в отношениях отца и сына наступает гармония.

Аркадий находился под влиянием нигилиста Базарова, даже по его совету пытается «перевоспитывать» отца, подсовывая ему вместо романтической поэмы Пушкина книгу вульгарного материалиста Бюхнера «Материя и сила». «Переболев» нигилизмом, Аркадий возвращается к семейным ценностям, сам становится отцом, увлечённо занимается хозяйством.

Ещё один аргумент. В повести А. Г. Алексина «В тылу как в тылу» тоже показана крепкая связь поколений. События происходят в годы Великой Отечественной войны в уральском городке в эвакуации. Отец рассказчика на фронте, мама, начальник стройконторы, постоянно на работе. Мальчик привык к самостоятельности.

Именно в такое сложное время сильнее проявляется общность не только близких людей, но и всего народа.

Мы пришли к выводу о том, что старшее и младшее поколения должны быть крепко связаны друг с другом. Преодолев временное непонимание, молодые люди получают в наследство бесценный опыт прошлого и продолжают лучшие традиции старшего поколения.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

www.kritika24.ru

Помогите с аргументами.проблема взаимоотношений в семье. один из литературы и еще один из жизненного опыта

Ответы и объяснения

Это задание по литературоведению.

В качестве классического примера на тему «Проблема взаимоотношений в семье» можно привести семьи главных героев из романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Две центральные семьи романа: Ростовы и Болконские показывают разные модели взаимоотношений в семье.

Семья Ростовых – почти идеальная семья. В ней всегда царили взаимопонимание, доброта, спокойствие, умиротворенность между всеми членами семьи. Родители любили детей, а те, в свою очередь, платили им взаимностью и уважением. Старшие прививали культуру детям с детства. Семья Ростовых – семья людей достойных, справедливых, честных и очень добрых, олицетворяющих собой хлебосольную и открытую «старую» столицу России – Москву.

Семья Болконских, в свою очередь, больше похожа на новую столицу – строгий, чинный Петербург. В этой семье тоже царят высокие представления о нравственности и морали, но чувство долга как бы откладывает отпечаток холодности на всех членов этой семьи. Неудивительно, что приходящий в чувство после войны и смерти жены князь Андрей полюбил именно открытую и такую живую Наташу Ростову, отношения в семье которой своей душевностью и теплотой не похожи на обычаи семьи Болконских.

Вспоминается и другой роман-эпопея — «Тихий Дон» М. А. Шолохова. Для казачей семьи самыми главным являются традиции и патриархат. Младшие Мелеховы должны были подчиняться старшим. Григорий, несмотря на страсть и любовь к Аксинье все же женится на Наталье, потому что так велит отец, который, бесспорно, являлся авторитетом, главным в семье.

znanija.com

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения с учетом требований к ЕГЭ по русскому языку

  • 2. Совершенствовать навыки анализа текста.
  • 3. Формировать умения обрабатывать информацию и создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам.
  • Эпиграф: «Родительская любовь — единственное бескорыстное чувство на свете». (С.Моэм)

    1. Слово учителя

    Легче всего обидеть мать,
    Она обидой не ответит.
    А только будет повторять:
    «Не простудись — сегодня ветер!»
    Легче всего обидеть мать:

    — В каких произведениях, ранее изученных вами, поднимается вечная проблема взаимоотношения «отцов» и «детей»?

    Ответы учащихся: К. Паустовский » Телеграмма», Ф. Абрамов » Алька», И. С.Тургенев » Отцы и дети», А.С.Пушкин «Станционный смотритель», Л.Н.Толстой «Детство»

    2. Работа с текстом.

    — Сегодня мы с вами продолжим работу по совершенствованию навыков анализа текста, попутно вспомним важные орфографические и пунктуационные правила, познакомимся с требованиями к заданию С ЕГЭ. Вам на дом был предложен отрывок из рассказа Н. Аксёновой (тексты раздаются) Внимательно прочитали текст, расставили пропущенные буквы.

    (11) Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. (12) У меня начался отит. (13) От боли я кричала и стучала ладонями по голове. (14) Мама вызвала скорую помощь, и ночью мы поехали в районную больницу. (15) По дороге попали в страшную метель, машина застряла, и водитель визгливо, как женщина, стал кричать, что теперь все мы замерзнем. (16) Он кричал пронзительно, чуть ли не плакал, и я думала, что у него тоже болят уши.(17) Отец спросил, сколько осталось до райцентра.(18) Но водитель, закрыв лицо руками, твердил: «Какой я дурак!» (19) Отец подумал и тихо сказал маме: «Нам потребуется все мужество!» (20) Я на всю жизнь запомнила эти слова, хотя дикая боль кружила меня, как метель снежинку. (21) Он открыл машину и вышел в ревущую ночь. (22) Дверца захлопнулись за ним, и мне показалось, будто огромное чудовище, лязгнув челюстью, проглотило моего отца.(23) Машину качало порывами ветра, по заиндевевшим стеклам с шуршанием осыпался снег. (24) Я плакала, мама целовала меня холодными губами, молоденькая медсестра обреченно смотрела в непроглядную тьму, а водитель в изнеможении качал головой.

    (25) Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на мое лицо. (26) Я зажмурилась и сквозь ресницы увидела своего отца. (27) Он взял меня на руки и прижал к себе.(28) Шёпотом он рассказал маме, что дошел до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.

    (32) :Мои дети недоумевали,почему, наряжая елку, я всегда плачу.(33) Из тьмы минувшего ко мне приходит отец, он садится под елку и кладет голову на баян, как будто украдкой хочет увидеть среди наряженной толпы детей свою дочку и весело улыбнуться ей.(34) Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать. (По Н.Аксеновой) .

    2.1. Выразительное чтение текста.

    2.2.Орфографическая разминка (на интерактивной доске)

    а) правописание не с разными частями речи

    в) проверяемая безударная гласная

    г) различение не и ни в местоимениях и наречиях

    а) определите тему текста

    (Родительская любовь. Горькое воспоминание об отце. Мужество отца)

    2. «Нам потребуется всё мужество!»

    3.Он долго потом болел.

    4.Горькое воспоминание об отце.)

    в) как вы думаете, какое утверждение не соответствует содержанию текста?

    1. Несправедливое отношение девочки к своему отцу.

    3. Сила любви во внешней красоте человека.

    4. Перед силой самоотверженной любви отступают все преграды.

    2. Только с возрастом приходит осознание подлинной родительской любви.)

    Итак, обобщая ваши ответы, предлагаю опорную таблицу (проецируется через экран)

    (Таблица указана в презентации)

    ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

    е) Какие художественно- выразительные средства языка использованы рассказчицей :

    1. В предложениях 15,24,20 для описания вьюги и удручающего состояния девочки использованы .

    2. Найдите сравнительные обороты в предложениях 15, 20;

    3. С какой целью использована антитеза в 34 предложении;

    4. «Боль кружила» (20 предложение) — какое художественно-выразительное средство?

    ж) Определите тип речи.Докажите своё мнение.

    (Повествование. В тексте повествуется об одном случае из жизни. выделяется несколько микротем. Ведущая часть речи — глагол, частотны наречия места и времени. Синтаксис индивидуален — используется разные типы предложений)

    2.4. Групповая работа

    1 группа — синтаксис словосочетания;

    2 группа — синтаксис простого предложения

    (Задания даны в презентации)

    3. Подготовка к написанию сочинения.

    Учитель: Для успешного написания сочинения я вам предлагаю памятку

    «Советы учащимся» ( проецируется через экран) .

    Что такое проблема? (Ответы учащихся:

    Задача, которая требует решения; вопрос, поднимаемый автором в тексте)

    Проблема — это сложный вопрос, требующий решения. Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, основную, актуальную, злободневную, острую, социальную, политическую, национальную, международную. Сформулировать проблему можно двумя способами:

    1) оценить объект проблемы- чья это проблема или что это за проблема;

    2) определить проблему в виде вопроса. Итак, какую проблему поднимает автор?

    1. Проблему «отцов» и «детей»

    2. Проблему нравственности

    3. Взаимоотношения родителей и детей.

    4. Душевной красоты человека.

    5. Проблему совести.)

    Учитель: Действительно, в своем тексте автор затрагивает проблему отношения детей к своим родителям, проблему самоотверженности родительской любви. Определяя проблему, нужно уметь правильно изложить ее. Для этого предлагается в памятке клише (обращаю внимание учащихся на таблицу)

    ВАРИАНТЫ ФОРМУЛИРОВКИ ПРОБЛЕМЫ

    №п/п

    *Проблема отношения детей к своим родителям считается актуальным вопросом в нашей жизни

    *Проблема, которая столь остро воспринимает Н.Аксёнова, относится к числу вечных проблем человечества

    Глубина любви отца к своей маленькой дочери.

    *Несла тяжкий крест:

    *:ходил к нам со своей дурацкой гармошкой

    *:не позорил ни себя, ни свою дочь

    * Я готова была провалиться сквозь землю от стыда

    *Этот нелепый человек с красным носом имеет ко мне никакого отношения-характерные предложения детей, которые воспринимают только внешнюю красоту человека, не осознавая глубину родительской любви, их душевную щедрость

    ПРОБЛЕМА — это сложный вопрос, требующий решения. Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, основную, актуальную, злободневную, острую, социальную, политическую, национальную, международную.

    Следующий этап работы над сочинением — прокомментировать проблему. Комментарий — это рассуждение, а не пересказ. Подумайте о том, насколько актуально то, о чем пишет автор; кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой. Также возможны два способа изложения:

    1) от частных фактов к формулировке проблемы

    2) от формулировки проблемы к комментарию. Прокомментируем проблему нашего текста.

    1) Начиная разговор на эту тему, автор буквально «наступает на больную мозоль». Действительно, кто из нас подобным образом не поступал со своими родителями в детстве. Что же мешает познать родительскую любовь? Почему многие зачастую неправильно воспринимают родительскую любовь, заботу, внимание? Стесняются от ровесников за внешний вид своих родителей? Считают, что они некрасивы, несовременны? Потому что, для детей в первую очередь важно внешняя привлекательность («он был маленький, толстенький») , положение в обществе («обычный слесарь») .Не зря многие в детском возрасте не любят рассказывать друзьям о своих родителях, избегают их встречи. Эта черта в раннем детском возрасте характерна многим.

    2) Девочка ненавидела утренники, потому что в садик приходил отец( а отец был маленький, толстенький, рано начал лысеть:нос у него был свекольно-красного цвета , как у клоуна) А дети смеялись над ним . Девочка чувствовала неловкость, потому что детская душа предпочитала внешнюю красоту. Ее неразвитое сознание не давало понять любовь отца. Отца, ради своей дочери вытерпевшего насмешек и неучтивого отношения к себе.

    — Что же потребуется,чтобы выявить позицию автора? Позиция автора это ответ на поставленный вопрос в тексте. Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? Как он оценивает описываемую ситуацию, поступки героев? Наконец,каково мнение автора по поставленной проблеме? Отвечая на эти вопросы, выполняется следующее требование к написанию сочинения.

    Возвращаемся к тексту и описываем авторскую позицию.

    (Ответы учащихся: 1 Автор показывает отца героини готовым пожертвовать даже своим здоровьем, своей жизнью ради спасения дочери. Он всегда замечал насмешки детишек, неучтивое отношение дочери на утренниках, но из любви к ребенку готов вытерпеть все трудности. Автор считает, что многие люди в детстве не всегда осознают глубину родительской любви, душевную щедрость. Лишь с возрастом они понимают подлинную ценность и величие родительской любви. » Я гляжу и тоже хочу улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать». Это слезы раскаяния за запоздалое понимание искренней любви отца. Мнение автора таково: каждый из нас должен относиться к своим близким внимательно, бережно и очень чутко оценивать их поступки. Особенно к родителям. Даже забота,кажущаяся нам нелепой, вызвана их огромной любовью к родной кровиночке.)

    Ребята, вы согласны с автором? Разделяете его мнение о том, что лишь с возрастом человек познает подлинную ценность и величие родительской любви? В этой части работы вы даете свою оценку. Если разделяете мнение автора, то ищете дополнительные доказательства: примеры из вашего жизненного или читательского опыта. Если не согласны с автором, то находите контраргументы. Подумайте, как вежливо возразить автору, как защитить свое понимание проблемы.

    (1. Трудно не согласиться с основной мыслью автора. Нередко сталкиваемся с этой проблемой в современной жизни. Мы не всегда ценим наших родителей. Для нас они злые, отсталые, вмешиваются в нашу личную жизнь, лишают нас самостоятельности, надоедают своими нравоучениями. Такой усиленный контроль отталкивает детей от родителей. Часто между ними возникают непоправимые конфликты.Почему происходит такое ? Во-первых, дети не могут отличать душевную красоту от внешней. Их привлекают больше всего в окружающем яркие краски, красивая наружность, богатство, веселье, радость. В этом возрасте человек не задумывается, что же скрывается за всем этим. Во-вторых, лишь годами набирая жизненный опыт, а вернее родительский, опыт ему приходит осознание подлинности и самоотверженности родительской любви. Только испытание боли, тревоги , радости за ребенка даст понять настоящую силу родительской любви и ее влияние на жизнь ребенка.

    2. Русская литература богата произведениями , затрагивающими проблему «отцов» и «детей». Одно из них мне пришло на память. Это повесть В. Распутина » Последний срок». Автор показывает главную героиню, бабушку Дарью, на закате её жизни. Она чувствует , что дни её сочтены. Именно это побудило её вызвать детей по телеграмме. Съезжаются дети, уже сами давно родители. В Дарье пробуждается с новой силой родительское чувство: она оживает, снова возвращается к жизни. А дети,увидев, что мать поправилась, спешат обратно к себе. Но не проходит и дня после их отъезда, мать умирает. Это произведение созвучно с рассказом Н. Аксёновой: равнодушное отношение к матери, непонимание её душевного состояния и о матери . сердце которой не перестаёт любить своих детей.

    4. Выводы и обобщения

    5. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение на тему «Родительская любовь».

    Цели.

    • 1.Обобщить знания об особенностях художественного стиля.
    • 4.Обучить учащихся формулировке проблемы текста.
    • 5. Воспитывать уважительное и доброе отношение к своим родителям.

    Средства обучения: исходный текст, презентация в PowerPoint, рабочие папки с заданиями, памятки для учащихся

    Любили тебя без особых причин
    За то, что ты — внук,
    За то, что ты — сын,
    За то, что малыш,
    За то, что растешь,
    За то, что на папу и маму похож.
    И эта любовь до конца твоих дней
    Останется тайной опорой твоей.
    (В. Берестов)

    Такими стихотворными строчками я бы передала огромную значимость родительской любви в жизни человека. Границы родительской любви определить трудно, как невозможно перечислить и способы ее проявления и последствия. И не всегда мы ценим доброе, заботливое отношение своих родителей. Особенно такое взаимонепонимание происходит в детском и подростковом возрасте. А ведь они своими наставлениями, поучениями хотят оберегать нас от ошибок, поддержать в трудную минуту, указать правильный путь. Это самоотверженная родительская любовь, готовая принять всю твою боль и поражение- единственное чувство на свете. Это твоя надежная опора в жизни, которую надо беречь, как зеницу ока.

    Однако как часто происходит с нами, силу этой любви мы пониманием с опозданием. Иногда с большим: «Что имеем не храним, потерявши плачем». Так давайте же будем внимательны к своим дорогим родителям, с благодарностью воспримем их заботу и любовь. А временные взаимонепонимания они разрешимы. Известный советский писатель А.А.Фадеев в одном из своих произведений задаёт такой вопрос: «Кого больше мы обижаем на свете?» и отвечает: «Матерей»

    ( 1) В детстве я (не) навидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец.(2) Он садился на стул возле елки, долго пиликал на своем баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша восп..тательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (3) Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха.(4) Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя н..когда не пил , нос у него почему-то всегда был (свекольно) красного цвета , как у клоуна.(5) Дети, когда хотели сказать про кого(то) , что он смешной и (не) красивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»

    (6) И я сначал.. в садике, а потом в школе несла тя:кий крест отцовской несуразности.(7) Все бы н:чего( мало ли у кого какие отцы!) но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой г..рмошкой. (8) Играл бы себе дома и не позорил н.. себя , н.. свою дочь! (9) Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка. (10) Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя по:черкнуто холодно, показывая своим видом , что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне н:какого отн:шения.

    (29) Я дремала на его руках и сквозь сон слышал, как он кашляет.(30) Тогда никто не придал этому значения . (31) А он долго потом болел двусторонним воспалением легких.

    б) правописание сложных прилагательных

    2.3.Речеведческий анализ

    б) выделите микротемы, связанные с темой.

    (1. В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец.

    2. Глубина любви отца к дочери в его поступках .

    г) В чём заключается основная мысль рассказа? Что утверждал своим текстом автор .

    (1.Дети зачастую воспринимают лишь внешнюю красоту человека.

    д) К какому стилю речи вы отнесёте этот текст? Почему?

    Художественный стиль. Автор передаёт эмоциональное состояние героя: «ненавидела утренники», «несла тяжкий крест», «я готова была провалиться сквозь землю от стыда», «наряжая ёлку, всегда плачу». Использованы изобразительно- художественные средства: сравнения(нос как у клоуна) , эпитеты (дикая боль) ,олицетворение( боль кружила) .

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Банк аргументов для сочинения ЕГЭ по русскому языку

    Представляю «банк» аргументов, который поможет учащимся на ЕГЭ по русскому языку обосновать свою позицию аргументами из художественных и публицистических произведений. «Банк» аргументов включает в себя 14 блоков, разделённых на всевозможные виды проблем, для каждой из которых подобрано несколько аргументов из русской и зарубежной литературы.

    Предварительный просмотр:

    «Банк» аргументов для подтверждения собственного мнения

    Человек и природа

    Восприятие человеком природы как живой материи (влияние природы на душу человека)

    «Слово о полку Игореве». Вся природа в «Слове» наделяется автором человеческими чувствами, способностью различать добро и зло. Она предупреждает русских о несчастьях, переживает с ними горе и радости. Природа помогает Игорю в его бегстве из плена, у неё ищет сочувствия и помощи Ярославна. Между природой и человеком стираются границы. Люди постоянно сравниваются с птицами и зверями. Игорь вступает в разговор с Донцом, Ярославна ищет сочувствия и помощи у ветра, солнца и Днепра. Трудно назвать другое произведение, в котором события жизни людей и изменения в природе были бы так тесно слиты.

    А.П. Чехов «Степь». Егорушка, мальчик 9-ти лет, пораженный красотой степи, очеловечивает её и превращает в своего двойника: ему кажется, что степное пространство способно и страдать, и радоваться, и тосковать. Его переживания и мысли становятся не по-детски серьезными, философскими.

    Л.Н.Толстой «Война и мир». Окружающая природа может изменить человека, сделать его счастливым. Она может воздействовать на характер человека, поменять его мировоззрение, стать участником духовного поиска людей. Такова роль природы в романе Л.Н Толстого «Война и мир». Именно она помогает Андрею Болконскому, одному из её главных героев, переосмыслить свою жизнь. Болконский стремится к славе, без которой, по его мнению, жить не может. В день Аустерлицкого сражения Андрей во время паники на глазах М. Кутузова увлёк в атаку целый батальон. Но героя Толстого ранят. Рушатся все его честолюбивые планы. И только теперь, когда он такой беспомощный и покинутый всеми лежит на поле, он обратил свой внимание на небо, и оно вызвало в нём искреннее и глубокое потрясение: «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Всё пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Болконский по-другому посмотрел на своё прошлое. Он понял, что отнюдь не слава является главным стимулом человеческой деятельности, что существуют более возвышенные идеалы.

    В. Астафьев «Царь-рыба». Рыбак Игнатьич, всю жизнь ловивший рыбу и умеющий делать это как нельзя лучше, возомнил себя царём природы. Поймав на крючок огромную рыбу, он не в силах справиться с ней. Для того, чтобы избежать гибели, он вынужден отпустить ее на свободу. Встреча с рыбой, символизирующей нравственное начало в природе, заставляет этого браконьера пересмотреть свои представления о жизни. Значит, не человек творит природу, а природа властвует над человеком. Он она не так беспощадна, она даёт шанс человеку исправиться, ждёт покаяния.

    Постижение прекрасного в природе

    Ю. Яковлев «Разбуженный соловьями». Озорного, непоседливого Селюжонка однажды в пионерском лагере разбудили соловьи. Рассердившись, с камнем в руке, он решает расправиться с птицами, но замирает, завороженный пением соловья. Что- то стронулось в душе мальчика, ему захотелось увидеть, а потом и изобразить лесного волшебника. И пусть вылепленная им из пластилина птица даже отдаленно не напоминает соловья, Селюжонок испытал животворящую силу искусства. Когда соловей снова разбудил его, он поднял с кроватей всех ребят, чтобы те тоже услышали волшебные трели. Автор утверждает, что постижение красоты в природе ведет к постижению красоты в искусстве, в себе.

    Необходимость бережного отношения к природе

    Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы». Герой стихотворения во время весеннего наводнения спасает тонущих зайцев, собирая их в лодку, вылечивает двух заболевших зверьков. Лес для него — родная стихия, и он переживает за всех его обитателей. Стихотворение даёт детям урок любви к природе, любви бережной и разумной.

    И.С.Тургенев «Отцы и дети». Люди часто забывают о том, что природа — их родной и единственный дом, требующий бережного отношения к себе. Главный герой романа «Отцы и дети» Евгений Базаров известен своей категоричной позицией: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Именно таким автор видит в нем «нового» человека: он равнодушен к накопленным предыдущими поколениями ценностям, живет настоящим и пользуется всем, что ему нужно, не задумываясь о том, к каким последствиям это может привести. Базаров, отвергая всякое эстетическое наслаждение природой, воспринимает её как мастерскую, а человека — как работника. Аркадий, друг Базарова, напротив, относится к ней со всем присущем молодой душе восхищением. В романе каждый герой проходит проверку природой. Аркадию общение с окружающим миром помогает залечить душевные раны, для него это единение естественно и приятно. Базаров же, напротив, не стремится к контакту с ней — когда Базарову было плохо, он «шел в лес и ломал ветки». Она не дарит ему ни желанного успокоения, ни душевного равновесия.

    Любовь к природе

    С.Есенин. Одной из центральных тем лирики ярчайшего поэта XX века С.Есенина является природа родного края. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» поэт отказывается от рая ради родины, стая её выше вечного блаженства, которое он, судя по другой лирике, обретает лишь на русской земле. Таким образом, чувства патриотизма и любви к природе тесно переплетаются.

    Устное народное творчество. Недаром в русских народных сказках часто прославляется любовь к природе и всему живому. Увидит странник выпавшего птенца — положит его в гнездо, попадет птица в силки — он ее освободит, выбросит волной рыбу на берег — он отпустит ее обратно в воду. Не искать выгоды, не губить, а помогать, любить, спасать, беречь — этому учит народная мудрость.

    Проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения к миру природы

    В.Распутин «Прощание с Матёрой». Бездумная деятельность человека на протяжении веков разрушила среду обитания, но двадцатый век явился временем экологических катастроф. И писатели не могут остаться в стороне от решения этой насущной проблемы. На протяжении уже многих лет в своих художественных и публицистических произведениях Ч.Айтматов («Плаха», «И дольше века длится день»), В Распутин («Прощание с Матёрой», «Пожар»), В.Астафьев («Царь-рыба») пытаются обратить внимание общества на экологическую обстановку в стране. Маленький эпизод из жизни острова на Ангаре предстаёт перед нами в повести В. Распутина «Прощание с Матёрой». Мы узнаём, что в результате строительства мощной ГЭС деревня Матёра, расположенная на острове с тем же названием, должна уйти под воду. Человек вступает в единоборство с природой. Чтобы не гнили в море деревья и дома, их сжигают. Но ничего не могут сделать люди с мощным деревом, которое называют жители острова «царским лиственем». Символом непобедимой матери-природы становится вековая лиственница, которую не могут победить люди, вооружённые огнём и мощной техникой. Творя расправу над природой, говорит Распутин, люди уничтожают самих себя: память, нравственность, душу.

    В.Распутин «Пожар». Мы подошли к такому рубежу, когда политический и экономический кризисы могут стать погребальным звоном нашей планете. Единственным шансом выживания становится совесть человеческая. Без корней, без истории, без культуры, без сохранения природы наше поколение обрекает себя на вымирание. А истребляя всё вокруг, мы оставляем в своей душе нравственную пустоту. Об этом говорит писатель В. Распутин в повестях «Прощание с Матёрой» и «Пожар». Главным героем повести «Пожар» является Иван Петрович Егоров – гражданин-законник, как его называют архаровцы. Так автор окрестил беспечных, нетрудолюбивых людей. Во время пожара они и ведут себя соответственно своему обычному житейскому поведению: «Все тащат!». Ивану Петровичу невыносимо ощущать свою беспомощность перед этими людьми. Но беспорядок царит не только вокруг, но и в его душе. Герой осознает, что «у человека в жизни четыре подпорки: дом с семьей, работа, люди и земля, на которой стоит твой дом. Захромает какая-нибудь — весь свет в наклон». В данном случае не выдержала земля. Уничтожающий огонь у Распутина не только стихия, но и художественный образ. Я думаю, что это опаленная память. Пожара не избежать там, где потеряно чувство прекрасного, где укоренилось потребительское отношение к природе, где забыто, что значит жить по совести. И слово писателя предостерегает всех нас, так как на планете, подобно раковой опухоли, разрастаются зоны экологического бедствия.

    В. Астафьев «Царь-рыба». Природа жива и одухотворена, наделена нравственно-карающей силой, она способна не только защищаться, но и нести возмездие. Иллюстрацией карающей силы служит судьба Гоши Герцева. Этот герой несет наказание за высокомерный цинизм по отношению к людям и к природе. Карающая сила распространяется не только на отдельных героев. Нарушение равновесия несет угрозу всему человечеству, если оно не образумится в своей намеренной или вынужденной жестокости.

    Природа – союзник человека

    В.Быков «Пойти и не вернуться». Зачастую писатели изображают в своих произведениях картины природы не для того, чтобы они служили фоном происходящего, а чтобы были полноправными участниками событий, сопровождали героев, предостерегая, спасая их от беды. В повести В. Быкова «Пойти и не вернуться» природа неоднократно выручает главную героиню в трудную минуту. Идя на задание и попав в снегопад, Зоська Норейко со страхом замечает, что заблудилась в «этом бесконечном болоте». Девушка еще не догадывается, что природа — ее союзник, она согреет и приютит, как это получилось со стожком, в котором промокшая в ручье Зоська обогрелась и обсохла. Писатель старается показать, что если человек слит с родной природой, то он из этого источника черпает свои душевные силы. Попав под обстрел немцев, раненная в голову, Зоська спасается в роще, в полной мере находясь под защитой кустов и деревьев. Почему-то вспомнилось главной героине волшебное дерево из детской сказки, всегда помогающее героям. Оно и теперь укрывает Зоську, дает ей возможность собраться с силами, выжить, добраться до своих. Большой мастер слова В. Быков доказал, что надо бояться людей, а природа всегда окажется рядом, поможет, даст душевные силы.

    Человек и природа – единое целое

    Б.Васильев «Не стреляйте в белых лебедей». Человек и природа – единое целое. Все мы порождение природы, её часть. Об этом пишет Борис Васильев в романе «Не стреляйте в белых лебедей». Главный герой произведения Егор Полушкин беспредельно любит природу, все то, что его окружает. Работает он всегда на совесть, живет смирно, а всегда виноватым оказывается. Причиной этому то, что не мог Егор нарушить гармонию природы, боялся вторгаться в живой мир. Герой понимал природу, и она понимала его. Только Полушкин да и его сын Колька могли «собак самых злющих в два слова утихомирить». Только он умел «слышать и понимать тишину», видеть красоту «отдыхающей природы, ее сон», и единственное, что ему хотелось, так это «зачерпнуть ладонями эту нетронутую красоту и бережно, не замутив и не расплескав, принести ее людям». Но люди не понимали его и считали не приспособленным к жизни. А Егор призывал беречь и уважать родную землю. «Никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это — царем-то зваться. Сын он ее, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку». В конце романа Егор погибает от рук тех, кто не понимает красоту природы, кто привык только покорять ее. Но подрастает сын Полушкина, Колька, который, будем надеяться, сможет заменить своего отца. Станет любить и уважать родную землю, беречь ее.

    М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Тесная эмоциональная связь человека и природы прослеживается в романе Лермонтова «Герой нашего времени». События жизни главного персонажа Григория Печорина сопровождаются измнением состояния природы сообразно переменам его настроения. Так, рассматривая сцену дуэли, очевидна градация состояний окружающего мира и чувств Печорина. Если перед дуэлью небо кажется ему «свежим и голубым», а солнце «ярко сияющим», то после дуэли, смотря на труп Грушницкого, небесное светило казалось Григорию «тусклым», а лучи его «не грели». Природа не только отражает переживания героев, но и является одним из действующих лиц. Гроза становится причиной длительного свидания Печорина и Веры, а в одной из записей дневника, предшествующих встречи с княжной Мери, Григорий отмечает, что «воздух Кисловодска так и располагает к любви». Подобной аллегорией Лермонтов более глубоко и полно отражает внутреннее состояние героев.

    Влияние красоты природы на настроение и образ мыслей человека

    В.М.Шукшин «Старик, солнце и девушка». В рассказе Василия Макаровича Шукшина «Старик, солнце и девушка» мы видим изумительный пример отношения к родной природе, окружающей нас. Старик, герой произведения, каждый вечер приходит в одно и то же место и смотрит, как заходит солнце. Рядом находившейся девушке-художнице он комментирует ежеминутно меняющиеся краски заката. Каким неожиданным будет для нас, читателей, и героини открытие, что дед-то, оказывается, слепой! Уже более 10 лет! Как надо любить родную землю, чтобы помнить в течение десятилетий ее красоту.

    1) Кто не любит природу, тот не любит человека, тот не гражданин. (Ф.М.Достоевский).

    2) Охранять природу — значит охранять Родину. (М.Пришвин).

    3) Природа — вечный образец искусства, а величайший и благороднейший предмет в природе – человек. (В.Белинский).

    Проблемы семьи, взаимоотношений отцов и детей

    Роль детства в жизни человека

    Л.Н.Толстой «Война и мир». Один из героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир», юный Петя Ростов, унаследовавший все лучшие черты «ростовской породы»: доброту, открытость, желание помочь человеку в любую минуту – в годину суровых испытаний не может оставаться дома. Несмотря на запреты и уговоры отца и матери, Петр добился своего: его отправили в действующую армию. И там он проявляет свои лучшие качества, привитые еще с детства. Вспомним, как Петя пожалел французского пленного барабанщика, как щедро угощал своих старших товарищей сладостями, как смело и безрассудно мчался на своем коне в самое пекло боя…

    И.А.Гончаров «Обломов». Детство главного героя Обломова в романе И.А.Гончарова «Обломов» было сказочным и безоблачным. Маленького Илюшу все любили, ласкали, баловали, оберегали от всяческих опасностей. Обломов ничего не делал, родители запрещали ему проявлять свою волю, а любые попытки к самостоятельности немедленно пресекались. Такая чрезмерная опека и забота заглушили в Обломове всякое желание делать что-либо самому, познать что-то новое. В дальнейшем мы видим, каким вырос герой: ленивым, апатичным, совершенно не приспособленным к жизни.

    Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». Безоблачным было детство героя романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова. Добрый и отзывчивый мальчик не мог терпеть несправедливости. Об этом мы узнаем из его сна о бедной лошадке, которую забивает на глазах у десятка людей пьяный Миколка. Взрослые опасаются попасть под руку озверевшего человека, а маленький Родя, громко плача и крича, с кулаками набрасывается на хозяина лошади. Это детское воспоминание всплывает в его больном сознании за несколько дней до убийства старухи и, казалось бы, останавливает его, подталкивает на отречение от задуманного…Но, увы!

    Ч.Диккенс «Дэвид Копперфилд». В большинстве романах Ч. Диккенса можно проследить за тем, насколько важно детство для становления каждого человека. Наиболее характерный в этом отношении роман «Дэвид Копперфилд». Герой этого произведения проходит длинный путь духовного развития. Несчастливое детство, сиротство, поиски родных людей изменяют характер Дэвида, дают ему жизненный опыт.

    Н.В.Гоголь «Страшная месть». В сюжетах повестей «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» Н.В. Гоголь, раскрывая внутренний мир своих героев, нередко ищет причины появления их характерных особенностей в событиях, пережитых в детстве. Для Гоголя этот мотив с течением времени приобретал все большее значение. Например, в «Страшной мести» именно через обращение к детству главного героя повести — колдуна — автор пытается объяснить причины его поступков.

    Взаимоотношения отцов и детей

    А.Вампилов «Старший сын». Проблема непростых взаимоотношений родителей и детей нашла свое отражение в литературе. Об этом писали и А.С.Пушкин, и Л.Н.Толстой, и И .С.Тургенев. В пьесе А.Вампилова «Старший сын» автор показывает отношение детей к своему отцу. И сын, и дочь откровенно считают своего отца неудачником, чудаком, равнодушно относятся к его переживаниям и чувствам. Отец все молчаливо сносит, находит оправдания всем неблагодарным поступкам детей, просит их только об одном: не оставлять его одного. Главный герой пьесы видит, как на глазах разрушается чужая семья, и искренне пытается помочь добрейшему человеку-отцу. Его вмешательство помогает пережить тяжелый период в отношениях детей к близкому человеку.

    И.С.Тургенев «Отцы и дети». Проблема отцов и детей раскрывается в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова с представителем дворянства Павлом Петровичем Кирсановым, а также Базарова с его родителями. Павел Петрович всегда безупречен и элегантен. Этот человек ведет жизнь типичного представителя аристократического общества — проводит время в праздности и безделье. В отличие от него Базаров приносит реальную пользу людям, занимается конкретными проблемами. Эти герои романа занимают прямо противоположные жизненные позиции. В частых спорах Базарова и Павла Петровича затронуты почти все основные вопросы: о путях дальнейшего развития страны, о знании науки, понимании искусства и об отношении к народу. Павел Петрович при этом активно защищает старые устои, а Базаров, напротив, выступает за их разрушение. А на упрек Кирсанова, что вы, мол, все разрушаете, ведь надо и строить, Базаров отвечает, что «сперва нужно место расчистить». Конфликт поколений мы видим и во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой — презирает “глупую жизнь отцов”. От родителей Базарова отдаляют прежде всего его убеждения. Будучи людьми, смотрящими в будущее, писатели, как правило, стоят на стороне нового поколения. Тургенев же в своем произведении “Отцы и дети” не выступает открыто ни на одной из сторон.

    А. Алексин «Безумная Евдокия». Оленька, героиня рассказа, талантливая девочка, но эгоистка, избалованная отцом и матерью. Слепая родительская любовь породила в Оле убеждение в своей исключительности. Нежелание понимать чувства и переживания близких людей, друзей приводит в конце концов к тяжелейшей болезни матери.

    Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Бульба считал, что только тогда воспитание Остапа и Андрия может быть завершенным, когда они познают боевую премудрость и станут его достойными наследниками. Однако измена Андрия сделала Тараса убийцей, он не смог простить сыну предательства. Только Остап согрел душу отца своим мужеством в бою, а затем и во время казни. Для Тараса товарищество оказалось выше всех кровных связей.

    А. Амлинский «Нескучный сад». На примере трех поколений семьи Ковалевских можно проследить влияние родителей на детей. В романе не только сын ищет у отца ответы на мучившие его вопросы, но и отец ощущает потребность в духовном общении с сыном. Писатель убежден: взрослые обязательно должны «владеть даром понимания, а значит, и сопереживания». Если его нет, неминуемо отчуждение детей от семьи, школы и в итоге от общества. Из непонимания, недоверия рождается драматизм отношений между близкими людьми, родителями и детьми.

    А.С. Грибоедов «Горе от ума». Не обошел стороной проблему отцов и детей и русский писатель А. С. Грибоедов в своей комедии «Горе от ума». В произведении прослеживаются взаимоотношения Фамусова со своей дочерью Софьей. Фамусов, конечно, любит дочь и желает ей счастья. Но вот счастье он понимает по-своему: счастье для него — деньги. Он приучает дочь к мысли о выгоде и этим совершает настоящее преступление, потому что Софья может стать похожей на Молчалина, перенявшего от отца лишь один принцип: искать выгоду везде, где только можно. Отцы постарались научить детей жизни, в своих наставлениях передали им то, что для них самих являлось наиболее важным и значительным.

    Равнодушие детей по отношению к родителям, неблагодарность детей

    В.Распутин «Последний срок». Русская литература богата произведениями, затрагивающими проблему «отцов» и «детей». В повести «Последний срок» В. Распутин показывает главную героиню, бабушку Дарью, на закате её жизни. Она чувствует, что дни её сочтены. Именно это побудило её вызвать детей по телеграмме. Съезжаются дети, уже сами давно родители. В Дарье пробуждается с новой силой родительское чувство: она оживает, снова возвращается к жизни. А дети, увидев, что мать поправилась, спешат обратно к себе. Но не проходит и дня после их отъезда, мать умирает. Эта повесть говорит о равнодушном отношении к матери, непонимании её душевного состояния и о матери, сердце которой не перестаёт любить своих детей.

    К.Г.Паустовский «Телеграмма». Когда мы молоды, мы не задумываемся о том, что ждет нас в старости, и совершенно не думаем о том, какой она может быть – легкой, светлой или тяжелой, печальной. А зря. Поразмышляв над судьбой героини К.Г. Паустовского из рассказа «Телеграмма», начинаешь понимать, как же это все-таки горько, когда ты не только стар и беспомощен, но и никому не нужен… На мой взгляд, рассказывая о Катерине Петровне, которая была «одна на белом свете», Паустовский высвечивает одну из самых трагических проблем человечества – разрыв связей между поколениями, который в наше время влечет за собой одинокую старость. Настя, дочь Катерины Петровны, вот уже четвертый год не приезжает к матери, делая карьеру в Ленинграде. Сетуя на нечуткость по отношению к родителям младшего поколения, автор сопереживает героине, пытается «вразумить» молодежь, показать, насколько одиноко и тоскливо бывает забытым старикам.

    А. С. Пушкин «Станционный смотритель». У Самсона Вырина, главного героя повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель», есть дочь Дуня, в которой он души не чает. Но проезжий гусар, положивший на девушку глаз, обманом увозит ее из отцовского дома. Когда Самсон находит свою дочь, она уже замужем, хорошо одета, живет многим лучше его и не хочет возвращаться. Самсон возвращается на свою станцию, где впоследствии спивается и умирает. Спустя три года рассказчик проезжает по тем местам, и видит могилу смотрителя, а местный мальчик рассказывает ему, что летом приезжала барыня с тремя барчатами и долго плакала на его могиле.

    Ф.М. Достоевский «Униженные и оскорбленные». Наташа, героиня романа Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные», предает свою семью, убежав из дому с любовником. Отец девушки, Николай Ихменев, болезненно воспринимает её уход к сыну своего врага, считая это позором, и проклинает дочь. Отвергнутая отцом и потерявшая любимого, Наташа глубоко переживает – она потеряла все, что было у нее ценного в жизни: доброе имя, честь, любовь и семью. Однако Николай Ихменев все еще безумно любит дочь, несмотря ни на что, и после долгих душевных терзаний, в финале повести, находит в себе силы простить ее. На этом примере мы видим, что родительская любовь является самой сильной, бескорыстной и всепрощающей.

    Материнство (роль матери в воспитании)

    М. Горький «Сказки об Италии». Автор считает, что всё лучшее на земле — от матери. Глубокий философский смысл приобретают те сказки, в которых создан образ матери, иногда вырастающий до олицетворения Родины. Девятую сказку Горький начинает словами, исполненными глубокого смысла: «Прославим женщину — Мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни. Прославим в мире женщину — Мать, единую силу, пред которой покорно склоняется Смерть! Перед Матерью преклонился даже «слуга и раб Смерти» — «железный Тамерлан, кровавый бич земли», от которого она потребовала вернуть ей сына.

    А. Фадеев «Молодая гвардия». В лирическом отступлении о матери автор говорит о том, что мать, её забота воспитывают в любом из нас нравственность, умение ценить жизнь.

    В.П. Астафьев «Сопричастный всему живому. » Автор утверждает: если бы ему дано было повторить жизнь, он одно просил бы у своей судьбы — оставить с ним маму. Её не хватало писателю всю жизнь, и он обращается ко всем с просьбой беречь матерей, ведь они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может.

    Материнство как подвиг

    Л. Улицкая «Дочь Бухары». Бухара, героиня рассказа, совершила материнский подвиг, всю себя отдав воспитанию дочери Милы, у которой был синдром Дауна. Даже будучи смертельно больной, мать продумала всю дальнейшую жизнь дочки: устроила на работу, нашла ей новую семью, мужа, и только после этого позволила себе уйти из жизни.

    В. Закруткин «Матерь человеческая». Мария, героиня повести «Матерь человеческая», на своих плечах вынесла тяжелое бремя войны. Героиня осталась совсем одна в разрушенной фашистами деревне, когда носила под сердцем ребенка. Но отчаяние лишь на минуту охватило Марию. Она поняла, что нельзя сдаваться, надо жить дальше. Мария нашла в себе силы не только выжить самой, но и помочь это сделать другим. Она стала матерью всего живого. Среди трупов и разрушения Мария сохранила жизнь. Эта женщина начала с нуля, когда у нее ничего не было. И все же героине удалось сделать невозможное: Мария дарила надежду голодным ленинградским детям. Она сделала самое главное – просто обогрела их, показала, что есть на свете заботливые люди. Мария хочет мирной жизни не только для своего ребенка, но и для всех детей. Поэтому она заботится о тех, кому сейчас плохо и одиноко. За это ее благодарят дети: трехлетняя Даша, маленький Андрюша, Галя и Наташа из детдома. Жизнь послала Марии нелегкие испытания, она попала в тяжелейшие условия. Но вера, надежда, добро помогли этой женщине. Писатель уверен, что только добро, тепло семьи и матери может победить войну.

    Роль семьи в формировании личности

    Л.Н.Толстой «Война и мир» (роман-эпопея). Идеал Толстого – семья, взаимоотношения в которой построены на добре и правде. Болконские, Ростовы. Это не просто семьи, это целые жизненные уклады, основанные на национальных традициях. В семье Ростовых всё строилось на искренности и доброте, поэтому и дети — Наташа, Николай и Петя — стали по-настоящему хорошими людьми, а в семье Курагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль — безнравственные эгоисты.

    И.Полянская «Утюжок и мороженое». Негативная психологическая атмосфера в семье, бездушие взрослых стали причиной серьёзной болезни Риты, маленькой героини рассказа, и жестокости, хитрости, изворотливости её сестры.

    Д.С.Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» писал о роли семьи в воспитании детей. Ученый был уверен, что взрослый неравнодушный человек «не лекциями и наставлениями, а прежде всего той атмосферой, которая царит в семье» воспитает настоящего гражданина. «Если в семье есть общие интересы, общие развлечения, общий отдых, то и это очень много. Ну, а если дома изредка рассматривают семейные альбомы, ухаживают за могилами родных, рассказывают о том, как жили их прабабушки и прадедушки, – то это вдвойне много»,- писал Д.С.Лихачев.

    Конфликты в семье

    Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». Семья – духовная опора человека. Теряя её, человек отрывается от мира. Он подобен листу, опавшему с дерева: жизненный путь ему не подвластен, лихие ветра судьбы носят его туда-сюда, в душе смятение, ни к чему и ни к кому он не привязан. Именно в такую ситуацию попал главный герой романа Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». Родители не желали понять интересы своего сына, его тягу к морю. Навязывая свои взгляды и интересы юноше, они добились лишь гнева сына. В результате они потеряли его на долгие годы.

    Семья Л.Н.Толстого. Расхождение взглядов на жизнь зачастую является основой для конфликтов. Это и забрало счастье семейной жизни у знаменитого русского писателя Л.Н.Толстого. Несмотря на аристократическое происхождение, он на исходе своего жизненного пути жил весьма бедно, так как избрал путь благодетеля, раздав большую часть своего имущества нуждающимся. Его творения были знамениты уже тогда, но он не пожелал денег за свои труды. Но жена Толстого осуждала мужа. Она хотела роскоши, жизни, достойной аристократов. Её не стоит винить за это. Но именно такое расхождение взглядов и потребностей уничтожило радость супружеской жизни.

    А.С.Пушкин «Скупой рыцарь». Большие деньги, как известно, пагубно влияют на душу человека. Под их воздействием меняются отношения между людьми, даже между родными. Это ведет к непониманию в семье, к непрочности родственных уз. Это прекрасно показал Пушкин в «Скупом рыцаре»: деньги разъединили старого барона и его сына, встали на пути их сближения, разбив надежду на взаимопонимание и любовь.

    Взаимоотношения в семье

    А. Амлинский «Возвращение брата». В повести создан образ очень искреннего, непосредственного мальчишки, мечтавшего о друге, защитнике. Он надеется обрести его в старшем брате и с нетерпением ждет его возвращения. Но старший брат потерял себя как личности, опустился на «дно» жизни. Однако вера младшего брата, невозможность обмануть его помогают старшему, Ивану, вернуться к нормальной жизни.

    А. Алексин «Безумная Евдокия». Родители, ослепленные талантливостью дочери Оли, уверовавшие в ее исключительность, не желают понять классную руководительницу, стремящуюся «сделать успех каждого, радость каждого — успехом и радостью всех». И Евдокия Савельевна, и ребята готовы оценить и полюбить талант, но не могут принять и простить Олиного высокомерия и пренебрежения к ним. Много позже отец поймет учительницу и согласится, что желание быть первым любой ценой обрекает человека на одиночество.

    А.Лиханов «Обман». У главного героя, Серёжи, умерла мать. Все его дальнейшие беды связаны с этой, главной бедой. На него обрушивается целая череда обманов: выясняется, что родной отец, оставивший семью, живет в их городе, отчим и его мать, Сережина учительница, припугнув бабушку, что им с Сережей не прожить на пенсию, переселяют их из двухкомнатной квартиры в жалкую комнатушку. Тяжело переживает мальчик и свалившееся на него одиночество: от него фактически отказались и отец, и отчим. Сложный путь прошел герой, пока не понял, что невозможно жить во лжи. В свои четырнадцать лет Сережа Воробьев приходит к убеждению о необходимости самому принимать решения.

    Равнодушие мира взрослых, детская незащищённость

    Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик». Герой повести — сирота Петя, которого нещадно эксплуатируют в цирке: он эквилибрист. Выполняя сложнейшее упражнение, мальчик разбился, и его смерть просто осталась незамеченной.

    Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке». Мальчик, герой рассказа, приехал с матерью в Петербург, но после её смерти, накануне Рождества, оказался никому не нужен. Ему никто даже не дал куска хлеба. Ребенок замерз, голодный и заброшенный.

    Э. Хемингуэй «Старик и море». Старый кубинский рыбак Сантьяго надеется, что его мастерство сохранится в веках, но самое главное — оно может быть передано как самое дорогое наследство следующим поколениям. Поэтому он учит мальчика всем премудростям ремесла и жизни.

    1. Нет на свете места приятнее домашнего очага. (Цицерон).
    2. Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. (Л.Н.Толстой).
    3. Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. (А.С.Пушкин).
    4. Любовь к родителям – основа всех добродетелей. (Цицерон).

    Роль учителя в жизни человека

    Роль учителя в жизни подрастающего поколения

    В.Астафьев «Фотография, на которой меня нет». «Сеятели разумного, доброго, вечного», — говорят об учителях. От них — всё лучшее в человеке. В русской литературе не раз писатели раскрывали образ учителя, отмечали его важную роль в жизни подрастающего поколения. «Фотография, на которой меня нет» — глава из повести Виктора Астафьева «Последний поклон». В ней автор рисует события далеких тридцатых годов, вспоминает фрагмент собственной жизни, в котором описывает быт простых людей в далеком сибирском селе, которое взбудоражено важным событием – приездом фотографа. Благодаря учителю, быть увековеченным посчастливилось учащимся сельской школы. К несчастью, Витьке из-за болезни ног не удалось «засняться». Больше недели мальчик вынужден был находиться дома под опекой бабушки. Однажды мальчика навестил школьный учитель – принес готовую фотографию. В этом произведении мы видим, каким уважением и любовью пользовался этот приветливый человек в селе. И было за что! Учитель самоотверженно вносил культуру и образование в глухую деревню, был заводилой в деревенском клубе, на собственные деньги заказал мебель для школы, организовал сбор «утильсырья», в результате чего в школе появились карандаши, тетради, краски. Учитель никогда не отказывал в просьбе составить документы. Он был очень вежлив и доброжелателен со всеми. Люди благодарили за это: помогали дровами, простой деревенской едой, присматривали за ребенком. А еще мальчик вспоминает героический для учителя поступок: поединок с гадюкой. Таким и остался этот человек в памяти ребенка – готовым броситься вперед и оборонить своих учеников. И неважно, что дети не знали, как зовут учителей. Для них слово «Учитель» — уже само имя собственное. Важно, что учитель – человек, стремящийся облегчить и улучшить людскую жизнь. И хотя на старой фотографии нет автора, она дорога ему воспоминаниями о далеком детстве, о родных людях, жизнь которых и составляет историю нашего народа.

    В.Распутин «Уроки французского». Каждый день мы ходим в школу, встречаем одних и тех же учителей. Одних из них мы любим, других — не очень, одних уважаем, других — побаиваемся. Но вряд ли кто-нибудь из нас до рассказа В. В. Распутина «Уроки французского» задумывался о влиянии личности определенного учителя на нашу дальнейшую жизнь. Главному герою рассказа очень повезло: в классные руководители ему досталась умная, отзывчивая женщина. Видя бедственное положение мальчика и вместе с тем — его тягу к знаниям, она постоянно предпринимает попытки помочь ему. То Лидия Михайловна пытается усадить своего ученика за стол и досыта накормить, то отправляет ему посылки с едой. Но все ее хитрости и старания пропадают даром, потому что скромность и чувство собственного достоинства главного героя не позволяют ему не только признаться в своих проблемах, но и принять подарки. Лидия Михайловна не настаивает — она уважает гордость, однако постоянно ищет новые способы помочь мальчику. В конце концов, имея престижную работу, которая не только хорошо ее кормит, но и дает ей жилье, учительница французского языка решается на «грех» — она втягивает ученика в игру на деньги, чтобы он имел возможность самостоятельно заработать на хлеб и молоко. К сожалению, «преступление» раскрывается, и Лидии Михайловне приходится уехать из города. И все же внимание, доброжелательное отношение, жертву, принесенную учителем ради помощи своему воспитаннику, мальчик не сможет забыть никогда и через всю свою жизнь пронесет благодарность за самые лучшие уроки — уроки человечности и добра.

    А. Алексин «Третий в пятом ряду». Учительница Вера Матвеевна, размышляя о методах воспитания, вынуждена признать, что была неправа, стараясь воспитывать всех своих учеников одинаково: «Нельзя подавлять человека. Добро каждый должен творить по-своему. Непохожесть характеров вряд ли стоит принимать за несовместимость».

    А. Алексин «Безумная Евдокия». Учительница Евдокия Васильевна была убеждена: самый большой талант в её учениках — талант доброты, желания прийти на помощь в трудную минуту, и именно эти черты характера она воспитывала в них.

    А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Старый Лис научил Маленького принца постигать мудрость человеческих отношений. Чтобы понять человека надо научиться вглядываться в него, прощать мелкие недостатки. Ведь самое главное всегда бывает скрыто внутри, и сразу его не разглядишь.

    А.И. Куприн «Тапер». Антон Рубинштейн, великий композитор, услышав талантливую игру на фортепиано никому не известного юного тапера Юрия Азагарова, помог ему стать известным музыкантом.

    А. Лиханов «Драматическая педагогика». «Самое дурное, что может быть на белом свете, — воспитатель, не признающий, не видящий, не желающий видеть своих ошибок. Учитель, который ни разу не сказал своим ученикам, их родителям, самому себе: «Извините, я ошибся» или: «Я не сумел».

    А.С.Пушкин и поэт Жуковский. В истории встречается немало случаев, когда учитель оказывал огромное влияние на ученика, что впоследствии приводило последнего к успеху. А.С.Пушкин всегда считал своим учителем русского поэта Жуковского, который одним из первых отметил у начинающего поэта незаурядные способности к творчеству. И портрет для Пушкина Жуковский подписал следующими словами: «Победителю — ученику от побеждённого учителя».

    Роль искусства и литературы в жизни человека

    Роль книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии человека

    А.С.Пушкин «Евгений Онегин». В литературе известны факты, как именно книги формировали внутренний мир героев. Татьяна Ларина, героиня романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», росла одинокой девочкой, была погружена в свои чувства и переживания. У старших Татьяна не находила ответы на свои вопросы. И тогда она обращалась к книгам. Героем её романа стал Онегин. Раскрыть внутренний мир Евгения Татьяна смогла, познакомившись с его библиотекой, с пометками, делавшимися им на полях любимых книг. Она решает, что Онегин в своих чувствах и действиях копирует героев европейского романтизма начала девятнадцатого века. Прикоснувшись к книгам, Татьяна смогла заглянуть в душу другого человека, понять его внутренний мир.

    Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». Пример влияния книги на внутренний мир человека можно увидеть в сцене чтения Евангелия в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Сонечка читает отрывки из этой книги, и у Раскольникова начинают мелькать мысли: «Разве могут её убеждения не быть теперь моими убеждениями?». «Переступить себя можно, а чужую жизнь нельзя», — такова мысль Сонечки после прочтения Евангелия. Даже не прочитанные, а пропущенные через душу другого человека книги могут оказать сильное воздействие на чувства и взгляды.

    Д.Лондон «Мартин Иден». Главный герой романа Д.Лондона «Мартин Иден» главный герой – рабочий парень, моряк, выходец из низов. Мартин знакомится с Руфь Морз, девушкой из состоятельной буржуазной семьи, которая пробуждает в полуграмотном Мартине интерес к литературе. Герой твёрдо решает измениться, заработать деньги и стать достойным своей возлюбленной. И книги ему помогают в этом. Он составляет программу по самосовершенствованию, работает над своим языком и произношением, читает очень много романов, научных трудов, стихотворных сборников. Упорный труд приносит свои плоды: Мартин намного превосходит в интеллектуальном плане и Руфь, и её семью, и знакомых – всех тех, кем он восхищался поначалу и перед кем испытывал мучительный стыд за своё невежество и необразованность. Более того, он сам начинает писать и становится успешным писателем.

    Д.С.Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» писал: «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми». Лучше, на мой взгляд, не скажешь!

    М. Горький «Мои университеты». Многое в жизни Алеши Пешкова сделали книги. Они помогали познать огромность мира, красоту его и разнообразие. Алеша рассказывает, что именно ему нравилось, что и как он понимал. Он жадно читал все, что попадалось — бульварщину, книги авторов второстепенных, случайных, ныне забытых, вперемешку с классиками. Из текста горьковской трилогии можно составить длинные списки прочитанных им книг, с его аннотациями-оценками и провести интереснейшие исследования о круге чтения Алеши Пешкова. Он сам учится отличать хорошую книгу от плохой. Ему надо дважды перечесть «Предание», чтобы понять, что книга эта слабая. Интересно следить, как формируется, оттачивается вкус мальчика. В беспорядочном его чтении было свое преимущество — оно тренировало ум; он учился ориентироваться в книжном море, он был свободен от школьных авторитетов. Так он самостоятельно понял, почувствовал гений Пушкина «Пушкин до того удивил меня простотой и музыкой стиха, что долгое время проза казалась мне неестественной и читать ее было неловко». Любимые свои книги Алеша пересказывал кому угодно – денщикам, матросам, приказчикам, читал вслух, и люди жадно слушали его, иногда ругались, высмеивали, но зато и вздыхали и восхищались.

    Роль чтения в жизни человека

    Р. Брэдбери в романе-антиутопии «451 градус по Фаренгейту» писал, что простой человек разве только одну сотую может увидеть своими глазами, а «остальные девяносто девять процентов он познает через книгу». В утопическом мире будущего нет социальных проблем. Они были побеждены уничтожением книг — ведь литература заставляет думать. Костры из художественных произведений символизируют гибель человеческой духовности, превращение людей в заложников примитивной массовой культуры.

    Снижение уровня читательской активности в современном обществе

    Л.Жуховицкий «Книга или ящик». Известный публицист Л.Жуховицкий в своей статье «Книга или ящик» с негодованием говорит об отрицательном влиянии «говорящего ящика» на человека, который способствует деградации населения. Л.Жуховицкий предъявляет счет телевидению, воспитавшему уже не одно поколение «глухонемых» детей, которые совсем не могут общаться. Именно телевизор препятствует развитию мышления ребенка: ребята привыкли к тому, «что за них думает ящик» и брать в руки книгу не желают.

    Роль музыки в жизни человека, восприятие музыки человеком

    Песня «Священна война». Красивая музыка оказывает огромное влияние на внутренний мир человека. Она способна поднять настроение, взбодрить, успокоить. Есть много музыкальных произведений, которые обладают уникальной способностью вести за собой людей, идти к заветной цели. Например, всем известна песня «Священная война», написанная композитором А.В.Александровым и поэтом В.И.Лебедевым-Кумачом. Она стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. С этой песней русские люди, охваченные «яростью благородной», шли на смертный бой, вставали плечом к плечу на защиту Родины.

    В повести В.Астафьева «Последний поклон» повествуется о мальчике, который услышал музыку первый раз в жизни. Тревога, горечь, жалость к погибшим односельчанам, любовь к родине – вот гамма чувств и эмоций, пережитых ребёнком. Эту же музыку слышит рассказчик через много лет во время войны. И теперь полонез Огинского оказывает другое влияние на слушателя: «она звала куда-то», «заставляла что-нибудь делать». Значит, музыкой можно не просто наслаждаться, музыка – это то, что может заставить действовать.

    Л.Н.Толстой «Война и мир». В ряде произведений русских писателей герои испытывают сильные эмоции под воздействием гармоничной музыки. Один из персонажей романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» Николай Ростов, проиграв в карты крупную сумму денег, находится в смятении, но, услышав великолепное исполнение арии своей сестрой Наташей, приободрился. Несчастное происшествие перестало быть для него столь трагичным.

    В повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет» под звуки сонаты Бетховена героиня Вера Шеина испытывает душевное очищение после пережитых ею тяжёлых минут жизни. Волшебные звуки рояля помогли ей обрести внутреннее равновесие, найти силы, обрести смысл дальнейшей жизни.

    В. Астафьев «Домский собор». Рассказчик убежден, что только музыка спасет мир и каждого из нас от внутреннего распада, поможет лучше понять себя. Автор, размышляя о силе музыки, основывается на своих личных впечатлениях от услышанного «пения органа» в Домском соборе. «Перед великой музыкой отступили «душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы», — вспоминает автор. «Перед величием прекрасного» были готовы преклонить колено люди, наполнившие собор, плачущие от «ошеломившей их нежности». Все, кроме музыки, казалось нелепым и бессмысленным.

    К. Паустовский «Старый повар». Роль музыки в рассказе главная, потому что музыка помогла старому повару увидеть в своем воображении то, чего он не смог увидеть наяву: она волшебным образом перенесла старика в другое время, предоставила возможность вновь ощутить себя молодым, влюбленным, встретиться со своей Мартой; сняла тяжесть с его души. Слепому герою этого рассказа музыка Моцарта воссоздала зримую картину, помогла возвратиться в прошлое, увидеть самые счастливые события своей жизни.

    В. Короленко «Слепой музыкант». Петрусь родился слепым, и музыка помогла ему выжить и стать по-настоящему талантливым пианистом. Слепой обретает силы в музыке. Через неё он может воздействовать на людей, рассказывать им то главное о жизни, что так трудно понял сам. Таков выбор слепого музыканта.

    А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда». Якова Матвеевича, героя рассказа, найденная им мелодия, изумительная по красоте, трогательная и печальная, заставляет сделать философские обобщения гуманного характера: если бы не было ненависти и злобы между людьми, мир стал бы прекрасен, никто бы не стал друг другу мешать. Он впервые испытал стыд от того, что обижал окружающих.

    Л.Н. Толстой «Альберт». Главный герой рассказа — гениальный музыкант. Он завораживающе играет на скрипке, и слушателям кажется, что они вновь переживают навек утраченное, что их души согреваются.

    Влияние произведения искусства на человека

    У Г. И. Успенского есть замечательный рассказ «Выпрямила». Он о том, какое влияние оказала на рассказчика замечательная скульптура Венеры Милосской, выставленная в Лувре. Герой был поражен великой нравственной силой, которая исходила от античной статуи. «Каменная загадка», как называет ее автор, сделала человека лучше: он стал вести себя безукоризненно, ощутил в себе счастье быть человеком.

    Д.С.Лихачёв «Письма о добром и прекрасном». Разные люди неоднозначно воспринимают произведения искусства. Один с восторгом замрет перед полотном мастера, а другой равнодушно пройдет мимо. О причинах такого разного подхода рассуждает в «Письмах о добром и прекрасном» Д.С.Лихачев. Он считает, что эстетическая пассивность некоторых людей порождена отсутствием должного приобщения к искусству в детстве. Только тогда вырастет настоящий зритель, читатель, ценитель картин, когда он в детские годы будет видеть и слышать все, что отображается в произведениях искусства, переноситься силой воображения в мир, облеченный в образы.

    Жизненный пример. Может ли искусство изменить жизнь человека? Актриса Вера Алентова вспоминает такой случай. Однажды она получила письмо от неизвестной женщины, в котором рассказывалось о том, что та осталась одна и ей не хочется жить. Но, посмотрев фильм «Москва слезам не верит», женщина стала другим человеком: «Вы не поверите, я вдруг увидела, что люди улыбаются и не такие уж они плохие, как мне казалось все эти годы. И трава, оказывается, зеленая, И солнце светит . Я выздоровела, за что огромное вам спасибо».

    Жизненный пример. Учёные, психологи давно утверждают, что музыка может оказывать различное воздействие на нервную систему, на тонус человека. Общепризнанно, что произведения Баха повышают и развивают интеллект. Музыка Бетховена пробуждает сострадание, очищает мысли и чувства человека от негатива. Шуман помогает понять душу ребёнка. Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича имеет подзаголовок «Ленинградская». Но больше ей подходит название «Легендарная». Дело в том, что, когда фашисты осадили Ленинград, на жителей города огромное воздействие оказала 7-я симфония Дмитрия Шостаковича, которая, как свидетельствуют очевидцы, дала людям новые силы для борьбы с врагом.

    Проблема развития и сохранения русского языка

    nsportal.ru

    Еще по теме:

    • Препарат от умственной отсталости Умственная отсталость Олигофрению (малоумие) как синдром врожденного психического дефекта отличают от приобретённого слабоумия, или деменции (нем. de — приставка, означающая снижение, понижение, движение вниз + нем. mens — ум, разум). Приобретённое слабоумие — снижение интеллекта от […]
    • Что такое лога невроз На главную страницу К сожалению, неврозы сегодня встречаются часто, как у взрослых, так и у подростков и детей. К расстройство нервной системы приводят не только стресс и горе, но и современный ритм и образ жизни. Считается, что основными факторами развития невроза являются […]
    • Как ставят диагноз шизофрения Как ставится диагноз шизофрения Верные методы диагностирования психических заболеваний являются залогом успешного лечения. Профессиональное отношение к недугу предусматривает длительное наблюдение за пациентом — не менее 6 месяцев в условиях стационара психиатрического заведения. Болезнь […]
    • Расстройствах поведения и личности Расстройствах поведения и личности Пограничные психические расстройства личности и поведения, которые в отличие от невротических расстройств не являются тягостными для человека, не вызывают никаких вегетативных нарушений и принимаются как свои собственные особенности. Специфические […]
    • Депрессия отсутствие энергии Совершенно нет сил? Мы нашли целых четырнадцать причин физического и морального истощения. И столько же простых решений, которые помогут вернуть энергию и кураж. Вы пьете мало воды Даже небольшое обезвоживание – всего каких-то 2% сверх естественной потери воды – снижает наш уровень […]
    • Кроссворд по теме стресс Кроссворд Самый главный стресс По горизонтали: 3. Окончание срока срочной службы. 7. Число центов в евро + шаг танцора. 9. Недавно в Америке была обнародована "шкала стрессов". Согласно ей, такое испытание, как экзамены на аттестат зрелости и поступление в университет стоят лишь на 26 […]